Контрольно-измерительные материалы по учебной дисциплине Административное право на 2016/2017 учебный год (специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения)


Министерство образования и науки Пермского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«БЕРЕЗНИКОВСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Утверждаю:
Зам. директора по УМР
_________Г.В. Кадочникова
«___»_____________2016г.
Контрольно-измерительные материалы (КИМ)
по дисциплине
«ОП.03. Административное право»
на 2016-2017 учебный год
по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
для группы П-21
Вид аттестации по УД – экзамен
Форма проведения – устная, письменная
Вид КИМ – теоретическое и практическое задания
Количество вариантов заданий – 25
Количество человек в группе – 20 чел.
Профессиональные компетенции:
ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.
Общие компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы;
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ
Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вы можете воспользоваться учебно-методической и справочной литературой, имеющейся на специальном столе.
Время выполнения задания – 40 мин.
Задание 1
Теоретическое задание.
1. Предмет и метод административного права как отрасли права.
2. Доставление и привод. Административное задержание.
Практическое задание.
Задача.
Закончив работу, и уходя домой, работник прачечной гостиничного комплекса не обесточил помещение прачечной. Вахтер, в обязанности которого входит проверка помещения на предмет его обесточенности, поленился и не проверил прачечную. Ночью произошло возгорание. Гостинице был причинен ущерб на сумму 10 млн. руб. Никто не пострадал. Кто и как будет наказан?
Задание 2
Теоретическое задание.
1. Функции административного права.
2. Правовое положение федеральных агентств.
Практическое задание.
Задача.
На продуктовом складе гостиницы при санитарной проверке найдены просроченные продукты?  Кто и как будет наказан? Укажите статьи.
Задание 3
Теоретическое задание.
1. Правовые акты управления: понятие и юридическое значение.
2. Правовое положение федеральных служб.
Практическое задание.
Задача.
Гости гостиницы пожаловались в Роспотребнадзор на несоответствие заявленному уровню комфорта и стоимости проживания реальным условиям. Прокурорская проверка подтвердила это обстоятельство. Кто и как будет наказан? Укажите статьи.
Задание 4
Теоретическое задание.
1. Административно-правовые гарантии прав граждан
2. Административно-правовой статус граждан РФ.
Практическое задание.
Задача.
При проверке инспектором МЧС камер видеонаблюдения за внешним периметром гостиницы, оказалась, что половина из них не работает. Кто и как будет наказан? Укажите статьи.
Задание 5
Теоретическое задание.
1. Понятие и виды источников норм административного права.
2. Принципы административного права.
Практическое задание.
Задача.
После неоднократных требований инспектора по пожарной безопасности устранить недоработки, в гостинице произошел пожар. Погиб человек. Кто и как будет наказан? Укажите статьи.
Задание 6
Теоретическое задание.
1. Методы деятельности органов исполнительной власти.
2. Место административного права в правовой системе РФ.
Практическое задание.
Задача.
На кухне небольшой гостиницы сломался холодильник для хранения мяса. Чтобы не выбрасывать подпорченный продукт из него приготовили еду и накормили гостей. Нескольких гостей увезли в больницу (тошнота, рвота). Один из гостей умер. При проверке вина гостиницы была доказана. Кто и как будет наказан? Укажите статьи.
Задание 7
Теоретическое задание.
1. Порядок прохождения государственной службы.
2. Понятие административного права как отрасли права.
Практическое задание.
Задача.
Сотрудники полиции в целях преследования гражданина А., совершившего административное правонарушение, предприняли попытку проникнуть в жилое помещение, принадлежащее гражданину М. Последний отказался выполнить требование сотрудников полиции, мотивируя отказ тем, что жилище неприкосновенно. Законны ли действия сотрудников полиции и гражданина М.?
Задание 8
Теоретическое задание.
1. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.
2. Понятие и виды субъектов административно-правовых отношений.
Практическое задание.
Задача.
Сотрудники полиции задержали военнослужащего С., находящегося в состоянии опьянения, и направили его в медицинский вытрезвитель. Законны ли действия сотрудников полиции?
Задание 9
Теоретическое задание.
1. Виды административно правовых норм.
2. Административная ответственность должностных лиц.
Практическое задание.
Задача.
После официального предупреждения застройщиков по распоряжению главы администрации города, уполномоченные на то хозяйственные организации ликвидировали самовольно построенные гаражи. Кроме того, глава администрации предъявил требование к застройщикам об оплате выполненной работы. Законно ли распоряжение главы администрации города?
Задание 10
Теоретическое задание.
1. Административное принуждение: сущность, виды.
2. Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении.
Практическое задание.
Задача.
Ректор университета издал приказ, в котором указывалось, что за нарушение правил пожарной безопасности на студентов налагается штраф в размере 50 рублей. Законен ли приказ ректора университета?
Задание 11
Теоретическое задание.
1. Требования, предъявляемые к актам управления. Действие актов управления во времени, пространстве и по кругу лиц. Утрата силы, приостановление действия актов.
2. Ограничение прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения.
Практическое задание.
Задача.
Призывнику С. пришел вызов из военного комиссариата. Ему надлежало явиться в военкомат для проверки документов в течение трех дней с момента получения уведомления о вызове. Но призывник С. не явился в военкомат в указанный срок и был оштрафован военным комиссаром на сумму 1/5 минимального размера оплаты труда. Правомерны ли действия военного комиссара?
Задание 12
Теоретическое задание.
1. Понятие и виды гражданских служащих.
2. Понятие, особенности и виды административно-правовых отношений.
Практическое задание.
Задача.
Гражданин З., будучи в нетрезвом состоянии, переходил железнодорожные пути в неустановленном месте. Стрелок военизированной охраны потребовал, чтобы гражданин З. вернулся, однако тот не подчинился требованию. Гражданина З. доставили в линейный отдел внутренних дел, где был составлен протокол о злостном неповиновении. Судья за данный проступок подверг гражданина З. административному аресту сроком на пять суток. Законно ли постановление судьи?
Задание 13
Теоретическое задание.
1. Правовое положение Правительства Российской Федерации.
2. Принципы законодательства об административных правонарушениях.
Практическое задание.
Задача.
Гражданин М. совершил мелкое хулиганство. Военнослужащий О., бывший на месте совершения проступка, составил протокол о правонарушении и направил его в районный суд. Судья оштрафовал гражданина М. Законны ли действия названных участников производства?
Задание 14
Теоретическое задание.
1. Понятие и виды государственных служащих.
2. Юридические факты в административном праве.
Практическое задание.
Задача.
В дежурную часть РОВД был доставлен студент университета Ф., задержанный в комнате общежития, где он распивал спиртные напитки. Как показал свидетель Г., студент Ф. пришел к нему в комнату с бутылкой водки, громко кричал, ругался, предлагал свидетелю выпить вместе с ним. В ответ на это Г. вызвал сотрудников милиции. В помещении дежурной части РОВД Ф. вел себя развязно, на вопросы сотрудников милиции отвечать отказывался. По данным фактам был составлен протокол об административном правонарушении и направлен начальнику РОВД. Студент Ф. был признан виновным в совершении мелкого хулиганства и злостного неповиновения сотрудникам милиции. Начальник РОВД издал постановление, которым было назначено административное наказание в виде административного ареста сроком на 15 суток. Постановление было обжаловано начальнику УВД области. Законно ли постановление начальника РОВД? Какое решение должен принять начальник УВД области?
Задание 15
Теоретическое задание.
1. Участники производства по делам об административных правонарушениях.
2. Понятие и особенности административно-правовых норм.
Практическое задание.
Задача.
Районная административная комиссия рассмотрела дело о мелком хулиганстве, совершенном военнослужащим Костровым, и вынесла постановление об его аресте на 15 суток с использованием на физических работах по благоустройству села. Законно ли постановление административной комиссии?
Задание 16
Теоретическое задание.
1. Основные принципы организации и функционирования исполнительной власти.
2. Общественный контроль.
Практическое задание.
Задача.
Начальник ОВД вынес 16.03.2007 г. постановление о наложении штрафа на гражданина Вавилова, за распитие спиртных напитков в общественном месте. Вавилов штраф не уплатил. 28.03.2007 г. постановление было направлено судебному приставу-исполнителю, для возбуждения исполнительного производства и принудительного взыскания штрафа. Правильно ли поступил начальник ОВД?
Задание 17
Теоретическое задание.
1. Административно-правовой статус юридических лиц.
2. Система производства по делам об административных правонарушениях.
Практическое задание.
Задача.
Начальником ОВД на гражданина Смирнова наложен административный штраф за нарушение правил охоты. В виде дополнительного наказания у него было конфисковано охотничье оружие. Смирнов обратился в суд с жалобой на неправомерную конфискацию оружия, сославшись на то, что он охотник-профессионал, и для него охота – единственный источник средств к существованию. Дайте юридический анализ данной ситуации.
Задание 18
Теоретическое задание.
1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2. Понятие и порядок применения административных наказаний.
Практическое задание.
Задача.
Народная целительница Анастасия была привлечена к административной ответственности и на неё был наложен штраф начальником РОВД в размере 5000 рублей за то, что она занималась народной медициной без соответствующего диплома целителя. Целительница обжаловала действия начальника РОВД в суд. Правомерно ли постановление начальника РОВД о наложении штрафа, кто вправе рассматривать данную категорию дел? Изменилась бы ситуация, если бы такая деятельность целительницы повлекла причинение вреда здоровью хотя бы одного человека?
Задание 19
Теоретическое задание.
1. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
2. Понятие административной ответственности, ее цели, функции и признаки.
Практическое задание.
Задача.
Гражданин Смирнов, находясь в нетрезвом виде, управлял принадлежащим ему автомобилем ВАЗ-2110. За нарушение правил проезда пешеходного перехода он был остановлен сотрудником ГИБДД. Какие меры административного принуждения следует принять к Смирнову?
Задание 20
Теоретическое задание.
1. Виды неправовых форм исполнительной власти.
2. Понятие и юридическое значение правовых актов исполнительной власти.
Практическое задание.
Задача.
Польское рыболовное судно «Дельта-4» получило лицензию на добычу морских организмов на континентальном шельфе РФ. При проведении проверки было установлено, что на судне находится группа ученых проводящих исследование морских организмов без лицензии. Представитель российской страны потребовал немедленного прекращения исследований и их результатов. Но руководитель научной группы заявил, что проводимые научные исследования нельзя отнести к исследованиям континентального шельфа, так как они касаются только строения морских организмов, но не их миграция. Какие нарушения допустила польская сторона?
Задание 21
Теоретическое задание.
1. Понятие, функции и принципы государственного управления.
2. Административно-правовой статус Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Практическое задание.
Задача.
Частный предприниматель С. и ЗАО «Т.» обратились в суд с жалобой на постановление главы администрации Х-ского края «О порядке выдачи свидетельств на право осуществления торговой деятельности в Х-ском крае», ссылаясь на то, что данным постановлением введены незаконные ограничения на осуществление оптовой и розничной торговли в Х-ском крае, связанные со сбором дополнительных платежей за разрешение заниматься этой торговлей. В постановлении перечислены документы, которые должны быть представлены в органы, выдающие свидетельства, и указано, что в выдаче свидетельства может быть отказано, а выданное свидетельство может быть изъято за несоблюдение действующих правил торговли, санитарного состояния, несоответствия качества продаваемого товара, низкую культуру обслуживания и другие нарушения. Этим же постановлением за выдачу свидетельства предусмотрен сбор в размере 1 тыс. руб. для торговых предприятий, имеющих торговую площадь свыше 400 кв. м.
По мнению заявителей, постановлением главы администрации было введено лицензирование торговой деятельности, а в силу п. «ж» ст. 71 Конституции РФ и ст. 23, 49 ГК РФ правила лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности должны вводиться федеральными законами, а не нормативными актами субъектов РФ. В ст. 71 и 72 Конституции РФ установлен перечень вопросов, находящихся в ведении Российской Федерации и в совместном ведении Федерации и ее субъектов.
Судебная коллегия по гражданским делам Х-ского краевого суда удовлетворила жалобу и признала постановление главы администрации Х-ского края недействующим (незаконным, недействительным) с момента его принятия и недействующим (не подлежащим дальнейшему применению) с момента вступления в законную силу решения суда о признании такого акта недействующим.
Законное ли решение принял суд? Выделите из условия задачи государственно-управленческую деятельность (государственное управление) и судебную. Какие функции государственного управления можно обнаружить в деятельности указанных в данной задаче государственных органов и должностных лиц? Можно ли увидеть в задаче действие принципа разделения властей?
Задание 22
Теоретическое задание.
1. Система мер административных наказаний.
2. Административно-правовой статус Министерства транспорта РФ.
Практическое задание.
Задача.
На химическом предприятии ОАО «М.» произошел тяжелый несчастный случай на производстве, в результате которого пострадали шестеро рабочих. Однако руководство данного предприятия не провело должного расследования, сокрыло факт несчастного случая и не сообщило о нем в государственную инспекцию труда по субъекту РФ, которая по своей инициативе составила заключение по соответствующей форме, а также вынесла постановление о применении к директору предприятия «М.» административного наказания в виде штрафа в размере 5 тыс. руб. за нарушения законодательства об охране труда.Можно ли в условии данной задачи выделить государственно-управленческие отношения? Законно ли постановление государственной инспекции труда?
Задание 23
Теоретическое задание.
1. Предупреждение.
2. Административно-правовой статус Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Практическое задание.
Задача.
Водитель С. был привлечен начальником РОВД к административной ответственности в виде применения к нему административного штрафа в размере 350 руб. за уклонение от прохождения государственного технического осмотра принадлежащего его жене автомобиля «Фольксваген», которым он управлял по доверенности. С. обжаловал данное постановление начальника РОВД в областной суд, так как считает, что для проведения государственного технического осмотра требуется много, по его мнению, необязательных для указанной процедуры документов. Областной суд отказал ему в удовлетворении жалобы.
Имеются ли в данном случае нарушения норм материального и процессуального права?
Задание 24
Теоретическое задание.
1. Административный штраф.
2. Административно-правовой статус Министерства образования и науки РФ.
Практическое задание.
Задача.
Судья районного суда одной из областей Российской Федерации Г., в течение года, обращался в органы внутренних дел с просьбой о выдаче ему огнестрельного оружия, так как он неоднократно получал подозрительные посылки от неизвестных лиц, угрозы, изложенные в письменной форме, а также испытал, однажды, реальные посягательства на него самого и членов его семьи, когда они поздно вечером возвращались на автомобиле домой. Но оружие Г. выдано не было. Тогда он сам приобрел пистолет в целях обеспечения собственной безопасности и безопасности своей семьи, о чем проинформировал председателя суда, прокурора и начальника УВД. Однако ему было отказано в регистрации этого оружия, хотя судья не скрывал, что он постоянно носит данное оружие.
При таких обстоятельствах прокурор направил в квалификационную коллегию судей области, а затем и в Высшую квалификационную коллегию судей РФ представление о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи Г. по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 222 УК РФ.
Какое решение должна принять квалификационная коллегия судей?
Проанализируйте соответствующие нормы административного права, регламентирующие указанные в условии задачи отношения, ссылаясь на нормативные правовые акты.
Задание 25
Теоретическое задание.
1. Административный арест.
2. Административно-правовой статус Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ.
Практическое задание.
Задача.
Гражданка А., временно проживающая с больным ребенком у своей матери в г. М., но зарегистрированная по постоянному месту жительства в г. С. С-ской области, обратилась в органы внутренних дел г. М. в связи с утерей паспорта с просьбой о выдаче ей нового паспорта. Однако в выдаче нового документа ей было отказано, так как согласно российскому законодательству паспорт выдается только по постоянному месту жительства гражданина РФ. Таким образом, А. нужно было бы выехать для получения паспорта в С-скую область; однако на такую поездку у нее нет денег.
Какое решение должен принять суд?
Критерии оценки:
1. Выполнение задания:
- обращение в ходе задания к информационным источникам;
- рациональное распределение времени на выполнение задания (обязательно наличие следующих этапов выполнения задания: ознакомление с заданием и планирование работы; получение информации; подготовка продукта; рефлексия выполнения задания и коррекция подготовленного продукта перед сдачей).
2. Подготовленные продукты:
1. Ситуационная задача.
2. Объем профессионально значимой информации в ходе устного опроса.
3. Устное обоснование:
1. Защита теоретического задания (обязательная аргументация)
2. Обязательная аргументация практического задания.
4. Оценочная шкала.
Критерием освоенности данного вида деятельности является не только правильность, но и время выполнения задания.
Критерии оценки: максимум – 5 баллов:
В основу критериев оценки результатов проверки знаний положены следующие требования:
1. Правильность и доказательность ответа.
2. Полнота ответа.
3. Систематичность и последовательность изложения материала.
4. Качество речи.
Уровень знаний студента определяется следующими показателями:
Оценка «5» («отлично») соответствует следующей качественной характеристике: «изложено правильное понимание вопроса и дан исчерпывающий на него ответ, содержание раскрыто полно, профессионально, грамотно». Выставляется студенту:
-​ усвоившему взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившему творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
-​ обнаружившему всестороннее систематическое знание учебно-программного материала, четко и самостоятельно (без наводящих вопросов) отвечающему на вопрос задания.
Оценка «4» («хорошо») соответствует следующей качественной характеристике: «изложено правильное понимание вопроса, дано достаточно подробное описание предмета ответа, приведены и раскрыты в тезисной форме основные понятия, относящиеся к предмету ответа, ошибочных положений нет». Выставляется студенту:
-​ обнаружившему полное знание учебно-программного материала, грамотно и по существу отвечающему на вопрос задания и не допускающему при этом существенных неточностей;
-​ показавшему систематический характер знаний по дисциплине и способному к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности.
Оценка «3» («удовлетворительно») выставляется студенту:
-​ обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой;
-​ допустившему неточности в ответе и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающими необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.
Оценка «2» («неудовлетворительно») выставляется студенту:
-​ обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий;
-​ давшему ответ, который не соответствует вопросу экзаменационного билета либо отказавшемуся отвечать.
Преподаватель: /Ю.В. Черепанов/
СОГЛАСОВАНО
на заседании М(Ц)К
40.02.01
Протокол №___ от «___»______________20___г.
Председатель___________Н.Н. Кузнецова