Всероссийская олимпиада школьников по истории .Задания школьного этапа 10-11 класс.


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10-11 КЛАСС.
(Время выполнения работы 60 минут)
Фамилия, имя, отчество______________________________________________________Класс__________
Задание №1. Разгадай кроссворд. Каждое правильное слово оценивается 3 баллами. Максимальное количество за всё задание 30 баллов:
1
-68028-144954 2 1 5 4 3 2 3568701905 6 3 По горизонтали:
1. Один из домонгольских городов Курского края.
2. Третье ратное поле России.
3. Герой Советского Союза, почётный гражданин Курска, совершивший подвиг на подступах к Кёнигсбергу в 1945 году.
4. Историк, автор многотомного издания «Деяния Петра Великого».
По вертикали:
1. Выдающийся советский композитор, курянин.
2. Домонгольский древнерусский кирпич.
3. Живописец XIX в, один из первых пытался раскрыть психологический облик исторической личности.
4. Учёный, инженер-новатор, создатель схемы крекинг-процесса.
5. Большая группа служилых людей в XVI веке, объезжавшая дозором обширные территории.
6. Архитектор усадьбы Марьино.
Задание № 2. Установите верность или ложность утверждений (ДА или НЕТ), свой ответ занесите в таблицу (6 за каждый верный ответ, максимум – 18 баллов баллов).
1. Захват Наполеоном герцогства Ольденбургского стал одной из причин дипломатических разногласий между Россией и Францией.
2. После соединения с П.И.Багратионом под Смоленском, М.Б.Барклай-де-Толли сформировал летучий партизанский отряд для действия против левого фланга французов.
3. Накануне Бородинского сражения французская армия имела двукратный численный перевес.
1 2 3
Задание № 3. Восстановите правильную хронологическую последовательность событий (максимальный балл за все задание – 10 баллов, по 2 за каждый верный ответ). Ответ запишите в виде ряда цифр, отражающего последовательность событий:
1. Цусимское сражение
2. «Кровавое воскресенье»
3. Воцарение императора Николая II
4. Восстание на броненосце «Потемкин»
5. Брусиловский прорыв
Ответ: _______________________
Задание 4. Выполните задания по карте (по 2 баллу за каждый элемент ответа, максимальный балл – 12).
1) Укажите фамилии генералов, командовавших русскими войсками (цифры 1 – 2 на карте) 2) Укажите названия населенных пунктов, с которыми связаны важнейшие события данного э этапа войны 1812 г. (цифры 3 – 6 на карте).

1 __________________________________________________________________________________________
2__________________________________________________________________________________________
3__________________________________________________________________________________________
4__________________________________________________________________________________________
5__________________________________________________________________________________________
6__________________________________________________________________________________________
Задание №5.
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (эссе или развернутый ответ, 30 баллов – по 5 баллов за каждый критерий).
Примерные Темы эссе:
1. В тот век народной юности богатырские подвиги Мономаха, его изумительная деятельность не могли не возбудить сильного сочувствия, особенно когда эти подвиги совершались на пользу земле (С.М.Соловьев).
2. Борис и на престоле правил так же умно и осторожно, как прежде, стоя у престола при царе Федоре (В.О.Ключевский).
3. А.Л.Ордин-Нащекин во многом предупредил Петра и первый высказал много идей, которые осуществил преобразователь (В.О.Ключевский).
4. Петр оказался не только талантливым и проницательным дипломатом, но и высокоодаренным полководцем и военным организатором в той тяжелой борьбе, в которой русскому народу пришлось отстаивать свое будущее (Е.В.Тарле).
5. По уму и таланту Сперанский, несомненно, самый замечательный из государственных людей, работавших с Александром, и, может быть, самый замечательный государственный ум и во всей новейшей русской истории (А.А.Корнилов).
6. Александр II встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный человек на троне, осознавший уроки Крымской войны (Л.Г. Захарова).
При оценке эссе члены жюри должны исходить из следующих критериев:
1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).
2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.
3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.
4. Четкость и доказательность основных положений работы.
5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.
6. Грамотность, логичность изложения, богатство языка, аккуратность.
Ответы 10-11 класс.
Всего за работу 100 баллов:
Задание №1. 30 баллов (по 3 балла за каждый верный ответ).
По горизонтали: 
1. Один из домонгольских городов Курского края (Рыльск).
2. Третье ратное поле России (Прохоровка).
3. Герой Советского Союза, почётный гражданин Курска, совершивший подвиг на подступах к Кёнигсбергу в 1945 году
(Булатов).
4. Историк, автор многотомного издания «Деяния Петра Великого» (Голиков).
По вертикали:
1. Выдающийся советский композитор, курянин (Свиридов).
2. Домонгольский древнерусский кирпич (Плинфа).
3. Живописец XIX в, один из первых пытался раскрыть психологический  облик исторической личности (Шварц).
4. Учёный, инженер-новатор, создатель схемы крекинг-процесса (Шухов).
5. Большая группа служилых людей в XVI веке, объезжавшая дозором обширные территории (Станица).
6. Архитектор усадьбы Марьино (Гофман).
Задание №2.
Да
Да
Да.
Задание №3.
Ответ: 3,2,1,4,5
Задание №4.
Барклай де Толли
ТормасовСмоленск
Бородино
Москва
Тарутино.
Задание №5.
Творческое задание (30 баллов, 5 баллов за каждый критерий)
Примерные темы эссе:
1. В тот век народной юности богатырские подвиги Мономаха, его изумительная деятельность не могли не возбудить сильного сочувствия, особенно когда эти подвиги совершались на пользу земле (С.М.Соловьев).
2. Борис и на престоле правил так же умно и осторожно, как прежде, стоя у престола при царе Федоре (В.О.Ключевский).
3. А.Л.Ордин-Нащекин во многом предупредил Петра и первый высказал много идей, которые осуществил преобразователь (В.О.Ключевский).
4. Петр оказался не только талантливым и проницательным дипломатом, но и высокоодаренным полководцем и военным организатором в той тяжелой борьбе, в которой русскому народу пришлось отстаивать свое будущее (Е.В.Тарле).
5. По уму и таланту Сперанский, несомненно, самый замечательный из государственных людей, работавших с Александром, и, может быть, самый замечательный государственный ум и во всей новейшей русской истории (А.А.Корнилов).
6. Александр II встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный человек на троне, осознавший уроки Крымской войны (Л.Г. Захарова).
При оценке эссе члены жюри должны исходить из следующих критериев: (30 баллов, 5 баллов за каждый критерий)
1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).
2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.
3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.
4. Четкость и доказательность основных положений работы.
5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.
6. Грамотность, логичность изложения, богатство языка, аккуратность.