Программа летнего профильного направления Юный Патриот

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16 р.п. Заветы Ильича
Советско-Гаванского муниципального района



«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
_________ /Новоселова М.В./
Протокол №___
«___» _______ ___2016 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по ВР
____________/Лисова Л.Ю./

«___» _______ ___2016 г.
«Утверждено»
Директор МБОУ СОШ №16
_______/Федорченко Н.П. /

«___» _______ ___2016 г.








Программа
профильного направления
«Юный патриот»

Направленность: гражданско-патриотическая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: 12 - 16 лет
Срок реализации: 6 дней
















Автор-составитель:
Лебедева Е.Г.
педагог-организатор ОБЖ
МБОУ СОШ №16




р.п. Заветы Ильича
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


«Больше внимания нужно уделять патриотическому воспитанию молодежи. Да, необходимо серьезно обновить эту работу, но некоторые традиционные методы, например, военно-патриотические игры, востребованы и сегодня. Они выработают и командный дух, и сильный характер и формируют навыки поведения в самых сложных условиях», - отметил в своем послании федеральному собранию Президент Российской Федерации 30 ноября 2010 года. «Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни», - подчеркнул он.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от них, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны. На мой взгляд, современная школа независимо от ее статуса (гимназия, лицей, коррекционная школа, общеобразовательная и др.) остро нуждается в военно-патриотическом воспитании как факторе воспитания патриотизма, духовно-нравственной культуры личности, без чего невозможно представить себе наше будущее.
Патриот уважает и помнит историю своей страны, он с гордостью принимает и победы, и поражения, не пытаясь при этом высмеять или унизить государство.
Можно испытывать патриотические чувства к государству, в котором живешь, а можно находясь за тысячи километров от него чувствовать себя его частью.
На сегодняшний день гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся отводится приоритетное место в воспитательной системе. Патриотизм был и остается одной из главных основ духовного единства Российского государства. От степени осознания всеми гражданами патриотической идеи зависит социальный мир, сплоченность общества, стабильность государства.
Патриотическое и духовно–нравственное воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного образования, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине и формирования нравственных качеств личности.
Данный подход и стал основополагающим в разработке данной программы по гражданско–патриотическому воспитанию подростков в каникулярное время, а именно профильного военно-патриотического направления «Юный патриот».
Разработка данной программы была вызвана:
повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
модернизацией старых форм работы и введением новых;
необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы.
Теоретические и практические занятия по профилю программы содействуют патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности подростков, их лидерских качеств, также решаются задачи профориентации и стимулирования молодежи к службе в армии.
Целесообразность данной программы заключается в необходимости непрерывного развития военно-патриотического движения. В период летних каникул данный вид деятельности решает задачи непрерывности и преемственности обучения, профилактики отрицательных социальных явлений в подростковой среде, пропаганды здорового образа жизни, обеспечивает занятость подростков и их оздоровление.
Программа гражданско-патриотического воспитания «Юный патриот» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами: «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2016г», Законом РФ «Об образовании»; Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Инновационный потенциал программы заключается в создании социальной среды, способствующей воспитанию и развитию социально-значимых качеств личности, формированию социальной компетентности школьников.
Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе.

Цель и задачи программы «Юный патриот»
Цель программы: Создание комплексных условий для становления гражданско-патриотического сознания подрастающего поколения, воспитание верности Отечеству, формирование готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Задачи программы:
совершенствовать систему гражданско-патриотического воспитания подростков;
воспитать у подростков чувства патриотизма, гражданского долга, дисциплинированности, духовности и нравственных качеств;
способствовать укреплению навыков здорового образа жизни;
формировать коммуникативные навыки;
организовать систему спортивно-оздоровительных мероприятий.
формировать у подростков активную жизненную позицию;
воспитать у учащихся чувства любви к государственным символам Российской Федерации, уважения к воинским ритуалам, военной форме одежды.
способствовать изменению ценностного отношения подростков к своему здоровью, его укреплению, блокировке негативных и вредных привычек.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса подростков к военному искусству, физической силе и красоте, мужеству, стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.
Основными направлениями программы «Юный патриот» являются: гражданско-патриотическое, спортивно-патриотическое и военно-патриотическое, которые сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2016 годы»:
- Гражданско–патриотическое - воздействует через систему мероприятий на формирование гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
- Военно-патриотическое - ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
- Спортивно-патриотическое - направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности защите Родины.
Реализацию программы предполагается осуществлять на основе следующих принципов:
гуманистических начал, многообразия и вариативности форм организации жизнедеятельности и образования детей и подростков;
приоритета интересов каждого обучающегося, учета его интеллектуальных и психофизиологических и личностных особенностей;
воспитывающего обучения;
обеспечения подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего обучения;
содействия выбору индивидуального образовательного маршрута.
Средства реализации программы:
создание особой микросоциальной, развивающей среды, дисциплины, порядка, комфортности;
обучение и воспитание подростков в соответствии с определенными программой направлениями и содержанием деятельности;
использование отечественного и зарубежного опыта;
приобщение подростков к жизни в гражданском обществе, к культуре мира и ненасилия.
Реализация программы разделена на 4 этапа: подготовительный, организационный, основной, заключительный.
1. Подготовительный этап (май) включает: комплектование отряда, разработку документации.
2. Организационный этап (первый день профиля) включает: знакомство; выявление и постановку целей развития коллектива и личности; сплочение отряда;
подготовку к дальнейшей деятельности по программе.
3. Основной этап включает реализацию основных положений программы. Это самый большой по времени период профильного отряда, который направлен на формирование специальных знаний, умений и навыков, развитие физических качеств, черт характера личности.
4. Заключительный этап (последний день профиля) включает: подведение итогов смены; представление приобретенного опыта, его осмысление, определение последействий.
Программа рассчитана на обучение и воспитание подростков (юношей и девушек) от 12 до 16 лет. Набор учащихся в профильный отряд – свободный. Количество участников профильной смены – 10-15 человек. Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Сроки реализации программы - одна профильная смена, краткосрочная – 6 дней (06.06.2016 – 11.06.2016).
Формы учебных занятий:
1. Учебно-тренировочное занятие. Содержание учебного материала должно соответствовать обучающей и воспитательной задаче.
2. Дискуссии, ролевые игры по тематике программы.
3. Трудовая деятельность педагога и обучающихся. Участие в совместном труде, например, в субботнике или работах по поддержанию материальной базы, что предполагает использование педагогом личного примера как метода решения воспитательной задачи.
4. Досуговые, массовые мероприятия, соревнования, посвященные различным историческим или памятным датам.
5. Выездные формы занятий – экскурсии, соревнования.
Методы, используемые в процессе обучения
Все используемые методы условно можно разделить на группы:
методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности;
методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности;
методы самовоспитания, т.е. самоуправляемого воспитания, которое подразумевает систему самостоятельных упражнений и тренировок.
Метод убеждения – разъяснение, эмоционально-словесное воздействие, внушение, просьба.
Словесные методы – рассказ, лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая беседа, диспут, инструкция, объяснение.
Метод показа – демонстрация изучаемых действий, экскурсии, посещение соревнований и т.п.
Метод упражнения – систематическое выполнение и повторение изучаемых действий, закрепление полученных знаний, умений и навыков.
Метод состязательности – поддержание у воспитанников интереса к изучаемому материалу, проверка на практике действенности полученных знаний и умений, демонстрация и сравнение достижений воспитанников, определение успехов, ошибок и путей их исправления.
Анкетирование, опрос воспитанников – позволяют выяснить состояние и динамику развития личностных качеств обучающихся и определить направления дальнейшего педагогического воздействия на них.
Условия реализации программы. Для успешной реализации данной программы имеется:
спортзал;
спортивная площадка;
спортивный инвентарь;
кабинет ОБЖ с наглядными пособиями и инвентарем (противогаз, АК-74, ОЗК, медицинская аптечка).
Система контроля: сдача нормативов, собеседование, показательные выступления, анкетирование, зачет.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п
Название раздела
Количество часов
Формы
аттестации (контроля)



Всего
Теория
Практика


1.
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
1
1

Анкетирование

2.
Физическая подготовка
5

5
Сдача нормативов

3.
Огневая подготовка
5
2
3
Зачет

4.
Общевойсковая подготовка
2
2

Собеседование

5.
Строевая подготовка
8
2
6
Зачет

6.
Тактическая подготовка
1
1

Собеседование

7.
Военно-медицинская подготовка
2
1
1
Зачет


Итого:
24
11
13


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ (1 час).
Познакомить учащихся с профильной программой «Юный патриот», провести инструктажи по ТБ при обращении с автоматом Калашникова, правилам поведения в спортивном зале и учебном классе.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (5 часов)
Занятие 1. Гимнастика.
Ежедневная утренняя физическая зарядка. Обще развивающие упражнения для групп мышц. Разучивание и тренировка в выполнении упражнений: на перекладине – подтягивание; на брусьях – сгибание и разгибание рук в упоре; в прыжках – прыжок ноги врозь через козла в длину; тренировка в выполнении упражнений с тяжестями.
Занятие 2. Приемы самостраховки. Подготовка к бою.
Передвижения в боевой стойке. Приемы самостраховки. Приемы нападения и защиты с автоматом. Приемы нападения и защиты без оружия. Приемы боя без оружия: удар рукой прямо, удар ногой снизу, защита подставкой рук, освобождение от захватов противником
Занятие 3. Преодоление препятствий.
Изучение общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий по элементам. Изучение техники метания гранат с места и в движении. Тренировка в метании гранат на точность и дальность. Разучивание приемов и действий при выполнении общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий.
Занятие 4. Ускоренное передвижение.
Начальное обучение технике бега. Техника бега на короткие дистанции, старт, финиш. Техника бега на средние и длинные дистанции.
Техника бега по пересеченной местности.
Тренировка в беге на короткие (100 м) и средние (1 км) дистанции.
Занятие 5. Комплексные занятия.
Общая физическая подготовка: подтягивание на перекладине, челночный бег, отжимание, качание пресса. Итоговая комплексная эстафета.
3. ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА (5 часа)
Занятие 1. Устройство автомата Калашникова, пулемета Калашникова танкового, НСВТ. Назначение и общее устройство основных частей и механизмов.
Занятие 2. Работа частей и механизмов АК при стрельбе. Отработка нормативов по сборке-разборке АК. Общие правила безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.
Занятие 3. Устройство, ТТХ ручного противотанкового гранатомета (РПГ) и пистолета Макарова (ПМ).
Занятие 4. Устройство, ТТХ ручных гранат. Подготовка гранаты к броску.
4. ОБЩЕВОЙСКОВЯ ПОДГОТОВКА (2 часа)
Занятие 1. Общевоинские уставы Вооруженных сил РФ.
Занятие 2. Распределение времени и повседневный распорядок. Подъем по тревоге.
5. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА (8 часов)
Занятие 1. Строи, команды и обязанности солдата перед построением и в строю.
Занятие 2. Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправится», «Отставить», «Головные уборы – снять (надеть)».
Занятие 3-4. Строевая стойка. Повороты на месте. Строевой и походный шаг.
Занятие 5. Повороты в движении.
Занятие 6. Отдание воинской чести на месте и в движении.
Занятие 7. Выход военнослужащего из строя и подход к начальнику. Возвращение в строй.
Занятие 8. Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия.
6. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (1 час)
Занятие 1. Основы общевойскового боя. Приемы и правила выполнения действий солдата в бою.

7. ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА (2 ч.)
Занятие 1. Первая медицинская помощь при ранениях. Понятие о ране, классификация ран. Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, верхние и нижние конечности.
Занятие 2. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Виды кровотечений. Использование табельных и подручных средств для остановки кровотечения.






























ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И КРИТЕРИИ ИХ ЗАМЕРА

Учащиеся владеют начальными знаниями в области военного дела и подготовки по основам военной службы.
Знают и уважают историю Родины, армии, ее традиции.
У подростков развиты чувства патриотизма, гражданского долга, дисциплинированность.
Умеют делать выбор, принимать решения и нести ответственность за них, ориентироваться в ситуациях опасных для жизни и здоровья, как своего, так и окружающих, включаться в социально значимую деятельность.
Готовность и стремление подростков к выполнению своего гражданского и патриотического долга. Повышение уровня гражданско-патриотического обучающихся, готовность к защите Отечества. Физическое совершенствование школьников – развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями.
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение программы, участие в различных соревнованиях, имеющих спортивно-патриотическую направленность.
Косвенными критериями служат: заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества.










Заголовок 1 Заголовок 215