«Интерактивные формы и методы обучения, используемые на уроках русского языка в начальной школе»


«Интерактивные формы и методы обучения, используемые на уроках русского языка в начальной школе»
МБОУ «Лицей «МОК №2»
Асоян Ольга Ивановна

«Самое прекрасное зрелище в мире – ребенок, уверенно идущий по дороге жизни, после того, как ты показал ему путь» Конфуций. Каждый учитель, если он посвятил свою жизнь служению подрастающего поколения, наверняка испытывал чувство гордости за удачи и успехи своих учеников.
Современная педагогическая наука способствует тому, чтобы:
- каждый ребёнок учился учиться,
- постоянно находился в поиске и «открытии» новых знаний.
Это основополагающее мнение особо важно на уроках русского языка в связи с внедрением ФГОС в начальной школе.
Успех процесса обучения младших школьников напрямую зависит от взаимодействия и взаимоотношений
- учителя с учениками
- отдельного ученика с коллективом
- каждого ученика с учителем
-детей друг с другом
Эффективными в преподавании родного языка являются интерактивные методы обучения, которые позволяют обеспечить личностно-ориентированный подход в образовательном процессе. В переводе с английского языка interact означает «общаться, находиться во взаимодействии».
Интерактивные методы обучения – это система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся с учителем и между собой в форме учебных, ролевых, деловых игр, дискуссий, при которой происходит освоения нового опыта и получение новых знаний в области русского языка. Интерактивные методы обучения позволяют в начальной школе, в том числе на уроках русского языка решать следующие задачи:
- повышение познавательной учебной мотивации
- активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
- обучение навыкам успешного общения, умения слушать и слышать, выстраивать диалог,
- развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение основных и дополнительных задач, умение планировать последовательность выбора действий, объективность оценивания своей работы
- воспитание лидерских качеств
- принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата
- умение работать с командой и в команде
В современной педагогике используются следующие методические приёмы интерактивного обучения:
- игры
- пары и группы
- «мозговая атака»
- «общая дискуссия»
- проекты
- семинары
- «общий галдёж»
- словесные ассоциации
- воспроизведение информации
- метод проектов
Рассмотрим некоторые из них:
Пары и группы
Этот метод даёт ученикам большие возможности для участия в работе и взаимодействии, что способствует более прочному усвоению навыков и умений русского языка. Группы могут формироваться по-разному: произвольно или по желанию учащихся, но чаще всего, планируя на уроке групповую работу, учитель заранее делит класс на группы с учетом разного уровня учебных навыков учащихся. Выполняя разную роль в паре или группе, ученик проверяет свои знания, находит орфографические ошибки и исправляет их. Лучше, если группы меняются, в зависимости от поставленных задач на уроке. Содействует самообразовательной деятельности учеников, умению работать как в группе, так и самостоятельно, активизирует учебную деятельность прием «кластер». Этот прием развивает умение формирования собственного мнения на основе опыта и наблюдений. У ребят есть возможность вносить исправления в готовые схемы. Применение технологии «кластер»: позволяет охватить значительно больший объем учебного материала. Вовлекает всех учеников в обучающий процесс. Деятельность интересна детям. Ученики открыты и активны, так как, у них нет страха высказать неправильное суждение. Организуется творческая деятельность, обеспечивается полет фантазии, развивается умение выделять главное, предполагаются и составляются прогнозы. Вся работа анализируется и дополняется.
«Мозговая атака»
Это способ поощрения активности учеников и быстрого генерирования идей. Он может быть использован для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос, причём это метод, при котором может приниматься любой ответ учащихся на заданный вопрос. Мозговая атака предполагает объединение усилий всех участников обсуждения и развитие идей друг друга, а также выбор наиболее перспективных, практичных и удачных предложений.Общая дискуссия
Учебной дискуссией называют целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, мнениями в группе. Интересно использовать этот приём на уроках обобщения крупных тем по русскому языку. Например, « Имя существительное», «Правописание безударных окончаний глагола».
«Общий галдёж»
Этот приём, применяемый для смены темпа урока, своеобразная физкультминутка, возможность общения в парах или группах.
Рисование
Приём, который используется для развития наблюдательности, воображения, навыков совместной работы.
Воспроизведение информации
Очень хороший способ усвоения и понимания информации – это воспроизведение её в другой форме. Например, хорошо использовать этот приём в качестве подготовки к творческим видам работы: сочинениям, изложениям. Прослушав рассказ или текст, ученики изображают его в картинках.
Метод проектов
Особенно перспективным использование этого метода в начале изучения крупных тем русского языка. Например, «Состав слова», «Имя прилагательное». Участие в создании проектов позволяет учащимся развивать критическое мышление, исследовательские способности, активизировать творческие способности.
Интерактивные формы и методы обучения относятся к инновационным и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному пониманию и осмыслению учебного материала. Эти приёмы являются реальным условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности.
Литература
Балаев А.А.» Активные методы обучения». - М., Профиздат, 1986.
Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. «Технология развития критического мыщления» . Методическое пособие.- Спб: ИРО «Смена». 2004г.
Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.,1999.
Современные технологии обучения: Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и Л.Ю. Косовой. – Спб., 2002.