Конспект урока по чтению для 3 специального (коррекционного) класса VIII вида на тему Английская сказка Дочка пекаря

Конспект урока чтения в 3 специальном (коррекционном) классе VIII вида.
Тема: Английская сказка «Дочка пекаря»
Психолого-педагогическое обоснование урока.

Важность проблемы развития выразительной стороны речи учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида определяется задачами обучения языку как средству общения, коррекции и мышления и речи с целью наиболее полной адаптации детей с нарушением интеллекта в обществе, раскрытия их творческих способностей на уроках чтения.
Личность ученика формируется в деятельности и общении с другими людьми и сама определяет характер протекания этих процессов.
Особое внимание должно уделяться не только обучению чтению, восприятию и интерпретации высказывания, но и обучению выразительной речи.
В третьем классе осуществляется объяснительное чтение, в процессе которого у учащихся последовательно формируется умение разбираться в содержании прочитанного, объяснять поступки героев. Доступность анализа создается за счет группировки материала в соответствии с определенными темами, связанными с жизнью и опытом детей.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.

В ходе изучения нового материала на уроке чтения использовались разнообразные приемы: работа с учебником, постановка заданий (перед прочтением частей сказки), постановка проблемных заданий, составление плана по частям сказки, что активизировало познавательную деятельность учащихся.
Для реализации задач по формированию навыка чтения использовались приемы и упражнения: речевая гимнастика, чтение вслух и др.
Для реализации коррекционных задач на уроке использовались задания по прочтению названия сказки, озаглавливание пунктов плана; постановка карточек с пунктами плана по порядку; составление пересказа, опираясь на план; речевые упражнения.
На уроке реализовывались задачи по развитию кругозора и словарного запаса, также реализовывался индивидуальный учет способностей каждого ребенка, тем самым способствовало включению в активное учебное поведение.
На уроке был реализован охранительный режим обучения: физминутка, смена видов деятельности, психологический и эмоциональный настрой.
Учащиеся класса, в котором проводились уроки по теме «Английская сказка «Дочка пекаря», по возможностям обучения делятся на разные группы: хорошо успевающих один школьник (1 группа), средне успевающих (2 группа) – два, слабо успевающих (3 группа) – один.


















Цели урока

Образовательные:
- Ознакомление школьников с содержанием сказки «Дочка пекаря»
- создание представлений о важности взаимопомощи, доброты, вежливости между людьми;


Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к людям;
-воспитание доброжелательного отношения к окружающим;
- формирование сочувствия к людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.


Коррекционно-развивающие:
- формирование умения анализировать: выделять главную мысль , оформлять в виде пункта плана, составлять рассказ опираясь на план.
- формирование умения сравнивать;
- коррекция речи на основе речевых упражнений, пересказа по плану.



Оборудование: иллюстрации к сказкам «Три арбузных семечка» и «Дочка пекаря», иллюстрация с изображением совы, карточки с названиями всех частей сказки.
Ход урока
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

I Организационный момент

Речевая зарядка
Чистоговорка





Пальчиковая гимнастика














II Актуализация знаний

















III Изучение нового материала



























Подготовка к восприятию текста сказки





Первичное чтение сказки учителем






Аналитическое чтение сказки школьниками





























Постановка задания




















Постановка задания


























Постановка задания
























Постановка задания























Физминутка

IV Закрепление изученного

























V Итоги урока. Домашнее задание. Оценивание.


Взаимное приветствие. Проверка готовности школьников к уроку.
-Перед тем как приступить к работе, давайте сделаем зарядку нашему языку и губам.
Чтобы лучше нам читать, Надо язычки размять. ЛО-ЛО-ЛО – снежное покрывало НА-НА-НА – наступила весна ЕГ-ЕГ-ЕГ – у нас ещё снег СУ-СУ-СУ – лежит снег в лесу ГА-ГА-ГА – завывает вьюга ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ – метёт метель
«Паучок»
Паучок ходил по ветке
А за ним ходили детки.        
Дождик с неба вдруг полил
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,  
Паучок ползет опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять по ветке.    
   


- Глядя на иллюстрацию, вспомните с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке








- Назовите героев сказки
- Почему аист помог бедняку , а богачу –нет?

-Ребята, чтобы узнать с какой сказкой мы будем знакомиться вы должны прочитать название на доске. Но, все буквы перепутались. Попробуйте прочитать название справа налево.
ЯРАКЕП АКЧОД


На доске появляется изображение совы
-Ребята, кто это?
-Как она кричит?
-Давайте повторим хором.
Сова появилась не случайно. Прочитав сказку мы с вами поймем, почему совы издают такой крик:
у-у-х, у-у-х.

- Ребята, откройте учебники на странице 101 и найдите слово, которое для вас непонятно.
- Кто из вас объяснит это слово?
Объяснение слова.
ФЕЯ - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], способное [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] чудеса; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].


Постановка задания.
- Сейчас я прочитаю эту сказку. Вы внимательно послушаете и затем ответите на два вопроса: «О чем говорится в сказке?», «Кто главные герои?»
Чтение сказки.
Показ иллюстрации.

13 EMBED PBrush 1415
Беседа по прочитанному.
- Кто изображен на иллюстрации?
- Кто главные герои сказки?

Чтение первой части и её анализ.

- Сейчас вы по очереди будете вслух читать эту сказку по частям. Вам надо будет выделить в каждой части главную мысль. Эта мысль и будет пунктом плана.
Старайтесь читать правильно.
Учитель поправляет чтение школьников, дает пояснение отдельным словам.

- В кого превратилась фея?



- Куда пришла фея?



- Найдите в книге описание лавки пекаря?




Итак, первый пункт плана (прикрепляется на доску):




Чтение второй части и её анализ.

- Читаем вторую часть рассказа. После чтения надо будет ответить на вопрос: «Кого встретила нищенка в доме пекаря?». Читаем и следим.
Чтение.
- Кого встретила нищенка в доме пекаря?

- Найдите в тексте описание внешности дочки пекаря. Какая она была.


- Как вы понимаете слово «опрятная»?



- Чем занималась дочка пекаря?
- Как назовем 2 пункт плана?




Чтение третьей части и её анализ.

- Прочитав третью часть, вы должны ответить на вопрос: «О чем попросила нищенка дочку пекаря?»
Чтение.

- О чем попросила нищенка дочку пекаря?

- Как отреагировала на просьбу девушка?







- Что сделала фея, после поступка девушки?

- О чем попросила фея дочку пекаря? Ответ на этот вопрос найдите в тексте.



- Как назовем 3 пункт плана?




Чтение четвертой части и её анализ.

- Читаем 4 часть сказки. После чтения нужно будет ответить на вопрос: «Что произошло, когда фея положила свой кусочек теста в печь?»

- Что произошло, когда фея положила свой кусочек теста в печь?


- Нищенка захотела взять свой хлеб. Как повела себя дочка пекаря? Найдите в тексте.


- Что произошло , когда дочка пекаря кинула старушке еще один маленький кусочек теста?



- Что произошло, когда в третий раз фея попросила хлеб?
- Как назовем 4 пункт плана?




5.Чтение пятой части и её анализ.

- Читаем пятую , последнюю часть сказки. После чтения нужно будет ответить на вопрос: «В кого превратилась дочка пекаря?
Чтение .

- В кого превратилась дочка пекаря?
- Как это произошло. Прочитайте в тексте.







- Подумайте, почему дочка пекаря не отдавала хлеб?

- Расскажите, какой была дочка пекаря?
- Как назовем 5 пункт плана?





Проводится физминутка на развитие внимания.
На доске меняется последовательность пунктов плана.
- Восстановите последовательность пунктов плана.
- Прочитайте с доски все пункты плана.













- Давайте попробуем воспроизвести по пунктам плана сказку.
Сначала дети спрашиваются по отдельным пунктам плана.
Далее спрашивается один ученик , он рассказывает всю сказку по плану.

- Какая основная мысль сказки?



Домашнее задание: Нарисуйте хлеб, который получался у дочки пекаря и у феи из маленького кусочка.
Оценивание каждого ребенка с комментированием.











Ученики повторяют хором (1,2,3 гр.)







Повторяют стих с движениями










(1,2 гр.) Три арбузных семечка.












(3,2,1 гр)
Бедняк, аист, богач
(1 гр)







1 гр. Дочка пекаря











(3 гр.) сова
У-у-х





(3,2,1 гр) слово фея

1,2 гр.




















Работают с учебником, следят за чтением учителя











По очереди читают сказку


Фея превратилась в нищенку (3 гр.)

Фея пришла в дом пекаря.
(3 гр)

Там было довольно темно, пахло свежевыпеченным хлебом, а в глубине полыхала жаром огромная печь. (2,1 гр)







Чтение по очереди




Нищенка встретила дочку пекаря (3,2 гр)
Хорошенькая, опрятная девушка – дочка пекаря.(2 гр)

Человек чистый, прибранный, соблюдающий чистоту. (1гр)
Пекла хлеб.(3,2 гр)
Мнения детей (1,2 гр)






Чтение третьей части по очереди.


Она попросила подать кусок хлеба (3,2 гр)
Продолжала заниматься своим делом и не реагировала на просьбу. После этого она оторвала кусок сырого теста и кинула его на пол. (1,2,гр)

Фея подняла кусочек сырого теста. (3гр)
«У меня в хижине нет огня, чтобы испечь его. Разреши мне положить его вместе с твоими хлебами в печь. (2,1 гр)
Предложения детей.






Чтение 4 части.



Из маленького кусочка теста получился самый большой и румяный хлеб
(1,2 гр)
Девушка оттолкнула её.
- Уходи, грязная попрошайка!- крикнула она. Это не твой хлеб!
Снова достали хлеб из печки. И он был опять самым большим и румяным.












Ученики читают продолжение сказки по очереди.


В сову. (3 гр)
Дочь пекаря крикнула, заикаясь от злобы: «Ухухуходи!» Но не успела закончить, как превратилась вдруг в серую сову и с громким «уух, уух!» вылетела в окно.
1 группа

1,2 группа
1 гр.









2 группа
3 группа
1.Фея пришла в дом пекаря.
2.Встреча с дочкой пекаря.
3.Просьба нищенки.
4. Три маленьких кусочка теста.
5. Превращение дочки пекаря в сову.





3,2 гр.

1 группа



Эта сказка о доброте и отзывчивости. Нельзя оставлять человека в беде. Человек не должен быть злым, горделивым.
(1группа)








1.Фея пришла в дом пекаря.

2.Встреча с дочкой пекаря.

3.Просьба нищенки.

4. Три маленьких кусочка теста.

5. Превращение дочки пекаря в сову.

1.Фея пришла в дом пекаря.
2.Встреча с дочкой пекаря.
3.Просьба нищенки.
4. Три маленьких кусочка теста.
5. Превращение дочки пекаря в сову.




Root Entry