Урок литературного чтения. Украинская сказка Колосок


Урок по чтению во 2 классе. Украинская сказка «Колосок»
Тема. Украинская народная сказка «Колосок»
Цель. 1.Познакомить учащихся с украинской народной сказкой «Колобок»
2.Способствовать развитию мышления, речи учащихся, умения анализировать, обобщать, сравнивать; совершенствовать технику чтения, навыки пересказа, ролевого чтения;
3.Прививать интерес к изучению произведений устного народного творчества, чтению сказок народов мира.
Оборудование: учебник «Родная речь» книга первая, часть вторая, наглядный материал с изображением героев народных сказок, макеты домиков для сказочных персонажей, макет почтового ящика, красивый переливающийся цветок, карточки со словами из пословиц, карточки с тестовым заданием. На учителе - костюм Сказочницы
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок - сказка.
Ход урока.
I. Организационный момент. - Здравствуйте, дорогие ребятушки, гости званные!
Хожу я по свету с шутками и прибаутками, говорю по писаному,
пишу по печатному, а зовут меня - Сказочница. Люблю я сказки
сказывать обо всем - про царевичей, про людей простых, проживотных, про такие чудеса, что «ни в сказке сказать, ни пером
описать».
II. Проверка домашнего задания.Дошли до меня слухи о том, что вы закончили читать произведения из детских журналов «Ёж» и «Чиж». И выучили понравившиеся вам стихотворения.
Ребята, а пришла я к вам не с пустыми руками, а принесла я вам вподарок диковинку - телевизор, не простой, волшебный. Из него
можно выйти и в него можно войти.
( На учительском столе ставится макет телевизора).
На кого мой цветочек волшебный укажет, тот и будет выступать потелевизору.
Ребята, а с каким настроением нужно читать эти стихотворения? (Учащиеся читают наизусть стихи, изученные в разделе «Из детских журналов «Чиж» и «Ёж»; учитель дает устную оценку учащимся).
Изучение нового материала.
1.Сообщение темы урока. Подготовка к восприятию.А теперь, ребятушки, отгадайте мою загадку.
Встает на зоре, поет на дворе. На голове гребешок, Кто же это? (Петушок).
-Молодцы! Ребята, а в каких сказках мы с вами встречались с героем – петуш ком ?(Ответы детей).
-Вы заметили, наверное, что каждое животное в сказках народов наделено определенными качествами. Лиса, к примеру, всегда хитрая, обманщица; петушок...
Ребята, а какими качествами наделен, по-вашему, петушок?
.(Ответы детей)'
2.Знакомство с текстом сказки.-Сейчас я прочитаю вам украинскую народную сказку «Колосок», где главным героем является петушок.
(Чтение сказки учителем по учебнику, стр. 180 - 183).
3.Проверка первичного восприятия.
Значение каких слов вам было не понятно?
Ребята, понравилась ли вам сказка?
Какой момент сказки привлек ваше внимание?
(Ответы детей).
4.Чтение сказки учащимися «цепочкой».
*

Физминутка.
Мы шли, шли, шли. Колосок нашли. Раз колосок, два колосок, Получился пирожок.
5.Анализ прочитанного по вопросам.
Ребята, у меня для вас есть сказочный вопрос:
- Какое число часто встречается в сказках? (три)
Ребята, сейчас мы с вами поделим сказку на три части. А помогут нам мои вопросы.
С чего начинается сказка?
(Петушок - голосистое горлышко работает, мышата крутятся и вертятся).
Найдите в тексте и прочтите первую часть.
(Чтение первой части учащимися вслух).
Как можно озаглавить эту часть словами из текста?
( Ответы детей). 44
Ребята, если бы вас попросили нарисовать рисунок к этой части, что бы вы нарисовали?
( Словесное рисование).
6.Аналогичная работа проводится по второй части
Сколько иллюстраций вы нарисовали бы ко второй части? (4)
Работа над содержанием третьей части:
- чтение, озаглавливание, обсуждение иллюстрации в учебнике.
7.Сопоставительный анализ.С какой басней И.А.Крылова схожа эта сказка?
(«Стрекоза и муравей»)»
Что общего в этих произведениях?
Ребята, на доске написаны пословицы. Прочтите их про себя и подумайте, какая из них объединяет эти произведения?
(На доске: «Хлеб - всему голова»,
«Доплясались, что без хлеба и остались»).Ребята, кто из вас был внимателен при работе со сказкой и может ответить на вопрос: какой путь совершил пшеничный колосок, прежде чем из него получился пирожок?
(Ответы детей).
8. Обобщение.
Да, ребята, читаете вы хорошо и меня кое-чему научили. Я знаю, что вы любите игры. У вас на партах лежат кружочки, с написанными на них словами. Ваша задача - составить из этих слов пословицы и объяснить их смысл.
(Ребята составляют пословицы: «Плох обед, коли хлеба нет», «Ныне гуляшки, завтра гуляшки - находишься без рубашки», « Где щи, тут и нас ищи»).Итог урока.
Ну и с этим заданием справились. Пора мне уходить, дальше по свету идти сказывать сказки. Приготовила я вам на добрую память ещё одну диковинку - волшебный почтовый ящик.' Письмо, опущенное в него, мгновенно попадет в Сказочный город и вернется завтра к вам уже с ответом.
( Тестовое задание на «сказочных» купонах дети выполняют письменно, затем опускают в почтовый ящик).
Тест.
Каким был петушок?
а) трудолюбивым б) ленивым
Чем занимались Круть и Верть?
а) работалиб) пели и плясали
3.Кто испек пирог?
а) Петушокб) Круть и Верть
V. Оценки.
VI.Домашнее задание: перечитать сказку «Колосок», подготовиться к чтению по ролям.
*
Вести с опушки.
Звонкие переборы ручьёв, весёлые аккорды вернувшихся на родину птиц, светлый шум пробудивщихся деревьев – это ли не радостная музыка апреля! Всё ярче и ярче солнце, всё меньше и меньше серые лоскуты снега –и вот уже задышали паром поляны, раскрасились яркими огоньками первоцветов. Весна набрала силу и скоро оденет лес во всё многоцветие своих красок. Совсем недавно лежали снега, а теперь блещут водоёмы, птичьему щебету вторит торопливый ручеёк. Правда, в начале месяца лёд ещё прочно сковал пруды. По цветочным высыпкам поломничают мохнатые шмели. Кругом апрель. Месяц этот в году особенный: начинается при снеге, а кончается при зелени и первых грибах. Даже не верится, как далеко может шагнуть природа всего за 30 дней! У апреля ключи к тёплому сезону: как откроет, так и будет.