Из опыта работы: приемы 7 модулей Программы курсов повышения квалификации педагогических работников второго (основного) уровня, используемые для мотивации обучения на уроках физики.

Из опыта работы: приемы 7 модулей Программы курсов повышения квалификации педагогических работников второго (основного) уровня, используемые для мотивации обучения на уроках физики.
« Без мотива любая деятельность, в том числе
и учебная, никогда не будет эффективной.»
Э.М. Браверман.
К сожалению, в последнее время приходится все чаще отмечать, что у большинства современных учащихся нет стойкого интереса к учебе. Причины здесь разные, и для нас, педагогов, всё более актуальным становится вопрос: как учить детей? Педагогическая наука не стоит на месте и постоянно предлагает усовершенствованные методы и приёмы обучения.
Я считаю, что один из самых важных компонентов урока – создание мотива урока, заинтересованности в нем, желание активно работать. Для этого на своих уроках использую различные приемы: познавательные (побуждение к поиску альтернативных решений, игра, выполнение нешаблонных заданий); эмоциональные (поощрение, создание ситуации успеха, свободный выбор задания), волевые (информирование об обязательных результатах обучения, самооценка и коррекция деятельности, рефлексия поведения) и социальные (создание ситуации взаимопомощи, самопроверки). На уроках физики я стараюсь создать такие условия, при которых учащийся оказался бы втянутым в самую гущу событий и испытывал бы настоящий азарт в стремлении докопаться до самой сути.
Вот какие приемы создания мотивации учения я использую в своей работе.
Прием «Привлекательная цель» заключается в следующем: перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей – неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог. Всегда ли нужно находить к уроку привлекательную цель и произносить её вслух? Конечно же нет. Ведь это только один из возможных способов входа в урок.
Например, урок физики в 11 классе (геометрическая оптика). Цель учителя – показать серию экспериментов по оптике. Перед учениками ставится иная цель: научиться пользоваться оптическими приборами (диапроектором, фотоаппаратом) понимать принципы их работы и возможности использования в зависимости от оптических характеристик.
Приём « Лови ошибку».
Ученики получают тексты (или разбор решения задачи ) со специально допущенными ошибками. Тексты готовлю заранее, либо поручаю приготовить уч-ся в качестве творческого задания. Этот приём можно использовать при объяснении нового материала, когда учитель намеренно допускает ошибку, но ученики должны быть предварительно предупреждены об этом, либо при закреплении.
Пример 1: 8класс, «Световые явления». Ученикам предлагается в тексте найти ошибку или подтвердить правильность прочитанного.
«Мишка на рыбалке с дедушкой и другом».
Тихим, неторопливым шагом пробирались мы вдоль берега через осоку, внимательно вглядываясь в прозрачную воду. Наконец я заметил красавца – карася. Он застыл прямо возле берега, еле шевеля своими бронзовыми жабрами. Прицелившись, точно в рыбу, метнул острогу. Остриё вонзилось в тело, карась нервно метнулся и затих. (в воде изображение рыбы приподнято, и , точно прицелившись в рыбу в нее не попадешь).
Пример 2: 8кл. «Тепловые явления».
Учащимся предлагается отрывок из стихотворения. Они должны найти физическую ошибку и объяснить ее.
«Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг ее морозом оковало,
И неподвижной льдинкой капля стала,
А в мире поубавилось тепла».
( При превращении воды в лед выделяется, а не затрачивается теплота).
Прием «Практичность теории». Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.
Пример 1. В 8 классе учащиеся подробно изучают вопросы, связанные с электризацией тел и электрическим полем. Я им рассказываю о большом практическом значении этих явлений. Пожары при заправке самолетов горючим, взрывы при перевозке горючего, на мучном заводе пожары – какова их причина и как этого избежать? И где будет полезна электризация тел? (На том же мучном заводе, при электрокопчении, при окраске машин).
Пример 2 . В 7 классе на первом уроке физики задаю вопросы: почему вода доходит до верхнего этажа, горит свет, фундамент выдерживает тяжесть здания? И делаем вывод о значимости физических знаний и применении их на практике.
Прием « Удивляй!»
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому стараюсь найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Пример 1 . Формируя в 7 классе понятие скорости, я говорю, что скорость учащихся, сидящих в классе за партами, равна 0 или 30 км/сек, в зависимости от того, рассматриваем мы эту скорость относительно Земли или Солнца.
Пример 2 . При изучении в 7 классе основ МКТ, рассказываю учащимся, что изучив эту главу, они научатся объяснять такие известные им факты:
- почему трудно разломить кусок мела?
- почему 2 куска мела нельзя вновь соединить, а 2 куска пластилина можно?
- почему распространяются запахи?
- почему пластилин не смачивается водой, а бумага смачивается?
Прием «Отсроченная отгадка».
В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой ( ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Пример. Урок о теплопроводности в 8 классе можно начать так. «Вернувшись из интересного зимнего лыжного похода по малонаселенной местности, мой приятель с увлечением рассказывал о своих впечатлениях. Он, в частности, поведал нам, со страхом спрашивавшим его, как были обустроены их ночевки в лесу. Туристы вырыли в слежавшемся снегу горизонтальную нору, застелили ее лапником и с комфортом ночевали в ней. Было не холодно».
Вопрос: сможете ли вы объяснить этот факт или отнесете его к разряду необъяснимых « чудес»? Как правило, дети не могут в начале урока дать полный ответ, и мы возвращаемся к этому эпизоду в процессе или после изучения нового материала.
Прием «Занимательность».
Занимательность-прием, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению, и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся. Мною сделана довольно большая подборка литературных фрагментов, а именно стихов, пословиц и поговорок, отрывков из художественных произведений, загадок, сказок, легенд, народных примет с физическим содержанием. К исходным текстам сформулированы вопросы по физике.
Например, 8класс, тема « Плавление и отвердевание кристаллических тел», загадка: Зимнее стекло весною потекло.
- какой процесс описан в загадке?
- при каких условиях лед будет таять?
Пример 2. 7класс, тема «Инерция».
Едет поезд по уклону,
Пассажиры спят в вагонах.
Вдруг они, как сговорились,
Все направо отклонились.
Вопрос: Объясните, что случилось? И многие другие примеры.
При организации учебной деятельности важно, чтобы ученик хорошо представлял себе конечный результат своего труда, ориентируясь на требования учителя и следуя им.
С этой целью для каждой темы формулирую тематические карты с результатами обучения и требования к ним в виде необходимых знаний, умений, навыков.
Карта вывешивается в классе с самого первого урока изучения темы и убирается после написания контрольной работы. Постоянно обращаю внимание учащихся на эту карту при последовательном изучении темы. Таким образом, к концу изучения темы ученики имеют четкую картину того, какие знания, умения и навыки будут проверяться. Это снимает стресс и боязнь получить двойку за контрольную, ученики чувствуют себя увереннее и поэтому познавательный интерес к предмету становится более устойчивым.
Ясно, что всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем. Физика открывает для этого много возможностей; важно не упустить их использовать.


15