Ветвление и последовательная детализация алгоритма


ТЕМА: "ВЕТВЛЕНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ ДЕТАЛИЗАЦИЯ АЛГОРИТМА"
  Цели урока: 
 Образовательные:
1.познакомить учащихся с командой ветвления.
2.показать пример задачи с двухшаговой детализацией.
 Воспитательные:
воспитание информационной культуры, внимания, аккуратности, усидчивости.
 Развивающие:
1.развитие самоконтроля;
2.развитие познавательных интересов
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок объяснения и первичного закрепления материала
Оборудование: доска, компьютеры, проектор
Учебник: Семакин «Информатика и ИКТ» 9 класс
План урока:
Организационный момент, проверка домашнего задания.
Объяснение нового материала.
Практическая часть.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Сегодня мы будем изучать алгоритм ветвления.
Проверка домашнего задания 2 Команда ветвления
Познакомимся еще с одной командой ГРИС. Она называется командой ветвления. Формат команды ветвления такой:
если <условие>       то    <серия 1>      иначе  <серия 2>квСлужебное слово кв обозначает конец ветвления.
По-прежнему ГРИС может проверять только два условия: «впереди край?» или «впереди не край?». <Серия> — это одна или несколько следующих друг за другом команд. Если <условие> справедливо, то выполняется <серия 1>, в противном случае — <серия 2>.
Давайте изобразим блок-схему.
Такое ветвление называется полным.
Неполная форма ветвления
В некоторых случаях используется неполная форма команды ветвления
Например:
если впереди край      то поворотквБлок-схема:
Неполная команда ветвления имеет следующий формат:
если <условие>      то    <серия>квЗдесь <серия> выполняется, если <условие> справедливо.
Составим сравнительно сложную программу для ГРИС. На этом примере вы увидите, что применение метода последовательной детализации облегчает решение некоторых «головоломных» задач.
Пример задачи с двухшаговой детализацией
Задача 6. Построить орнамент, состоящий из квадратов, расположенных по краю поля. Исходное положение ГРИС — в верхнем левом углу, направление на юг.
Процедуру, рисующую цепочку квадратов от края до края поля, назовем РЯД. Процедуру, рисующую один квадрат, назовем КВАДРАТ. Сначала напишем основную  программупрограмма Орнаментнач           сделай РЯД           поворот           сделай РЯД            поворот           сделай РЯД            поворот            сделай РЯДкон
Теперь напишем процедуры РЯД и КВАДРАТ:

В процедуре РЯД в теле цикла содержится неполное ветвление. Структуру такого алгоритма можно назвать так: цикл с вложенным ветвлением.
блок-схема процедуры РЯД.

Составление этой программы потребовало двух шагов детализации алгоритма, которые выполнялись в такой последовательности:

Теперь вам известны все команды управления графическим исполнителем. Их можно разделить на три группы: простые команды; команда обращения к процедуре; структурные команды. К третьей группе относятся команды цикла и ветвления.


Приложение 1.
3 Переходим к практической части нашего урока.
Загружайте файл Ц_1 уровень
Разработайте алгоритм перемещения из точки А в точку Б по прямой с рисованием следа. Расстояние от А до Б заранее неизвестно. Но точно известно, что за точкой Б на расстоянии одной клетки от нее находится стенка. Воспользуйтесь этой стенкой для того чтобы завершить перемещение именно в точке Б: запрыгнув вперед проверяйте нет ли впереди стенки и, если стенки нет, то возвращайтесь и оставляйте след.
Загружайте файл Ц_2 уровень
Разработайте алгоритм перемещения исполнителя из точки А в точку Б с преодолением возникающих на пути трех пар «прыгающих» стенок. След должен быть виден. Используйте процедуру для преодоления одной пары стенок.
Загружайте файл Ц_3 уровень Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
4 Подведение итогов урока, выставление отметок. 5 Домашнее задание п.31,

Приложение 1.








Приложение 2


Приложение 3


Приложение 4