Конспект пересказ сказки Лиса и рак


Конспект занятия по методике развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Задачи:
Учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку «Лиса и рак» без помощи вопросов воспитателя. Подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса с лисятами».
Учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова.
Учить использовать слова с противоположным значением (большой-маленький, сильный-слабый, быстрый-медленный и пр.)
Развивать голосовой аппарат и артикуляцию: учить произносить чистоговорки тихо, громко, шепотом.
Оборудование:
Сказка «Лиса и рак»;
Картина с изображением лисы;
Картина с изображением лисы с лисятами.
Игрушка лисы
Ход занятия
Дети сидят на ковре полукругом.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
Дети: Лиса
Вопрос к детям:
«А почему вы думаете, что это лиса?»
Ответы детей.
- Дети, рассмотрите картину с изображением лисы с лисятами и ответьте на вопросы:
«Кто здесь изображен?» (лиса и лисята, лиса с лисятами и т.п.)
«Как можно назвать детеныша лисы ласково?» (лисенок, лисеночек, малыш)
«Как можно сказать про лисенка, какой он?» (рыжий, маленький, крохотный – если дети не ответят маленький, воспитатель задает наводящий вопрос: он большой или маленький?).
«Лисенок маленький, а лиса какая?» ( большая).
«Лиса большая, сильная, а лисенок какой?» ( маленький, слабый).
«Правильно, лисенок еще слабый, потому что маленький, а когда он подрастет, каким он будет?» ( большим, сильным)
- «Лисята еще маленькие и слабые: не умеют охотиться, поэтому пищу им добывает мама-лиса. Она знает, что лисята голодные и бежит к ним. А как она бежит к ним? (быстро). А маленькие лисята не умеют быстро бегать.Как они бегают?» (медленно)
Воспитатель вызывает 3-4 детей и предлагает им составить короткий описательный рассказ про лису с лисенком.
- : «Ребята, существует много сказок про лису. А какие сказки, где лиса является героиней, знаете вы?»
Ответы детей: «Лиса и волк», «Заюшкина избушка», Лиса и волк», и др.- : «Молодцы, много знаете сказок про лису».
Вопросы к детям:
«Как в сказках называют лису ласково?» (Лисичка-сестричка, Лисонька, Лиса- Патрикиевна, Лисьюшка)
«А какой лису в сказках изображает автор?» (хитрой, умной, увертливой, смышленой, ласковой, грубой, выдумщицей)«Можно ли лису назвать ласково лисенок?» (нельзя)
«А почему?» (лисенок – это детеныш)
- «Ребята, послушайте сказку, которая называется «Лиса и рак». Воспитатель рассказывает детям сказку, не читая.
Лиса говорит раку:
- Давай перегоняться!
- Что же, лиса, давай.
Начали перегоняться.
Лиса побежала, а рак уцепился лисе за хвост.
Лиса до места добежала, обернулась посмотреть, вильнула хвостом, рак отцепился и говорит:
- А я уж давно тут тебя жду.
Вопросы к детям:
«Что предложила лиса раку? Как об этом можно сказать по-другому? (бежим на перегонки, кто быстрее прибежит).
«Почему лиса предложила раку бегать?»
«Почему лиса хитрая?»
«А рак, какой он?» (еще хитрее: догадался прицепиться лисе за хвост. Рак хитрый-прехитрый, хитрющий).Воспитатель: «Ребята, послушайте сказку еще раз, а потом вы будете рассказывать ее сами».
Воспитатель вызывает к себе троих детей и предлагает им рассказать сказку. Одному – за рака; другому – за лису; третьему – за автора. Затем вызывает других троих детей и предлагает им сделать тоже самое. Затем сказку рассказывает один ребенок целиком, по желанию, если желающих нет, выбирает воспитатель.
Воспитатель проводит физкультминутку
Я, лисичка-сестричка
По лесу ходила.
Я, лисичка-сестричка
Голосом вопила.
Я, лисичка-сестричка
Лычки драла,
Я, лисичка-сестричка
Лапотки плела.
Воспитатель продолжает занятие. На доске прикреплены картины с изображением лисы. Воспитатель предлагает 5-6 детям по очереди выбрать картинку и придумать короткий рассказ про лису (рассказать какая она).
Ответы детей:
«У меня лиса рыжая, хвост у нее золотистый и пушистый».
«У меня лиса хитрая, хвост у нее тоже пушистый, а глаза черные-причерные».
«У моей лисы хвост еще пушистее, у нее мягкие лапки, она умная». И т.п.
Воспитатель разбирает с детьми слово лиса по частям. Воспитатель предлагает детям сказать слово лиса не сразу, а по частям. Если у них это вызовет сложности, дает образец такого произношения: «Послушайте, как я скажу слово «ли-са». Затем вызывает нескольких детей повторить.
Вопросы к детям:
«На сколько частей делится слово лиса?» (на две).
«Какая первая часть?» (ли).
«Какая вторая?» (са).
Воспитатель сообщает детям, что части слова называются слогами, потому что слово слагается из них.
В конце занятия воспитатель произносит чистоговорку: «Саша в лесу встретил лису» и предлагает детям повторить ее с разной интонацией: громко,
тихо, шепотом.
Подведение итогов занятия.
Вопросы к детям:
«Понравилось ли вам занятие?»
«Что нового вы узнали?»
Ответы детей.