Преодоление полосы препятствий: вертикальный маятник-«цирк»-спуск и подъем спортивным способом


ТЕМА: Преодоление полосы препятствий: вертикальный маятник-«цирк»-спуск и подъем спортивным способом
Цель: подготовка юных туристов-спортсменов к соревнованиям по туризму.
Задачи: -отрабатывать с воспитанниками технику прохождения этапов.-обучать воспитанников техническим приемам прохождения туристских этапов;-воспитывать волю, смелость и решительность, способствовать развитию силы, быстроты реакции, выносливости, навыков здорового образа жизни, укреплять здоровье, содействовать всестороннему физическому развитию. Оборудование: Страховочные обвязки, карабины, жумары, заранее подготовленные этапы: «Маятник», «Переправа по параллельным перилам», «Спуск», «Подъем».Ход занятияПедагог: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас подготовка к районным соревнованиям по технике пешеходного туризма в закрытых помещениях. Наша цель – научиться быстро и правильно преодолевать полосу препятствий в виде нескольких этапов: «Маятник», «Параллельная переправа», «Спуск», «Подъем».Но для начала подготовим наши мышцы к физическим нагрузкам.Комплекс физических упражнений:1.В одну шеренгу становись.2.На 1-2 рассчитайсь.3.Первые номера 2 шага вперед шагом марш.4.Упражнения для мышц шеи5.Исходное положение: руки на пояс. 6.поворот головы, влево.7.вправо.8.наклон головы, вперед.9.назад. 10. Исходное положение: руки на пояс.11.Круговые движения головы.12. 8- круговых движений влево.13. 8- круговых движений вправо. 14.Подготовка мышцы плечевого пояса15.Исходное положение: стойка ноги врозь.16. 4-4 круговых движений, в локтевых суставах во внутрь.17.4-4 то же наружи.18.Исходное положение: стойка ноги врозь, руки на пояс.19.1 – поворот влево.20.2 – Исходное положение21.3-4 – то же вправо22.Исходное положение: стойка ноги врозь, руки на пояс.23.1-наклон туловища в лево.24.2- Исходное положение25.3-4-тоже вправо.26.Подготовка мышцы туловища27.Исходное положение: широкая стойка.28.1 – наклон к левой ноге.29.2 – наклон по середине.30.3 – наклон к правой ноге.31.4 – Исходное положение32.Исходное положение: узкая стойка33.1-3 – пружинистых наклона.34.4 – задержать.35.Подготовка мышцы ног.36.Исходное положение: узкая стойка, руки на коленях.37.1-8 круговых движений в коленных суставах влево.38.2-8 – то же вправо. 39.Исходное положение: широкая стойка, руки на поясе40. присесть руки вперед41.встать руки на пояс42.встать стряхнуть ноги.43.Разминка закончена.Педагог: Ребята все взяли страховочные системы. Одевать ее мы будем на время (контрольное время 10 мин.)Работа с обвязкой страховочной верёвкой, пристёгивание страховочных карабинов.Педагог: Молодцы вы хорошо справились с этим заданием, обвязки на всех одеты и страховочная веревка завязана, карабины пристегнуты. Мы смело можем приступать к тренировочным занятиям.Первый этап «Вертикальный маятник» (веревка толщиной 10 мм прикреплена к опоре на высоте 4 м, конец свободный образует маятник)Прохождение этого этапа потребует от вас умение держать равновесие и правильно передвигаться по натянутой веревке, используя жумар (специальное устройство для подъема и фиксации на веревке)
Задача встегнуть жумар выше точки крепления страховочного уса к ИСС (индивидуальной страхочной системе), держась за веревку и жумар, преодолеть условную пропасть 4м. Выстегнувшись с этапа, передать маятник следующему участнику. Обратите внимание, на полу лежит красочная лента – это обозначение контрольного участка, за который заступать нельзя. Хочу напомнить, что во время соревнования за неправильное выполнение задания команда получает штрафные баллы. Поэтому старайтесь сразу выполнять все без ошибок. Педагог: Ребята вы все поняли? Готовы?Ответы ребят: Да!Вперед. Каждый участник команды по очереди отрабатывает движение по маятнику.
Педагог: Молодцы. Не у всех все сразу получилось, но ваше упорство показало, что вы хотите и пройдете. И этот этап вам уже на соревнованиях не страшен. Его вы преодолели.
Второй этап «переправа по параллельным перилам («цирк»)»(веревки толщиной 10 мм натянуты между 2 опорами параллельно друг другу. Длина дистанции 10 м )Педагог: Ваша задача преодолеть переправу, но только правильно это сделать. Самомостраховка осуществляется с помощью уса самостраховки, который карабином пристегивается к верхним страховочным перилам. Ваша задача подтянуться за петлю и встегнуться страховочным усом в верхнюю веревку. Движемся по нижней веревке ногами, а руками держимся за верхние страховочные перила. Передвигаемся по переправе боком приставными шагами, а лучше всего скользящим шагом это снижает колебание веревки. Держаться за верхние страховочные перила двумя рука, между руками продвигается карабин самостраховки. Данную переправу проходят по одиночку.
Если на этапе еще проходит участник, а кто-то из вас встанет на веревку команда зарабатывает штрафные баллы, а если безштрафная система, попросят переделать этап второго участника. Т.е. будет потеряно время! Поэтому будьте очень внимательны!
Педагог: Ну, вот вы все прошли параллельную переправу и поняли, что это все не так просто и легко, как казалось в начале. Но вы молодцы справились с этим и по времени уложились.
Третий этап «Подъем» (скамейка, закрепленная под углом 45 градусов, веревка 10мм, закрепленная на опоре, длина этапа 10м)Педагог: На этом этапе пристегиваем жумар на основную перильную веревку так, чтобы веревка оставалась с левого бока, левой рукой вытягиваем веревку через жумар, правой рукой держимся за ручку жумара и протягиваем его вперед по веревке. Дойдя до конца этапа, прежде чем выстегнуть жумар, перестегиваемся в накопительные страховочные перила усом. Только после этого выстегиваем жумар. По перилам переходим на следующий этап «Спуск».
Четвертый этап «Спуск» (скамейка, закрепленная под углом 45 градусов, веревка 10мм, закрепленная на опоре, длина этапа 10м)Педагог: На этом этапе пристегиваем ФСУ на основную перильную веревку так, чтобы веревка оставалась с правого бока (если правша), вытягиваем контролирующий конец веревки максимально вверх. Контролирующая рука с захваченным концом веревки (левая, если правша) держится за накопительные перила, когда вы выстегиваете ус самостраховки из накопительных перил. Перехватываете веревку так, чтобы левая рука захватывала основные перила спуска выше ФСУ, а правая (контролирующая) держала и выпускала конец основной веревки на спуске.
Дойдя до конца этапа, выстегиваем ФСУ. Освободив этап, кричим следующему участнику: «Свободно!»
Подведение итогов занятия.Педагог: Мы здорово с вами провели сегодняшнее занятие. Вы хорошо отработали некоторые этапы пешеходного туризма. Устали? Но ничего скоро отдохнете. Но прежде чем мы закончим, наше занятие ответе мне на вопросы.Вопрос: Какие этапы мы сегодня с вами отработали?Ответы ребят: «Маятник», «Параллельная переправа», «Спуск», «Подъем»Вопрос: Сколько участников могут одновременно находиться на этапе?Ответы ребят: Только один.
Вопрос: как необходимо встегивать жумар на вертикальном маятнике? Ответы ребят: выше точки крепления страховочного уса на страхочную систему.Вопрос: Как надо передвигаться по веревкам на переправе по параллельным перилам?Ответы ребят: боком приставными шагами, а лучше всего скользящим шагом.Вопрос: Где должны находиться страховочные карабины при движении на этом этапе?Ответы ребят: На страховочных перилах между руками.
Вопрос: зачем необходимо вытягивать рукой веревку на подъеме?
Ответы ребят: чтобы не было провисания веревки перед жумаром на подъеме
Вопрос: прежде чем выстегнуть жумар, необходимо встегнуть…?
Ответы ребят: ус самостроховки в накопительные перила.
Вопрос:  преодолев этап необходимо громко сообщить следующему участнику, что он может идти. Как ? Ответы ребят: закричать «Свободно!»
Педагог: Молодцы! Хорошо с вами все отработали и усвоили! На этом наше занятие окончено. На следующее занятие мы продолжим подготовку к соревнованиям