Виды артикуляционной гимнастики и многообразие дидактических и речевых игр


Виды артикуляционной гимнастики и многообразие дидактических и речевых игр Макарова Е.Г. логопед д/у №99 «Жемчужинка» КГУ НИСЦ РО «Восток» для одаренных детей г.Усть-Каменогорск, 2016г. Любой из нас пришёл на свет на этотТворить добро, надеяться, любить,Смеяться, плакать, но при всём при этомДолжны мы научиться ГОВОРИТЬ!


Гимнастика для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата: губ, языка, мягкого нёба, нижней челюсти.Дыхательная гимнастика – способствует правильному речевому дыханию.Виды гимнастики для правильного развития речи



Артикуляционная гимнастикаАрт. гимнастике – привет, лучше её в мире нет!Что укрепит лучше рот и поможет речи?Арт. гимнастике – почёт, вы уж мне поверьте!

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты и когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво.Для чего нужна артикуляционная гимнастика Виды артикуляционной гимнастики Артикуляционная гимнастика бывает активной и пассивной. В первом случае ребенок выполняет упражнения самостоятельно, во втором – взрослый выполняет движения за малыша.Если занятия начались с пассивных упражнений, то постепенно их нужно перевести в пассивно-активные, а в дальнейшем - в разряд активных. Упражнения также бывают беззвучные и с использованием голоса.

Артикуляционная гимнастика выполняет следующие задачи:развивает подвижность языка (учит делать его широким, узким, удерживать за зубами и пр.);развивает подвижность губ (учит растягивать губы в улыбке, округлять их и т.д.);развивает способность удерживать нижнюю челюсть в определенных положениях, необходимых для произношения соответствующих звуков. Виды упражнений из комплекса артикуляционной гимнастики Упражнения для губГубы растягивают в улыбке (зубы не должны быть видны).Имитация фырканья лошади (вибрация губ).Чмоканье.«Заборчик» - улыбка, во время которой должны быть видны и верхние и нижние зубы.«Губки спрятались» (втянуть губы к зубам).


Упражнения для щекНадувание щечек (сначала обеих сразу, затем поочередно).Втягивание щек в себя.Движения щеками, имитирующие перегонку воды из одной щеки в другую.
Упражнения для мышц глотки и мягкого небаПолоскание горла.Позевывание.Покашливание.Достаточно резкое произнесение гласных звуков «а-а-а», «э-э-э» и «аэ-аэ-аэ». Упражнения для нижней челюстиЧелюсть двигается влево-вправо.Имитация жевательных движений.Открывание и закрывание рта, выполняемое как свободно, так и с преодолением небольшого сопротивления. Упражнения для языка«Часики» - кончик языка двигается к уголкам рта то вправо, то влево.«Качели» - язычок двигается в вертикальной плоскости поочередно за верхние и за нижние губы.«Расческа» - язычок чешут о верхние зубы.«Лошадка» - улыбаются и энергично щелкают языком (нижняя челюсть в это время остается неподвижной, двигается только язык). Упражнения для гортани и мышц шеиОпускание головы вперед вниз и запрокидывание ее назад.Повороты влево-вправо.Наклоны головы влево-вправо.Голова наклоняется вперед-назад, преодолевая сопротивление рук. Артикуляционная гимнастика для детей станет гораздо интереснее, если ее проводить в виде игры. На сегодняшний день существует огромное количество стишков, потешек, картинок, позволяющих придать упражнениям игровую форму. СБОРНИКартикуляционныхсказок Артикуляционные сказкиУтро с котиком МурзикомВеселая прогулкаВеселый лягушонокВеселый язычокЗоопарк Как Язычок отдыхал на море Как Язычок лепил снеговикаКто поможет воробьюНевоспитанный мышонокСказка о Кляксе Дыхательная гимнастикаДуем, дуем, задуваем - речь развиваем Целью игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания является выработка длительной направленной воздушной струи, необходимой для правильного произношения многих звуков. Игры для развития речевого дыхания «Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес.  Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.«Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл.  Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов».«Футбол». Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее». «Бульбульки». Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля.  Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть  в «бульбульки», чтобы не пролить воду.  Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.«Волшебные пузырьки». Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него. «Дудочка». Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.«Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.«Свеча». Возьмите разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и  т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя  надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее. Дидактические игры в ориентировке звуковой системе языка Цель игр: - формировать знания детей о звуковой стороне слова и совершенствовать работу по воспитанию звуковой культуры речи. Задачи:Знакомство с термином «слово».Уметь вслушиваться в слово.Самостоятельно и четко произносить слова так, чтобы хорошо слышались звуки.Знакомство с термином «звук»Обучение детей интонационному выделению звука в словеОпределение наличия указанного звука в словеРазвитие умения подбирать и находить слова с заданным звукомРазвивать умение выделять первый звук в словеСовершенствовать умение определять первый звук в словеОпределять первый и последний звук в словеСамостоятельно находить слова с определенными звуками, находящимися в начале и конце словаОпределять позицию звука в слове (начале-середине-конце)Самостоятельно находить слова сходные и различные по звучанию, умение сравнивать ихУпражнять в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звукомОсвоение действия слогового деления словУпражнять детей в делении слов на слогиСамостоятельно определять и находить слова с определенным количеством слогов в словеЗнакомство с протяженностью словУчить определять протяженность словаОтбирать длинные и короткие слова Речевые игры в звуковой системе языка Игры на развитие навыков звукобуквенного анализа, формирование фонематического слуха «Цепочка слов»Задача: научить детей выделять начальный и конечный звуки в словах, расширить их словарный запас, развить слуховое внимание, сообразительность.«Живые буквы»Задача: закрепить навыки звукобуквенного анализа.Игра «Звуковое лото»Задача: тренировать детей в определении местоположения заданного звука в слове: в начале, середине или конце.Игра «Что получилось?»Задача: упражнять детей в повторении и запоминании целых слов.Игра «Угадай слово по гласным»Задача: совершенствовать навыки звукового анализа детей. Игры на развитие слоговой структуры словаИгра «Переставь слоги или звуки»Задача: тренировать сообразительность детей, умение переставлять буквы или слоги в одном слове для образования другого, расширить словарный запас.Игра «Прохлопай слово»Задача: закрепить у детей умение делить слово на слоги в зависимости от количества гласных звуков, тренировать их в делении слов на слоги с помощью хлопков.Игра «Придумай слово с определенным количеством слогов»Задача: тренировать детей в составлении слов с определенным количеством слоговИгра «Назови заданный слог в слове»Задача: научить детей выделять и называть определенный слог в слове.Игра «Наоборот»Задача: тренировать детей в преобразовании слогов путем замены твердого звука в слоге на мягкий или, наоборот, мягкого на твердый. Спасибо за внимание!!!