Конспект открытого урока по литературному чтению Лисичка-сестричка и волк

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУШАНИЯ В 1 КЛАССЕ
(УМК «Начальная школа XXI века»)

Народные сказки
Русская сказка «Лисичка – сестричка и волк»

Цель: создание благоприятных условий для ознакомления детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк», оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк» .
Развивающие: способствовать развитию связной речи, умению анализировать, выделять главное, определять главную мысль, обобщать, делать выводы, формированию учебно – информационных умений.
Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству русского народа, бережное отношение к родному слову, чувство прекрасного через поэтическое слово, нравственные качества: благородство, справедливость, трудолюбие, умение держать данное слово.


Планируемые результаты:
Предметные: учить воспринимать сказочный текст, определять тему и жанр произведения, развитие навыка чтения, развитие правильной литературной речи, четкой дикции, образного и логического мышления, внимания учащихся, развитие умения работать с текстом: читать, анализировать, выявлять главную мысль, определять тему, отвечать на вопросы, задавать вопросы друг другу.

Метапредметные:
формирование коммуникативных УУД: формирование умения строить диалогическую и монологическую речь, умения слушать других, отстаивать свою точку зрения
формирование регулятивных УУД: развитие умения ставить перед собой задачи; формирование умения учащихся самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, искать и выделять необходимую информацию, анализировать объекты с целью выделения признаков, умение осуществлять саморегуляцию;
формирование познавательных УУД: закрепить понятия «народная сказка» и «авторская сказка»;учить выделять особенности народной сказки; расширить знания о произведениях устного народного творчества; делать выводы о результатах совместной работы класса и учителя; развивать воображение при работе над сказкой, развитие умения находить наиболее эффективные способы решения учебных задач, анализировать, сравнивать, обобщать; развитие умения применять имеющиеся знания, умения анализировать средства выразительности прочитанного произведения;
Личностные: воспитание справедливости, благородства , умения держать данное слово, положительного отношения к трудолюбию, отрицательного отношения к жадности, эгоизму, воспитание культуры поведения, вежливости.



ХОД УРОКА
Организация начала урока.
Мотивация к учебной деятельности
Подровнялись, повернитесь, улыбнитесь друг другу, подарите хорошее настроение своим одноклассникам.
В начале нашего урока, я хочу рассказать вам притчу.
« Давным-давно жили два мудреца. Один из них был очень мудрым, а другой ему завидовал. И чтобы показать себя мудрее первого, придумал хитрый вопрос. Он поймал бабочку, спрятал ее в кулаке и спросил? «Живая она или мертвая?» А сам подумал, если скажет живая, сожму руку, и она умрет. Если скажет мертвая – выпущу, она улетит. Он не угадает и опозориться. Но первый мудрец на вопрос «Живая она или мертвая?» ответил: «Всё в твоих руках».»
Ребята, и успех нашего урока тоже в наших руках, желаю вам удачи на уроке.

II. Актуализация умений и знаний.
Посмотрите на доску, прочитайте хором слово, записанное на доске.
На доске написано слово «Чудеса»
Опираясь на это слово, подумайте и скажите, о чем пойдет речь на уроке? Как вы думаете, где происходят чудеса? Правильно мы сегодня поговорим о сказках. Попробуйте сосчитать все звезды на небе, деревья в лесу, капли в море Вот сколько сказок на свете.
Посмотрите на нашу книжную выставку, что объединяет эти книги? Есть ли лишняя? Почему именно эта книга?
Ребята, по ходу урока мы будем продолжать заполнять наш путеводитель по сказкам.
А если я сочиню сказку, она будет народной или авторской? А если её перескажет каждый ученик из класса и внесёт свои дополнения или изменения?
А давайте вспомним, каких животных мы встречаем в РНС?
У вас на парте белый конверт. Откройте его. Ваша задача соединить начало слова с его концом.
Работа в группах.
Не забываем правила работы в группе!
Когда группа закончит, то нужно будет поднять руки и показать жестом мне что группа закончила.
за
ка

мед
са

соба
ка

жу
ведь

ли
яц

мыш
равль

во
лк

лягу
шка

пе
тух

ку
рица

Какие слова у вас получились? Найди своего героя на доске и прикрепим его к путеводителю.

Чтобы узнать о ком будет наша сегодняшняя сказка на нужно разгадать алфавитный шифр.
13 10 19 1 3 16 13 12 18 29 2 1
Напоминаю, что цифры в шифре показывают номер места буквы в алфавите.
Первая группа отгадывает первое слово, вторая второе, третья третье. На столе у вас есть пустой лист, вы можете писать на нем свои пометки, чтобы не запутаться.
Кто догадался, что это за сказка, в которой есть волк, лиса и рыба?
Правильно тема нашего урока Русская народная сказка «Лисичка- сестричка и волк»
III. Открытие новой темы, целеполагание
Как вы думаете, какие мы будем решать образовательные задачи на этом уроке
Познакомимся с содержанием произведения.
Познакомимся с героями произведения.
Сделаем выводы для себя.
Будем развивать связную речь

Правильно, ребята! Мы не только будем читать литературное произведение, но и будем моделировать, правильно называть произведение, выражать своё отношение к героям.

IV Открытие новых умений, знаний
В сказке нам встретятся незнакомые слова.
Откройте зеленый конверт, ваша задача найти значение этого слова. Первая, вторая группа работают с листочком, третья со словарем. А Георгий найдет значение четвертого слова в интернете.
Итак, какое слово было в первой группе? Читаем значение.
ВОЗ – колёсная повозка или сани с поклажей
ПРОРУБЬ – отверстие, прорубленное во льду реки, водоема.
КОРОМЫСЛО – толстая изогнутая деревянная палка, предмет для ношения вёдер на плече с крючками на концах.
КАДКА – цилиндрической формы сосуд (вместилище) со стенками из деревянных клёпок, обтянутое обручами.
.
Слушание произведения
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин сказал о сказках великие слова, что бы узнать , что именно он сказал нам нужно собрать слова.
Откройте синий конверт, Первая , вторая группа работаю на месте а третья подходит пытается составить у доски.
Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок!
Итак третья группа справилась, посмотрите на доску, сверьте.
Давайте послушаем сказку и подумаем, какой же намек имеет эта сказка?
- Сядьте поудобнее и слушайте.
Чтение сказки.
Я прочитала отрывок сказки, подумайте, как мы можем озаглавить эту часть?
Что подвигло лису на такой поступок с дедом?
- А продолжение сказки вам покажут мои помощники. Инсценировка.
Как вы думайте, чем закончиться сказка?
Давайте прочитаем и узнаем.
Включать проектор!
Чтение до конца.
Мы послушали сказку, утомились. А теперь немного отдохнем. Встаём, поиграем в кривое зеркало, Соня будет показывать вам движения а вы должны повторять за ней. Будьте внимательны.
ФИЗМ. Видео

Беседа после чтения
Ребята, это сказка весёлая или грустная? Почему?
- Назовите действующих лиц сказки.
- Кто из них изображён простаком, а кто хитрецом?
- На какие две части условно можно разделить содержание сказки? (Как Лиса сначала перехитрила деда, а потом Волка)
- Как вы думаете, а какие чувства испытывала лиса, когда обманула деда?
Как вы думаете, что чувствовал дед, когда подъезжал к дому?
Сменились ли его чувства, когда он обнаружил пустой воз? Если да, то как?
- Кто из героев этой части сказки вызывает сочувствие? Почему?
А какой вопрос у нас стоял вначале сказки? Так какой намёк имеет эта сказка?
Почему лиса обманула деда?
Любила ли лиса трудиться? Она ленивая. Голодная, но идти на охоту мышей ловить не хочет.
Она знает, как тяжело за зайцем гоняться: заяц быстрый, да ещё и следы путает, - можно и не догнать. Деда легче обмануть.
Ребята так и в жизни бывает. Некоторые люди не хотят трудиться и за счет обмана и чужого труда пытаются добиться своей выгоды.
Какие выводы для себя мы можем сделать по этой сказке?
Включай проектор!
Во-первых, быть умнее. Доверяй, но проверяй - пословица выражающая смысл сказки «Лиса и Волк».
В общении с людьми нужно быть предусмотрительнее и всегда обдумывать свои действия.
Для достижения результатов не нужно обманывать, нужно стараться и трудиться.
Вот народ и придумал пословицы и поговорки о труде. Посмотрите на слайд и скажите, какие пословицы мы можем отнести к этой сказке? Есть ли лишняя пословица? Какая? Почему?
«Без труда, не выловишь и рыбку из пруда»
«Труд кормит, а лень портит»
«Береги землю родимую, как мать любимую»
«Всяк своим разумом кормится»
Теперь откройте желтый конверт. Там слова, которые соответствуют характерам наших героев. Надо правильно распределить их в две группы. Какие слова характеризуют лису, а какие волка?
Давайте сначала охарактеризуем лису Какая она?
ГЛУПЫЙ, ХИТРАЯ, СМЕКАЛИСТАЯ, ДОВЕРЧИВЫЙ, ДОБРЫЙ, НЕПОСЛУШНЫЙ.
Какое слово лишнее?
Заполнить ПУТЕВОДИТЕЛЬ «Характеристика героев»

Моделирование обложки

Сказку прочитали? Прочитали, проанализировали? Что еще мы не сделали?
Что еще мы обычно делаем когда изучаем новое произведение.
На доске модели сказок, подбери к данной сказке и докажи.
А кто видел живую лису?
Ребята, на моем кружке «Юные исследователи», мы исследовали диких животных. И Соня готовила проект про лису. И она вам немного расскажет о этом звере.
Лиса относится к семейству Собачьих. У нее острые ушки и вытянутая мордочка. Живет лиса не больше 7 лет. Лиса в основном питается грызунами. Также, лисы едят птиц, рыбу, насекомых и ягоды.
Когда лиса охотится за мышками, говорят, что она «мышкует»
Для жилья лисы роют глубокую нору, но иногда могут занять и чужую. Нору лисы легко узнать она всегда неопрятная.
Главными соперниками и врагами лис являются [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и другие крупные хищные животные. Но главными истребителями лис были и остаются люди. Ради меха охотники убивают много лис, и это грозит вымиранию этого зверя.
Подведение итогов
С какой сказкой вы познакомились?
Что бы вы посоветовали волку, лисе. Если б встретили?
Посмотрите, какой замечательный путеводитель у нас получился. Его мы продолжим на следующем уроке литературного слушания. Но давайте немного заглянем вперед и узнаем, что мы будем изучать дальше. Посмотрите на модель обложки .
Проектор!
Что можете сказать о ней. На следующий урок я попрошу вас, если у вас есть в вашей домашней библиотеке, сказки Сутеева.
Давайте подведём итог нашего урока. А помогут нам в этом фразы помощники.
- В жизни бывают люди хитрые, изворотливые, как лиса; а бывают доверчивые, глупые, как волк. Я желаю вам быть умными, сообразительными, как лиса и добрыми, как волк.


Zђ Заголовок 215