Конспект занятия кружка по теме Устное народное творчество.Загадки. Данный материал может быть использован на уроках литературного чтения.


Занятие кружка «Радуга» ( 1 класс)
Тема: Устное народное творчество. Загадки.
Цель занятия: создание условий для развития творческих способностей учащихся.
Задачи занятия через планируемые результаты:
1.Предметные:
Узнать историю возникновения загадки.
Определить, что такое загадка и зачем она нужна.
Попробовать самим составить загадку.
Познакомить с фонетическими загадками.
2. Личностные:
создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
3. Метапредметные:

А) Коммуникативные:
развивать умения работать с информацией, связно излагать мысли;
учить высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
учить соблюдению правил работы в группах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Б) Регулятивные:
формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
В) Познавательные:
учить использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная.

Учебно – методическое обеспечение:
мультимедийный проектор;
компьютер;
интерактивная доска;
презентация, выполненная в программе «Power Point».
карточки с заготовками загадок;
чистые листы бумаги;
цветные карандаши;
клубочки ниток;
песочные часы;
медали для награждения команд.
Ход занятия
Этапы занятия Деятельность учителя Деятельность ученика Примечание
Самоопределение к деятельности Учитель высказывает добрые пожелания детям, настраивает на успешную работу на занятии.
- День со счастья начинается,
Счастье встало раньше всех!
Счастье нам, ребята, улыбается,
Развернув улыбку в смех.
- Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь было хорошее настроение. Дети эмоционально настраиваются на занятие. Слайд 2.
Актуализация знаний - Посмотрите на слайд. Прочитайте записи. На какие группы их можно разделить?
Вертится Антошка на одной ножке,
Где солнце стоит, туда и он глядит.
Книга твой друг, без нее как без рук.
От топота копыт пыль по полю летит.
Знание лучше богатства.
Мною можно умываться.
Я умею поливаться.
В кранах я живу всегда.
Ну, конечно, я …
Водовоз вез воду из - под водопровода.
- Объясните своё решение.
Дети разделены на 3 группы по 5 человек. Дети обсуждают в группах, как можно разделить записи и дают ответ:
- На 3 группы: загадки, пословицы, скороговорки. Слайд 3
Сообщение темы занятия. Постановка учебных задач. - Я знаю, вы очень любите отгадывать загадки. Вот о них и пойдёт сегодня разговор.
- Сначала придумайте названия своим группам и выберите капитана, и мы продолжим работу.
- Вспомните правила работы в группе.
- Показывать, что группа готова, будет капитан, поднимая клубочек, который лежит у вас на партах.
-Что бы вы хотели узнать о загадках?
- Цели нашего занятия таковы:
Узнать историю возникновения загадки.
Определить, что такое загадка и зачем она нужна.
Попробовать самим составить загадку.
Ученики обсуждают название группы и выбирают капитана.
Вспоминают правила работы в группе.
Предлагают ряд вопросов, на которые хотели бы получить ответы.
Читают цели, представленные на слайде.
Слайд 4, 5.
Открытие нового знания. - Что такое загадка? Обсудите в группах и дайте ответ.
- Дети, где мы можем узнать определение слова?
- Юле индивидуальное задание. Она будет работать с толковым словарём и найдёт в нём определение слова «загадка».
- Подведём итоги.
Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа.
Загадка – обязательно краткое описание предмета, «мудрёный вопрос».
В загадке часто называется другой предмет,
похожий на тот, который мы загадываем.
Чаще всего загадка похожа на маленькое стихотворение.
- Теперь узнаем, когда и как возникла загадка.
Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.
Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Появление на свет первых загадок ученые связывают с возникновением явления в жизни древних – с иносказательной тайной речью.
Древние люди были уверены, что иносказательной речью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способны понимать человеческий язык, но и воздействовать на природу.
На ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире старшего поколения младшим.
Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам.
-Дети, когда и как появилась загадка?
Физкультминутка.
Обсуждают в группах и высказывают свои предположения, что такое загадка.
Ученица работает со словарём.
Слушают рассказ учителя. Смотрят презентацию.
Дети отвечают на поставленный вопрос.
Дети выполняют задания.

Слайд 6.
Слайд 7,8,9.
Практическая работа. Работа с загадками. А) Отгадывание загадок.
- Теперь вы сами будете отгадывать загадки и попробуете сочинить загадку.
- Я загадаю вам 3 загадки, а отгадку вы должны будете нарисовать.
От одного очага весь свет греется.
Четыре братца под одним
шатром стоят.
Два брюшка, четыре ушка.
Б) Сочинение загадки про книгу.
- Попробуем сочинить загадку про книгу. Для этого ответим на несколько вопросов:
Что делает книга?
Есть ли у книги язык, чтобы говорить с нами?
Есть ли у книги голова, чтобы всё знать?
Есть ли у книги ноги, чтобы везде бывать?
Какие признаки есть у книги?
-Давайте прочитаем оригиналы загадок.
В) Наше творчество.
- 3 учащихся сочиняли загадки дома вместе с родителями. Давайте послушаем, что у них получилось. Дети слушают загадку, обсуждают отгадку и на альбомном листе рисуют. Ответ проверяют по слайду.
Дети отвечают на вопросы. По шаблону пробуют сочинить загадку про книгу в группах:
Хоть не шляпа, а с _______,
Не цветок, а с _________,
________________ с нами
___________________ языком.
Без головы она ___________.
Без ног она ______________.
Ты _______чаще с ней –
Станешь вчетверо ________.
Ученики читают загадки на слайде и сравнивают со своими загадками.
Представитель от каждой группы читает загадки (загадки оформлены в программе Microsoft office word), остальные отгадывают. Слайд 10, 11, 12, 13
Слайд 14, 15.
Слайд 16.
Слайд 17.
Знакомство с фонетическими загадками. - Ребята, на уроках русского языка используют особый вид загадок – фонетические загадки.
Фонетика – часть науки о языке, которая изучает звуки, являющиеся составной частью слов.
Такие загадки позволяют лучше усвоить русский язык, требуют размышлений. Давайте попробуем отгадать такие загадки. Дети читают загадку на слайде, обсуждают отгадку в группе, капитан даёт ответ. Слайд 18, 19, 20, 21.
Рефлексия - Обсудите в группах и закончите предложения:
Мы узнали…..
Нам понравилось….
Настроение у нас……, потому что…. Дети обсуждают в группах и заканчивают предложения. Слайд 22.
Подведение итогов,
домашнее задание. - Дорогие мои первоклассники, вы молодцы! Активно и дружно работали, много нового узнали, проявили сообразительнось, поэтому произошло волшебство. Я в руках держу чудо-книгу. Хотите узнать, что в ней? Открываем? (открываем книгу, в ней лежат медали)
- Дома вам нужно попробовать сочинить загадку про школьные принадлежности. Каждый ребёнок получает медаль «Ты молодец!»
Дети записывают задание. Слайд 23.