Программа развития эмоционально-волевой сферы школьников


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 852»
124460,Москва, Зеленоград, корпус 1128 тел 8(499)732 25 43
Согласовано Утверждаю
С Зам.директора по Директор ГБОУ Школа №852
воспитанию и соц.защите С.Н. Бровко Т. И. Смотрова Программа «Развитие эмоционально-волевой сферы у школьников»
Разработана педагогом- психологом Слащевой А. С. на основе программы «Основы психотерапии». Бурлачук Л.Ф.
Пояснительная записка
Рабочая программа развития эмоционально – волевой и коммуникативной сфер школьников составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Опубликовано16 марта 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный № 1993.
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 18 июля 2011 г. № 103/4286 «О введении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 г. № 95 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогических консилиумах».
Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ школа 852.
Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет его полноценное общение с окружением. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру. Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям школьного возраста ,имеющим трудности в эмоциональной и коммуникативной сферах, способствует поиску эыффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности.
Программа данного курса представляет систему коррекционно-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения - 1 час в неделю (34 часа).
Успешное развитие межличностного общения в рамках программы идет параллельно развитию эмоционально-волевого развития. То, в какой мере ученики умеют понимать и отражать свои чувства, настроение друг друга, воспринимать и понимать других, а через них и самих себя, будет во многом определять процесс общения, качество отношений и способы, с помощью которых они будут осуществлять совместную деятельность.
Цель данной программы: развитие эмоционально-волевой и личностной сферы, учащихся, а также формирование коммуникативных компетенций
Основные задачи программы:
снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности и агрессии;
коррекция настроения и негативных черт характера;
формирование навыков саморегуляции и самоконтроля;
развитие системы самосознания и самооценки, рефлексивных способностей, формирование адекватного отношения к себе и другим;
Формирование позитивного отношения к своему «Я», адекватной самооценки и повышение уверенности в себе;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Содержание программы соответствует поставленным целям и задачам.
Программа состоит из трех разделов, каждый из которых имеет свои отдельные задачи. Первый раздел - Самопознание «Какой «Я»?. Это первые занятия, которые дают ребятам возможность исследовать себя, узнать, что все люди имеют как хорошие качества, так и те или иные недостатки. На этих занятиях развивается рефлексия и толерантность учащихся устанавливается дружелюбная атмосфера.
Второй раздел – Мир эмоций. «Я и эмоции» - помогает детям научиться понимать и контролировать свое эмоциональное состояние.
Третий раздел - Позитивное общение «Мой язык общения» - одна из самых интересных для ребят этого возраста. Именно на этих занятиях впервые затрагиваются понятие дружбы, тема взаимоотношений, конфликтов. Что такое настоящая дружба и умеют ли ребята дружить – ответы на эти вопросы учащиеся ищут совместно с педагогом. Далее идут занятия на тему сотрудничества. Ребятам дается само понятие сотрудничества, принципы эффективного сотрудничества, в игровой форме отрабатываются навыки эффективного взаимодействия. И завершают программу заключительные занятия, основная цель которых – отрефлексировать изменения, произошедшие с ними за учебный год, окунуться в свой внутренний мир, сформировать установку на веру в себя и в свой успех.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки, совершенствование социально-бытовой и социокультурной компетенции, развитие коммуникативных навыков. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.
Формы работы
При реализации программы используются следующие формы и методы работы: беседа, психогимнастика, ролевая игра, арт-терапевтические техники, дискуссия, проблемные ситуации, эмоционально-гимнастические методы, релаксационные методы, когнитивные методы. Основное содержание занятий составляют тренировочныхе упражнения, специальные задания, дидактические и развивающие игры.
Организационная структура занятий
Материал каждого занятия рассчитан на 40 - 45 минут.
1.- Ритуал приветствия и разминка
Цель: создание атмосферы доверия в группе, положительный настрой участников на работу.
2. - Основная часть
Направлена на решение задач данной программы.
3.- Заключительная часть
Подведение итогов, получение обратной связи. Ритуал прощания.
Разумеется, при необходимости структура может быть изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Ожидаемые результаты:
Предполагается, что результаты отразятся, во-первых, на индивидуальных особенностях развития ребенка, связанных с Я-концепцией, мотивацией достижения успеха, развитием эмоциональной сферы и компетентности в общении, во-вторых – в улучшении адаптации в школе и, возможно, повышении продуктивности учебной деятельности.
Критерии положительной оценки:
повышение уровня стабильности эмоционально-волевой регуляции продуктивной деятельности;
снятие (уменьшение) психического напряжения, тревоги, страхов;
сформированность умения правильно выражать свои чувства, умение управлять своими эмоциями, понимать и оценивать отношение к себе других людей, сверстников;
овладение учащимися умениями и навыками эффективного взаимодействия, снятие барьеров в общении;
улучшение социально-психологического климата класса;
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (по методикам);
Текущий:
-рефлексивный - контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый:
-тестирование;
-творческие работы учащихся
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема занятия Задачи, решаемые на каждом занятии Кол.часов
Раздел 1 Самопознание «Какой «Я»? 7
1. Мой внутренний мир
 Кто Я? Какой Я? Обследование эмоционально-волевой сферы
Определение принципов работы на занятияхПовышение самооценки
Сплочение классного коллектива 1
2. Познай самого себя и других Определение достоинств и недостатков своих и других людей, понимание причин их поступков
Закрепление знаний учащихся о положительных и отрицательных качествах характера человека
Развитие интереса к себе 2
3. Моя самооценка Создание условий для самоанализа собственных достоинств и недостатков
Повышение уровня самопринятияФормирование уверенности в себе 1
4. Мои способности Осознание детьми своих особенностей и способностей
Развитие внимания, памяти, мышления, речи, активного и пассивного словаря 2
5. Мой характер Развитие способности к самоанализу и рефлексии
Развитие системы самосознания и самооценки, формирование адекватного отношения к себе и другим
Формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе 1
Раздел 2 Мир эмоций. «Я и эмоции» 10
6. Мое настроение
  Развитие способности осознавать и выражать свои эмоциональные состояния
Повышение самооценки
Развитие творческой активности учащихся 1
7. Эмоции – внутренние друзья и враги Знакомство учащихся с эмоциями
Обучение умению определять эмоциональное состояние других людей
Тренировка умения владеть своими эмоциями. 1
8. Радость.Удовольствие.Интерес.Счастье. Определение понятия положительных эмоций
Способствование адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний 2
9. Грусть. Обида.
Обида.
Гнев. Способствование рефлексии эмоциональных состояний
Определение понятия отрицательных эмоциональных переживаний
Развитие способности отличать отрицательные эмоции от положительных. 2
10. Страх. Он помогает или мешает?
 
 
  Определение понятий «страх», «тревога», «одиночество»
Помощь в преодолении страхов, в обретении уверенности в себе, в понимании того, что вера в себя необходима для развития человека 1
11. Как управлять эмоциями? Осознание своих эмоций, обогащение адекватными способами выражения своего настроения
Обучение самоконтролю и закрепление этих навыков
Обучение навыкам релаксации 2
12. Конкурс чувствоведовФормирование умения распознавать эмоциональные реакции других людей
Развитие взаимопонимания
Повышение самооценки 1
Раздел 3 Позитивное общение «Мой язык общения» 17
13. Я и мир вокруг меня
 
  Повышение самооценки
Развитие чувства принадлежности к группе
Формирование умения увидеть в другом человеке его достоинства 1
14. Общение в жизни человека Определение первоначального представления о значении общения в жизни человека
Формирование представлений о различных средствах общения
Развитие социально-коммуникативных навыков
Сплочение класса 2
15. Я глазами других Формирование способности к самоанализу
Способствование возникновению желания самосовершенствоватьсяРазвитие способности принимать друг друга 1
16. Почему люди ссорятся?
Споры и ссоры Знакомство учащихся с понятием «конфликт»
Выявление особенностей поведения в конфликтной ситуации
Обучение способам выхода из конфликтной ситуации 1
17. Предотвращение конфликтов Знакомство с вербальными барьерами общения
Обучение альтернативным вариантам поведения
Обучение анализу различных состояний 2
18. Учимся слушать друг друга Помощь в осознании собственного «Я»
Формирование понимания необходимости жить в согласии с собой и другими
Формирование адекватных эмоциональных реакций в ходе совместного взаимодействия 1
19. Уверенное и неуверенное поведение Знакомство с понятием о сильной личности
Выработка навыки уверенного поведения
Формирование негативного отношения к агрессии 1
20. Нужна ли агрессия? Познакомить учащихся с признаками агрессивного поведения
Определить приемлемые способы разрядки гнева и агрессии 1
21. Я и мои друзьяПравила дружбы Развитие коммуникативных навыков
Помощь в осознании качеств настоящего друга
Повышение самооценки
Сплочение коллектива в классе 1
22.
Мы – дружный класс  Сплочение коллектива
Развитие чувства эмпатииРазвитие навыков координации совместных действий 1
23. Дружба девочек и мальчиков
 
 
  Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу
Определение – что такое дружба девочек и мальчиковСплочение классного коллектива 1
24. Я и  моя школа
  Помощь детям в осознании особенностей позиции ученика
Развитие умения высказывать свое мнение
Повышение самооценки
Сплочение классного коллектива
Развитие навыков общения 1
25. Я и моя семья
  Актуализация опыта семейного взаимодействия
Анализ наиболее часто встречающихся трудностей в отношениях с родителями
Оптимизация взаимоотношений «родитель-ребенок» 1
26. Мое настоящее и будущее Определение интересов детей
Отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению цели
Актуализация личностных ресурсов 1
27. Будь собой, но в лучшем виде Обследование эмоционально-волевой и коммутативной сфер
Активизация процесса самопознания
Закрепление благоприятного отношения к себе 1
28. Итоговое занятие «Всем спасибо» Подведение итогов
Закрепление полученных навыков
Развитие эмпатии, рефлексии
Сплочение коллектива в классе 1
Циклограмма мониторинга отслеживания уровня развития эмоционально – волевой и коммуникативной сфер
младших школьников
Методика исследования 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
Тест «Дом – дерево – человек» Джоржа Бука + +
Методика «Волшебная страна чувств» + +
Методика Дембо – Рубинштейна + +
Социометрический тест + +
Метод наблюдения + + + +
Литература:
Арт-терапия./ Под ред. А.И.Копытина. СПб.: Питер, 2001 г.
Бреслав Г.А. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб., 2000 г.
Бурлачук Л.Ф. Основы психотерапии. М.: Алтейа, 1999 г.
Ермолаева М.В. Психология развития. М., 2000 г.
Журнал Начальная школа.// №4, 1989 г., стр.18.
Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка. М., 1986 г.
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986 г.
Зиневич-Евстигнева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь &qbot;особому&qbot; ребенку. СПб., 2001г.
Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика эмоций./ Вестник МГУ, №4, 1995.
Клюева Н.В., Косаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 1996г.
Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002 г.
Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб.: Питер, 2002 г.
Лендер Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.,2000 г.
Леонтьев А.Н. Психология общения. М.: Смысл, 1997 г.
Мухина В.С Использование детских рисунков в целях диагностики. М.,1976.
Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии.// Вопросы психологии. 1984, №4.
Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. СПб., 2002 г.
Рахматуллина Р. Коррекционно-развивающие игры и психогимнастика. //Школьный психолог, 1999, №26, с.10.
Хухлаева О.В. Лесенки радости. М.: Совершенство, 1998 г.
Цыркун Н.А. Социально-психологические закономерности развития воли у дошкольников. Минск: НМ Центр, 2000 г.
Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: МПСИ, 1998 г.