Исследовательская работа Влияние школьной нагрузки на формирование тревожности школьников


ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ школьников
Алексеев Максим, Дунаев Роман, Кортошкин Сергей, Смирнов Дмитрий
9 класс МАОУ «Технический Лицей» г. Сыктывкар
Научный руководитель: Пузанова Ирина Евгеньевна,
учитель биологии МАОУ «Технический Лицей»
Здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это состояние полного душевного и социального благополучия. Здоровье - это радостное отношение и к положительным ситуациям, и к трудностям.По данным Всемирной организации здравоохранения, учебные заведенияна сегодняшний момент признаны общественно неблагоприятным фактором. Следствием такого неблагоприятного воздействия часто является нарушение психологического здоровья обучающихся, несмотря на то, что в настоящее время одной из главенствующих составляющих современного образования является здоровье школьника. В настоящее время процесс обучения призван обеспечивать формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. Однако, анализ психо-эмоционального состояния школьников показывает, чточисло детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью постоянно растет (2,3). Поэтому изучение степени тревожности школьников глубоко актуален. И хотя этот вопрос поднимается многими исследователями, выявление степени тревожности в МАОУ «Технический лицей» проводится впервые. Лицей обеспечивает дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам информационно-технологического профиля. Кроме того, в Лицее реализуется дополнительные образовательные программы предпрофессиональной подготовки по профессиям: водитель автомобиля «В»; Оператор ЭВМ; Повар; Помощник воспитателя; Портной; Продавец продовольственных и непродовольственных товаров (широкий профиль); Токарь; Швея и другие. Поэтому для нас крайне важным стало изучение влияния такого образовательного процесса на уровень тревожности и стрессоустойчивости учащихся.
Целью данной работы является исследование школьной тревожности в условиях углубленного изучения предметов информационно-технологического профиля.
Объект исследования – проявление школьной тревожности в процессе обучения учащихся 8 класса.
Предмет исследования – причины возникновения школьной тревожности учащихся 8 класса.
Гипотеза: выявление факторов тревожностипоможет как учителю, так и учащимся найти подходы для оптимизации учебного процесса и созданию эмоционального благополучия.
Методы исследования:
изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования;
экспериментальное исследование тревожности учащихся 8 классас помощью методики Филлипса: «Определение школьной тревожности»
База исследования: Всего в исследовании принимали участие 25учащихся 8класса (12-14 лет). Исследования проводились в 2015/2016 уч.гг. на базе МАОУ «Технический лицей». Интерпретацию результатов исследований проводили с помощью литературных источников (1,2,3,4,5) и консультаций педагога-психолога.
Результаты исследования:
Опросник школьной тревожности Филлипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни(3).
Проанализировав данные, мы пришли к выводу, что:
44 % учащихся испытывают тревожность выше нормального уровня
68% учащихся 8 класса переживают социальный стресс
Для 60% испытуемых существуют неблагоприятные факторы, мешающие достижению успеха в образовательном процессе
Для 72 % учащихся выявлен страх самовыражения
36 % респондентов не испытывают страха проверки знаний
68 % учащихся испытывают страх не соответствовать ожиданиям окружающих
43-44% опрашиваемых имеют низкую физиологическую сопротивляемость стрессам и имеют проблемы и страхи в общении с учителями
На этапе адаптационного периода к новому заведению, к новым учителям, к новым одноклассникам часть учащихся проявляют высокий уровень тревожности, другие в результате осознанного выбора учебы в данном лицее психологически готовы и к нагрузке, и к разным взаимоотношениям как с учителями, так и со сверстниками.
Для выяснения более полной картины проведен повторный опрос в конце II четверти (23 декабря) и в середине III четверти (27 февраля).
На основании полученных данных мы пришли к следующим заключениям (диаграмма 1):
1. Адаптационный период, по-нашему мнению, завершился. Привыкание, усвоение ритма деятельности лицея, более строгие требования к занятиям способствовали снижению общей тревожности в школе (с 44% до 28%). По всем показателям наблюдается положительная динамика
2. Совместные мероприятия, в ходе которых восьмиклассники узнавали учителей и учащихся старших классов, раскрывали свои способности и таланты, помогли учащимся победить страх не соответствовать ожиданиям окружающих (с 68% до 48%)
3. Активное участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах разного уровня (внутрилицейских, муниципальных, региональных, всероссийских, международных) и направления (предметных, спортивных, творческих), позволило снизить страх самовыражения. Тесное сотрудничество с учителями способствовало снижению доли страха в отношениях с учителями.
Характеристики опросника конец I четверти конец II четверти середина III четверти
1. Общая тревожность в школе 44% 31% 28%
2. Переживание социального стресса 68% 54% 48%
3. Фрустрация потребности в достижение успеха 60% 53% 47%
4. Страх самовыражения 72% 50% 42%
5. Страх ситуации проверки знаний 64% 50% 38%
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 68% 52% 48%
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 44% 40% 38%
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 44% 36% 32%
Рис.1 Уровень школьной тревожности по (Филлипсу)

4. Игры, этические диалоги, дебаты, мастер-классы на уроках элективного курса по биологии «Основы здоровья» также способствовали сближению друг с другом, разрешению непониманий и конфликтных ситуаций, вследствие чего наблюдается снижение процента учащихся, переживающих неудачи в учебе (фрустрация потребности в достижении успеха). При повторном проведении опроса не было отмечено высоких значений по данной характеристике. Это говорит о том, что в ситуации школьного обучения неблагоприятный психический фон, который не позволяет им развивать свои потребности в успехе и в достижении высоких результатов, исчезает (с 60% до 47%). Следовательно, учащиеся чувствуют благоприятное отношение сверстников и взрослых, успехи поощряются, что программирует их на удачу, повышают самооценку,
Перед началом опроса мы задавали ребятам один вопрос: хотели бы вы вернуться в свою школу, где учились раньше? Результаты отображены на диаграмме 2.

Рис.2. Диаграмма ответов на вопрос «Хотели бы вы вернуться в свою школу, где учились раньше?»
В первой четверти из 25 учащихся только 7 (27% 8-классников) думали вернуться обратно. Во второй четверти все 25 учащихся не хотели возвращаться в свою школу, однако 4 учащихся высказали мысль, что придется вернуться, так как трудно дается математика. В середине третей четверти, из этих 4 трое уверенно сказали, что до 9 класса приложат все усилия, но останутся учиться здесь. На вопрос: почему? Ответ простой: нравится. Следовательно, ситуация школьного обучения уже не является травмирующей, негативно окрашенной и тревожной.
Заключение
На каждом возрастном этапе учащийся занимает определенное место, которое определяет требования к его поведению и деятельности. Психологическое благополучие школьника во многом определяется тем, насколько его учебная деятельность соответствует требованиям школы. Неблагополучие адаптации ребенка к школе проявляется, прежде всего, в высокой тревожности. Результаты нашей работы показали, что очень высокого уровня тревожности и подверженности стрессу среди учащихся 8класса МАОУ «Технический лицей» не наблюдается. Это значит, что осознанный выбор учебного заведения, планирование своего будущего помогает справиться и с нагрузкой, и со стрессорными ситуациями, которые постоянно сопровождают каждого из нас. Наша гипотеза подтвердилась. И педагогический состав лицея, и учащиеся стараются найти подходы для оптимизации учебного процесса и созданию эмоционального благополучия. Учащиеся осознанно готовят себя к трудностям, а главное выбирают те предметы, которые им нравятся, которые им под силу. Их первые успехи, достижения способствуют снижению степени тревожности. Нами не было выявлено низкотревожных обучаемых, для которых требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных моментов деятельности, возбуждение заинтересованности, чувства ответственности в решении тех или иных задач.
Список используемой литературы
Андреева И.Н. Личностная тревожность как проблема психического здоровья подростка (гендерный аспект) // Гуманизация учебного процесса: личностный мотив и творческое развитие: Тезисы научной конференции, 29-30 марта 2001 г. – Бобруйск, 2001.
Андреева И.Н. Ситуативная и личностная тревожность подростка // Психология и дети: рефлексия по поводу защиты прав ребёнка: Материалы Международной научно-практической конференции, 24-25 марта, 1999 г., г. Минск. – Мн., 1999.
Аракелов Н., Шишкова Н. «Тревожность: методы ее диагностики и коррекции» / Вестник МУ, сер. Психология. – 1998, № 1.
Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. «Психофизиологический метод оценки тревожности» / Психологический журнал – 1997, № 2.
Практикум  по возрастной  психологии. / под. ред. Л.А.  Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002.