Всероссийская олимпиада школьников по истории.Задания школьного этапа 9 класс.


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.
9 КЛАСС.
(Время выполнения работы 60 минут)
Фамилия, имя, отчество_______________________________________________ Класс_________
Задание № 1. Восстановите правильную хронологическую последовательность событий (максимальный балл за все задание – 20, по 4балла за каждый правильный ответ). Ответ запишите в виде ряда цифр, отражающего последовательность событий:
1. Манифест о трехдневной барщине
2. Тильзитский мир
3. Бородинское сражение
4. Организация военных поселений
5. Воцарение императора Александра I
Ответ: __________________________________
Задание № 2. Замените выделенный курсивом фрагмент историческим термином (по 5 баллу за каждый термин, всего – 10 баллов).
4.1. Вначале ХХ века сохранение не ограниченной никакими механизмами контроля со стороны представительных выборных органов или разделением на ветви исполнительную, законодательную и судебную наследственной власти одного человека оставалось главным пережитком прошлого в политической системе Российской империи. ____________________________________________________________________________________________
4.2. Это слово едва ли не самое частое в историко-культурных размышлениях о XVII в. Это понятно, ибо речь идет об освобождении искусства и литературы от подчинения церковным, религиозным интересам. ___________________________________________________________________________________
Задание № 3. 20 баллов «Да» «Нет»
Самые древние укрепления Курска относятся к середине XI столетия
В 1510 году по «вечному миру» Курская земля вошла в состав Русского централизованного государства и стала его южной пограничной областью
Указ «Об учреждении Курской губернии» был издан 30 июня 1781 года
Курская Воробьёвка стала одним из центров русской культуры, благодаря А.А. Фету
Герб Курской области в основе своей имеет изображение старинного герба Курской губернии
Актёр М.С. Щепкин был крепостным князя Барятинского
Курская область была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками к середине июля 1942года
Первая типография была открыта в Курске в 1792 году
В 2007 году Курску присвоено звание «Город воинской славы»
Курск стал административным центром 13 июня 1935 г.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Задание № 4. Выполните задания по карте (по 2 балла за каждый элемент ответа, максимальный балл – 10).
1.Укажите название войны и её годы (2 балла)
__________________________________________________________________________________
2.Укажите фамилию адмирала, командовавшего русским флотом (цифра 1). (2 балл)
__________________________________________________________________________________
3.Укажите название города, расположенного на карте (цифра 2). (2 балл)
___________________________________________________________________________________
4.Укажите название города, расположенного на карте (цифра 3). (2 балл)
________________________________________________________________________________
5.Укажите фамилию адмирала, который организовал оборону города (под цифрой 3). (2 балл)
_____________________________________________________________________________________

Задание №5 (10 баллов).
«Убьеть мужь мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, либо отцю сына, или братучаду, либо сестрину сынови; если не будеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову; если будеть русинъ, либо гридинъ, либо купчина, либо ябетникъ, либо мечникъ, если изъгой будеть, либо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь».
Вопросы:
1. Как называется этот документ? (1 балл) ___________________________________________________
2. При каком киевском князе он был принят? (1 балл) __________________________________________
3. Какие существуют редакции этого документа (до 3 баллов) ___________________________________
4. Какая норма описана в данном фрагменте? (до 2 баллов)_____________________________________
5. Как называется установленный данной статьей штраф? (1 балл) _______________________________
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (эссе или развернутый ответ, 30 баллов – по 5 баллов за каждый критерий).
Примерные Темы эссе:
1. В тот век народной юности богатырские подвиги Мономаха, его изумительная деятельность не могли не возбудить сильного сочувствия, особенно когда эти подвиги совершались на пользу земле (С.М.Соловьев).
2. Борис и на престоле правил так же умно и осторожно, как прежде, стоя у престола при царе Федоре (В.О.Ключевский).
3. А.Л.Ордин-Нащекин во многом предупредил Петра и первый высказал много идей, которые осуществил преобразователь (В.О.Ключевский).
4. Петр оказался не только талантливым и проницательным дипломатом, но и высокоодаренным полководцем и военным организатором в той тяжелой борьбе, в которой русскому народу пришлось отстаивать свое будущее (Е.В.Тарле).
5. По уму и таланту Сперанский, несомненно, самый замечательный из государственных людей, работавших с Александром, и, может быть, самый замечательный государственный ум и во всей новейшей русской истории (А.А.Корнилов).
6. Александр II встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный человек на троне, осознавший уроки Крымской войны (Л.Г. Захарова).
При оценке эссе члены жюри должны исходить из следующих критериев:
1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).
2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.
3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.
4. Четкость и доказательность основных положений работы.
5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.
6. Грамотность, логичность изложения, богатство языка, аккуратность.
Ответы 9 класс
Всего 100 баллов:
Задание №1. (20 баллов)
Ответ: 5,1,2,3,4
Задание №2. (10 баллов)
Самодержавие или монархия;
Обмирщение.
Задание №3. (20 баллов)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
данетнетдаданетдададанетЗадание №4. (10 баллов)
1. Крымская война 1853-1856гг.
2.П.С. Нахимов
3.Стамбул
4.Севастополь
5. В.А.КорниловЗадание №5 (10 баллов).
1. «Русская правда»
2. При Ярославе Мудром
3. Краткая редакция (Правда Ярослава Мудрого, Правда Ярославичей, Покон вирный)
Пространная редакция (Устав Ярослава Владимировича и Устав Владимира Мономаха)
4. Норма уголовного права.
5. 40 гривен.
Творческое задание (30 баллов, 5 баллов за каждый критерий)
Примерные темы эссе:
1. В тот век народной юности богатырские подвиги Мономаха, его изумительная деятельность не могли не возбудить сильного сочувствия, особенно когда эти подвиги совершались на пользу земле (С.М.Соловьев).
2. Борис и на престоле правил так же умно и осторожно, как прежде, стоя у престола при царе Федоре (В.О.Ключевский).
3. А.Л.Ордин-Нащекин во многом предупредил Петра и первый высказал много идей, которые осуществил преобразователь (В.О.Ключевский).
4. Петр оказался не только талантливым и проницательным дипломатом, но и высокоодаренным полководцем и военным организатором в той тяжелой борьбе, в которой русскому народу пришлось отстаивать свое будущее (Е.В.Тарле).
5. По уму и таланту Сперанский, несомненно, самый замечательный из государственных людей, работавших с Александром, и, может быть, самый замечательный государственный ум и во всей новейшей русской истории (А.А.Корнилов).
6. Александр II встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный человек на троне, осознавший уроки Крымской войны (Л.Г. Захарова).
При оценке эссе члены жюри должны исходить из следующих критериев: (30 баллов, 5 баллов за каждый критерий)
1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).
2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.
3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.
4. Четкость и доказательность основных положений работы.
5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.
6. Грамотность, логичность изложения, богатство языка, аккуратность.