Доклад на тему:Коррекционно-развивающее занятие по снижению тревожности у пятиклассников


Коррекционно-развивающее занятие
по снижению тревожности у пятиклассников
Цель: снижение уровня тревожности
Задачи:
Установить доверительные отношения между участниками.
Обучить снимать мышечные зажимы, развивать тактильные ощущения;
Обучить снижению эмоционального напряжения;
Создать положительный эмоциональный фон.
Необходимые материалы: капитошка - талисман группы, плакат правила группы в виде солнца с лучиками, мусорная корзина, планшет, бумага, карандаши, магнитофон, инструментальная музыка.
Ход занятия
Приветствие
Психолог: Доброе утро ребята, меня зовут Венера Аликовна. Давайте познакомимся. Познакомиться поможет нам талисман группы– капитошка. У кого в руках он окажется, тот называет своё имя (Знакомство с участниками).
Очень приятно познакомиться.
Мы будем работать в кругу, будем играть, общаться друг с другом, а самое главное наше занятие поможет вам научиться достойно держаться в трудные минуты. Чтобы вы могли чувствовать себя комфортно и безопасно нам необходимо соблюдать правила (обращение к плакату солнце с правилами группы):
«Я-высказывания» - каждый говорит только о себе, от своего имени;
правило Поднятой руки - говорить по одному, если хочешь сказать – подними руку; говорит тот, у кого в руках талисман группы;
правило «Равных прав» - все участники группы равны и обращаются друг к другу по имени; нельзя перебивать, оскорблять и дразнить; внимательно относится друг к другу;
«Никакой критики!» -  не оценивать себя и других участников группы;
«Здесь и теперь» - обсуждаем здесь и теперь о том, что волнует каждого, то, что происходит с нами.
«Активное участие!» - опыт, который вы приобретете, активно участвуя в предложенных упражнениях, поможет вам в жизни.
Вы согласны соблюдать эти правила? Тогда соедините свою ладошку с моей ладошкой (ритуал приветствия). Вот и у нас получилось солнышко, ваши руки его лучики.
Представьте себе солнечный день, вы на берегу моря. Встаньте в круг, положить свои руки на плечи впереди стоящего и повторяйте действия за мной. Ярко светит солнце, нам тепло. Море спокойное (гладим спину впереди стоящего ладонями), давайте прогуляемся по берегу моря (гладим живее). Но вот поднялся ветер (резкие движения руками), море волнуется (похлопывание), волны накатывают на берег с огромной силой (массаж шейных позвонков), тут ветер постепенно утихает (медленные движения по спине)…, море стало спокойным. Встряхните ваши ручки и садитесь на стулья, расскажите о своих ощущениях (дети рассказывают о своих ощущениях). Приятны ли были ощущения, что вы почувствовали? (Высказывания детей).
Данное упражнение помогло нам снять мышечное напряжение, которое накопилось у вас в течение дня. Расслабив мышцы, мы успокоились, восстановились, у нас поднялось настроение, улучшилось самочувствие.
Упражнение «Мусорная корзинка»
В школьной жизни бывают такие моменты, которые вызывают напряжение, беспокойство, а чего вы боитесь больше всего, нарисуйте, для этого возьмите в руки планшет с бумагой и карандаши, нарисуйте кто или что вызывает у вас тревогу.
На выполнение этого задания вам отводиться 5-7 минут. Мне не важно как вы нарисуете, мне важно, чтобы вы показали в этом рисунке свои страхи, тревоги.
Дети рисуют.
По завершению работы психолог просит рассказать о том, что они изобразили.
Задаются вопросы:
- что ты изобразил?
- чем оно тебя пугает?
Не мешают ли это вам жить?
Психолог ставит на середину комнаты небольшую корзину.
Как вы думаете, а зачем человеку нужна мусорная корзина? Почему необходимо постоянно освобождать корзину от мусора? Представьте себе жизнь без мусорной корзины, когда мусор постепенно наполняет комнаты, где мы живём, невозможно передвигаться, становиться тяжело дышать, люди начинают болеть. Представили.
Но ведь также с чувствами, чувства накапливаются, часто ненужные, вредные (обиды, страхи, тревоги).
Для того, чтобы не копить в себе тревогу, страхи, необходимо от них избавляться. Сейчас мы этим и займемся, порвите свои нарисованные листочки со словами: «Эти мысли мне мешают, они мне не нужны». Выкиньте ненужные, вредные чувства в мусорную корзину, представляя как вы, побеждаете свои страхи, тревогу».
Участники рвут свои объекты страха, тревоги.
Обсуждение: «Как вы себя чувствуете? Какое сейчас у вас настроение?»
Упражнение «Воздушный шарик».
А вы знаете, настроение повысить можно ещё одним способом. Ребята, что у меня в руках? А это не просто воздушный шарик, он нам поможет научиться правильно дышать. Представим, что воздушный шарик находится у нас в животе, мы его сейчас будем надувать. Положите руку на живот. Шарик сейчас не надут. Теперь набираем в него воздух, делаем носом вдох, надуваем живот, будто он большой воздушный шарик. Почувствуйте рукой, как он растёт. А теперь сделаем выдох ртом и сдуем животик… Отлично! Давайте повторим ещё раз. Вдох-выдох, ещё один вдох-выдох. Молодцы! У вас хорошо получается.
Такое дыхание, когда мы дышим животом, делаем длинный выдох, называют правильным дыханием, или успокаивающим. Как вы думаете, в каких ситуациях такое дыхание важно применять? (Высказывания участников)
Заканчивая наше занятие, давайте вспомним, как можно снять напряжение?
- Какой способ больше всего понравился?
- В каких ситуациях вы будете применять приобретенные навыки?
Высказывания участников.
Ритуал завершения занятия
Давайте встанем, возьмёмся за руки и произнесем друг другу слова:
Мы сегодня были рады,
Видеть каждого из нас,
Не пугают нас преграды,
В добрый путь и добрый час.
За то, что сегодня не скучно нам было,
Мы скажем друг другу
Большое спасибо.
Спасибо ребята за работу, всего доброго, до свидания!