Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звуков


Артикуляционная гимнастика
(Упражнения, важные для формирования необходимых артикуляционных укладов я подчеркнула)
Гимнастика для языка также важна, как и для всего тела
Для преодоления нарушения речи у ребенка и для профилактики, необходимо делать упражнения по артикуляционной гимнастике. Язык, является основной из мышц органов речи. Поэтому нужно тренировать абсолютно все мышцы. При регулярных занятиях такой гимнастикой можно избавиться от ошибок в произношении звуков.
Данные упражнения необходимо делать каждый день, вставая у зеркала, и затрачивайте, пять-семь минут. Заинтересовать чадо можно выполняя упражнения при этом, показывая картинки или игрушки, для наглядности поможет игровая форма.
Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста.
Упражнение улыбка
Это упражнение позволяет ребенку научиться держать губы, в улыбающемся состоянии считая до десяти раз, при этом обнажая зубки сверху и снизу.

Способ выполнения: улыбаясь, показываем зубки и удерживаем губы, в улыбке считая от пяти до десяти раз.
Упражнение трубочка
Вырабатывает движение губами вперед.

Выполняем: удерживаем под счет до десяти раз вытянутые сомкнутые губы вперед.
Упражнение лопатка
С помощью этого упражнения вырабатываем умение удерживать язык в состоянии расслабленности и спокойствии.

Для выполнения упражнения, нужно делать следующее: улыбаемся, приоткрыв рот, кладем язык на нижнюю губу. Удерживаем так язычок, в этом положении считая от пяти до десяти. При этом не растягиваем губы сильно в улыбку, а кончики языка касаются уголков рта, чтобы не было напряжения.
Массаж языка
Вырабатываем умение удержать язычок в спокойствии и расслабленном состоянии.

Для этого, делаем следующее: улыбнувшись, приоткрыли ротик, положили широкий язычок на нижнюю губу. Верхняя губа прихлопывает по язычку: ля-ля-ля. считаем до десяти или пятнадцати. Потом верхние зубки прокусывают широкий язык: тя-тя-тя. Так же до десяти-пятнадцати раз. При выполнении края касаются уголков рта, губки не растянуты в улыбке, чтобы не было напряжение.
Упражнение иголка
Вырабатывает умение делать язык узким.

Способ выполнения: улыбаемся, широко раскрыв ротик, язычок выдвигается в перед, напрягаем его, делаем узким. Удерживаем под счет до десяти. Не зажимаем язычок зубками, губками, не отпускаем к подбородку.
Упражнение горка
Вырабатывает умение удерживать кончик язычка за нижними зубками.

Выполняем: приоткрыв ротик, улыбнулись, укрепили кончик язычка за нижними зубками и не отрываем его от зубов в течение десяти, то есть, считаем до десяти.
Сделать парус
Вырабатывает умение поднимать язычок к небу и держать под счет до десяти раз.

Выполняем: улыбнувшись, открываем ротик, и кончик язычка укрепляем за верхними зубками. Удерживаем в таком положении под счет, где-то десяти раз.
Чистим зубки
При этом вырабатываем умение удержать кончик язычка за зубками сверху и снизу.

Упражняемся: улыбнувшись, приоткрываем ротик, кончиком язычка чистим нижние зубки изнутри, двигая язычком из одной стороны в другую. Точно так же чистим и верхние. Нижняя часть челюсти находится в неподвижном положении, работаем только язычком, под счет от десяти до пятнадцати раз.
Качели
Чередуем положение язычка вверху и внизу.

Выполнение упражнения происходит, следующим образом. Улыбнулись, затем приоткрыли ротик, выдвинули язычок. Поднимаем его вверх за верхними зубками, потом вниз за нижними. Чередуем положение движения язычка при счете от десяти до пятнадцати раз.
Упражнение чашечка(важно!)
Суть выполнения вырабатываем умение язычка держаться в форме чашечки.

Выполняем данное упражнение: делаем улыбку, открыли ротик, начинаем удерживать язычок в форме чашечки, при этом считаем до пяти или до десяти. Ротик в этот момент не закрываем и следим за своими губами в форме приятной улыбки.
Упражнение под названием барабанщик
Суть упражнения: укрепление мышц языка, выработка умения держать язык за верхними зубками.

Выполняется следующим образом: улыбнулись, открыли рот, стучим кончиком язычка за верхними зубками: “д-д-д-д-д”. Звук “Д” произносим для начала медленно, потом темп ускоряем. Губы находятся в форме улыбки, рот не закрывать, стучим в бугорки за верхними зубами.
Упражнение маляры
Суть: умение двигать языком вверх вниз, растягиваем подъязычную связку.

Не сложное выполнение: сначала улыбнулись, открыли ротик, погладили кончиком язычка твердое небо, движения вперед и назад. Губы в это время не должны двигаться вместе с нижней челюстью, а язычок не вылезает. Считаем до десяти.
Упражнение лошадка
Целью упражнения является укрепить мышцы языка, растягиваем подъязычную связку.

Для выполнения, нам потребуется: улыбнуться, раскрыть ротик щелкать кончиком язычка за верхними зубами, будто бы цокаете копытцем. Нижняя часть челюсти в неподвижном состоянии, внимание уделяем работе кончика языка. Считать до десяти.
Следующее упражнение грибок
Для укрепления мышц языка и растяжение подъязычной связки.

Выполняется так: улыбаемся, открываем ротик, язычок как присоска цепляется за небо. Считаем до пятнадцати.
Заключительное упражнение это гармошка
Так же укрепление мышц языка и растянуть немного подъязычную связку.

Выполнение: во-первых, улыбка, во-вторых, присосаться к небу, а в-третьих, не опускать языка, одновременно открываем и закрываем ротик. Удерживать в течение десяти секунд.
Комплекс дыхательных упражнений (подберите 1-3 упражнения для постоянного выполнения).
Упражнение № 1. «Поиграем животиками».
Цель: формирование диафрагмального дыхания.
В положении лежа на спине, дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают - при этом животик надувается, затем выдыхают -животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую-либо небольшую игрушку. Когда ребенок дохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз - как будто она качается на качелях. Второй вариант. В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.
Упражнение № 2. «Узнай по запаху».
Цель: выработка глубокого длительного вдоха, развитие обоняния.
Дети по очереди нюхают, например цветы, стараясь запомнить их запах. Взрослый просит ребенка закрыть глаза и подносит ему один из цветков, предлагая определить по запаху, какой именно цветок перед ним. Ребенок должен сделать глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч, а затем выдох и назвать угаданный цветок. Для того, чтобы ребенок сделал глубокий диафрагмальный вдох, взрослый сначала сам показывает, как надо понюхать цветок. А затем, держа цветок перед лицом малыша, педагог просит ребенка положить обе ручки на живот и проконтролировать, таким образом, свое дыхание.
Упражнение № 3. «Носик и ротик поучим дышать».
Цель: дифференциация вдоха и выдоха через нос и рот, развитие внимания.
Ребенок учится контролировать свой вдох и выдох, осуществляя их разными способами. Сначала ребенок выполняет вдох носом и выдох носом (2-4 раза), показывая указательным пальчиком до носа; а, вдыхая ртом, подносит ладонь ко рту, но не дотрагивается, а лишь тактильно контролирует, выходящую изо рта воздушную струю. Второй вариант. Аналогично проводятся упражнения: вдох ртом - выдох ртом (ко рту подносится ладошка) и вдох ртом - выдох носом (при вдохе ребенок открывает рот, а при выдохе закрывает и показывает на нос указательным пальчиком).
Упражнение № 4. « Загони мяч в ворота».
Цель: выработка длительного, сильного, целенаправленного выдоха, развитие глазомера. Взрослый показывает детям, как нужно подуть на "мяч”, чтобы загнать его в игрушечные ворота. Дети по очереди выполняют игровое упражнение. Побеждает тот, кто сумел отправить "мяч” в ворота с одного выдоха.
Упражнение № 5. «Погудим».
Цель: выработка длительного плавного ротового выдоха.
Взрослый демонстрирует детям, как можно подуть в пузырек, чтобы он загудел. Для этого нижняя губа должна слегка касаться края горлышка, а выдуваемая воздушная струя-"ветерок” быть достаточно сильной. Затем по очереди дети сами дуют в свои пузырьки, добиваясь возникновения гудящего звука. В заключение упражнения все дети дуют одновременно. При обыгрывании упражнения можно предложить малышам несколько вариантов, когда гудение может означать сигнал парохода, паровоза или завывание ветра. Можно использовать пузырек в качестве музыкального инструмента, заставляя его гудеть по сигналу педагога во время исполнения специально подобранной музыки.
Упражнение № 6. «Дышим по-разному».
Исходное положение - сидя на стуле прямо или стоя:
Вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный).
Вдох через нос, выдох через рот.
Вдох через рот, выдох через нос.
Вдох и выдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).
Вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).
Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце.
Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.
Вдох через нос, выдох через нос толчками.
Упражнение № 7. «Поющие звуки».
И, э, а, о, у, ы, е, я, ё, ю.
Произнесите эту звуковую строку несколько раз, каждый раз на одном выдохе, сначала перед зеркалом и беззвучно, потом шепотом, затем без зеркала вслух, но на силу голоса не нажимать.