Комплекс зрительной гимнастики для детей с нарушением зрения Зоркие глазки


Комплекс зрительной
гимнастики для детей с нарушением зрения
«Зоркие глазки».
Учитель-дефектолог: Симонова С.А.
Дни недели
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
(Посмотреть вверх, вниз, влево; голова остается неподвижной, упражнение снимает глазное напряжение.)
Во вторник часики-глаза
Отводят взгляд туда-сюда,
Ходят влево, ходят вправо,
Не устанут никогда.
(Посмотреть вправо, влево; голова остается неподвижной, упражнение снимает глазное напряжение.)
В среду в жмурки мы играем.
Плотно глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять!
Время глазки открывать.
Жмуримся и открываем -
Так игру мы продолжаем.
(Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глаза; упражнение снимает глазное напряжение.)
А в четверг мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль.
Что вблизи и что вдали -
Глазки рассмотреть должны.
(Смотреть прямо перед собой, поставить палец расстояние 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку; упражнение укрепляет мышцы глаз и совершенству их координацию.)
В пятницу мы не зевали,
Глаза по кругу побежали.
Остановка! Им опять
В другую сторону бежать.
(Смотреть вверх, вправо, вниз, влево и вверх и в обратном порядке: влево, вниз, вправо и снова вверх; упражнение совершенствует сложные движения глаз.)
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
(Посмотреть в верхний правый угол окна, затем в. нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол, и нижний правый; упражнение совершенству сложные движения глаз.)
В воскресенье будем спать,
А потом пойдем гулять,
Свежим воздухом дышать.
(Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальцев: верхнее веко - от носа к наружному  краю глаз; нижнее веко - от наружного края к но затем наоборот; упражнение расслабляет мышцы, улучшает кровообращение.)
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!

Солнесный зайчик
Утром солнышко встаёт,Спать ребятам не даёт.Глазки просыпаются,Солнцу улыбаются.
Потягивание с разведением рук в стороны вверх.Частое моргание глазами.
Повороты головы в стороны с улыбкой
Мы потерли их немножко,Сразу глянули в окошко – Лучик тёплый увидали,На ладонь свою поймали.
Закрыть глаза и легко потереть веки боковыми гранями больших пальцев, сжав остальные в кулак, движения от носа к вискам и обратно.Направить взгляд в даль (посмотреть в окно). Протянуть руки вперед, стараясь “достать до лучика”, поднести ладони к лицу – взглядом следить за движением ладоней.Отставить правую руку вперёд, посмотреть на ладонь; то же левой рукой.Руки скрестить на затылке, указательным пальцем правой руки достать кончик носа.
Он с ладошки – прыг да скок,На головку, на носок.Я его поймать хочу,Головою я кручу.
Хватательные движения руками перед собой на уровне глаз дальше и ближе; повороты головы в стороны: голова вправо – движения правой рукой с фиксацией взора; то же – влево
Спрячусь и зажмурюсь,Улыбнусь, нахмурюсь.Ножками потопаю,Ручками похлопаю.
Закрыть глаза ладонями, зажмуриться
Улыбнуться, нахмуриться.
Потопать ногами.
Похлопать в ладоши.
Выполнить “шагающие” движения указательным и средним пальцами правой руки по открытой ладони левой руки.
Приходи скорей, дружок,Нарисуем мы кружок.
Рисование перед собой указательным пальцем максимально возможного круга, следя за движением пальца взором.
Ты на пальчик мой садисьИ со мною порезвись.Ты весёлый, озорной,А теперь беги домой!
Ладонью правой руки погладить воображаемый лучик, находящийся на ладони левой руки, “взять” лучик обеими ладонями, поднести к лицу и подуть на него.

Осенний лес
Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес!  Выполняют круговые движения глазами
Слева - сосны, справа – ели. 
Дятел сверху, тук да тук.   Выполняют движения глазами влево – вправо
Выполняют движения глазами вверх – вниз
Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой! Моргание 2-3 раза.

Угощение для ослика « фрукты –овощи».
Ослик ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Дети шагают на месте
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Смотрят за движением руки наверх
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Смотрят за движением руки
вниз
Снизу - свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Глазками следим за движением рук по тексту
Закружилась голова,
Кружится в глазах листва,
Выполняются круговые движения глазами.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
Закрывают глаза.

Елка с шишками
Вот стоит большая ёлка,
Вот такой высоты.
Встать на носочки руки вытянуть вверх дети
(выполняют движения глазами снизу вверх,смотрят на кончики пальцев)
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
Выполняются движения глазами слева направо.(руки широко разводим в стороны)
Есть на елке даже шишки
Глаза вверх. ( Руки сжать в кулак, хаотичные движения сверху ,вниз)
А внизу - берлога мишки.
Глаза вниз. ( Ладони вниз)
Зиму спит там косолапыйИ сосет в берлоге лапу.
Закрывают глаза.

Петя-петушок
Перед нами петушок –
На вытянутой руке изображаем с помощью пальцев (указательный,средний,большой ) петуха
Он с земли зерно клюет.
Наклоняемся , пальцами стучим по полу, глазками следим за ручками.
Слева – курица идет,
Справа – уточка плывет.
Смотрим глазками направо, налево
Сверху солнце ярко светит,
Согревает всех на свете.
Глазки смотрят вверх,
Поморгали глазками.

Снежки
В руки вы снежки возьмите, И на них вы посмотрите.
Снежки перед собой
А теперь их поднимите
Вверх, на них вы посмотрите.
Вниз снежки вы опустите,
И опять на них взгляните.
Руки со снежками вверх, вниз, перед собой.
Снежок вправо,
Снежок влево.
Смотрим глазками вправо, влево
“Нарисуйте” круг умело.
Движение глаз по кругу, стараясь, не поворачивать голову.
Снежок близко, вот вдали,
Ты внимательно смотри.
Вот такой у нас снежок,
Улыбнись ему, дружок.
Снежок держим перед собой, затем на вытянутой руке.
Зафиксировать взор
Быстро, быстро поморгайте, а теперь в игру вступайте .всупайтеА теперь в игру вступайте.
Моргаем газками.

Золотая «Хохлома»
Глаза крепко закрываем,
Широко их открываем.
Все умеем мы моргать
Моргаем глазками
И глазами “рисовать”.
Поднять глаза вверх, сделать ими круговое вращение по часовой стрелке и против часовой стрелки.
Ветка влево повернулась
И в колечко завернулась Вытянуть левую руку в сторону на уровне плеч, посмотреть влево при неподвижной голове.
Согнуть левую руку в локтевом суставе.
Изогнулась мило вправо
Вытянуть правую руку в правую сторону на уровне плеч, посмотреть вправо при неподвижной голове.
Получился лист на славу! Согнуть правую руку в локтевом суставе.
Рядом с листиком трёхпалым Присесть.
Земляника цветом алым Обхватить колени руками, посмотреть вниз.
Засияла, поднялась
Сладким соком налилась.
Приподняться на носочки и вытянуть руки вверх, посмотреть на ладошки.
А трава, как бахрома,
Золотая хохлома! Плавное движение руки справа налево ( глазками следим за рукой).