Конспект урока Государства Востока: традиционное общество


Урок № 23
Тема урока: Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени.
Цели: - определить тенденции развития восточных государств; закрепить основные характеристики традиционных обществ Востока; выделить особенные черты восточных стран.
- реализовать полученные навыки при решении конкретных исторических задач; научиться мыслить самостоятельно, творчески; приобрести навыки критического мышления.
- воспитывать интерес и уважение к истории других народов.
Тип урока:  Комбинированный урок
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Подготовка к уроку.
II. Проверка домашнего задания
Проверка выполнения заданий самостоятельной работы по теме
«Международные отношения в XVI –XVII веках»
III. Мотивация учебной деятельности
Сегодня мы познакомимся и научимся выделять отличительные черты каждой страны.
Это три разных государства, каждое со своей неповторимой историей, культурой, религией, традициями. Но все эти государства объединены общими чертами, характерными для Востока. Структура их хозяйственной жизни называется традиционной.
  IV. Изучение нового материала
Работа с понятием
Традиционное общество – общество, которое регулируется традицией (набор представлений, обычаев, привычек, передаваемых из поколения в поколение). Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Это аграрное общество, т.е. почти всё население занимается сельским хозяйством.
Черты традиционного общества
1.Всевластие государства, характерное для восточных традиционных обществ, проявлялось в том, что оно являлось верховным собственником земель2.Государство регулировало хозяйственную жизнь: устанавливало цены на товары, монополию на некоторые отрасли ремесла и торговли; увеличило налоги на ремесленников и купцов 3.Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдениемЦель урока: определить тенденции развития восточных государств, доказав, что в Индии, Китае и Японии было традиционное общество

Вопросы для сравнения Индия Китай Япония Общие черты, главный вывод
1. Кто владел землёй?

2. Характерные черты крестьянской общины.
3. Какие сословия занимали господствующее положение?

4. Роль религии 1.Земля должна принадлежать государству
2.Право верховной власти на землю принадлежит государству
3.Государство следит, чтобы знать не превращалась в крупных собственников.
(стр.276-277)
Стр 277-278
1.жрецы (брахманы), 2.учёные
сановники, воины(кшатрии)
3.купцы, землевладельцы
крестьяне(вайшии), 4.слуги
неприкасаемые
Самое жёсткое деление, переход в другую касту невозможен.

Буддизм
(стр.283) 1.Земля должна принадлежать государству
(стр277)
Стр 277-278
1.император – «богдыхан»
2.чиновники (мандарины)
3. крестьяне
4. ремесленники
5. торговцы
Можно было поменять своё место, если выполнить определённые условия.
 Конфуцианство
(стр.281-2821.Государство верховный собственник на землю.
(стр.277)
Стр 277-278
1.воины – самураи
2. крестьяне
3. ремесленники 4. Купцы 5. буракумины (неприкасаемые)
Вне социальной лестницы были придворные, священники, врачи, учёные.

Синтоизм
(стр.284) Религия определяла духовную и повседневную жизнь в обществе. Путь самоусовер-шенствования и обретения гармонии.
1. Первой чертой, схожей во всех этих обществах было отношение к частной собственности.
  ИНДИЯ (в таблице)
Земля должна принадлежать государству
Право верховной власти на землю принадлежит государству
Государство следит, чтобы знать не превращалась в крупных собственников.
(заполняют самостоятельно стр.276-277)
Государство предоставляет обширные земли в пользование знатному человеку, а за это он платит налоги и содержит войско.
Пользоваться земельным наделом можно не более 10 лет, затем его передавали другому собственнику.
Земли никогда не передавались по наследству.
КИТАЙ (таблице)
Земля должна принадлежать государству
(заполняют самостоятельно стр.277)
Все земли делились на две части: государственные и народные (частные)
Государственные земли отдаются крестьянам, которые обрабатывают землю и платят налоги
Государство ежегодно издает указы, запрещающие продажу земли
 ЯПОНИЯ (в таблице)
Государство верховный собственник на землю.
(заполняют сами стр.277)
Основной земельный фонд в собственности князей
Центральная власть проводит политику конфискации и перераспределения земельных владений.
Перераспределение земель способствует укреплению центральной власти..Вывод в таблицу - Государство является верховным собственником земли.
 2. Следующей характерной чертой восточных обществ  была община.  ? Признаки сельской жизни.
1.Натуральное хозяйство( объяснение уч-ся – хозяйство, основное производство которого создается и потребляется для собственных нужд общины, а не на продажу.)
2.Экономическая замкнутость (объяснение уч-ся– характеристика общины, при которой  все экономические блага производятся внутри самой общины и не ведется внешней торговли.)
3.Круговая порука (объяснение уч-ся– характеристика общины, при которой внутри общины существует совместный коллективный труд. Ответственность всех членов общины за каждого общинника, и, наоборот, ответственность общинника за общину в целом.)4. Крестьяне зависимы от общины, но лично свободны.
 5.Государство регулирует хозяйственную жизнь.
Работа с учебником стр. 277-278 по заполнению таблицы
 ИНДИЯ
Все должности и обязанности передаются по наследству из поколения в поколение.
За пределами общины, общинники становились бесправными.
КИТАЙ
Деревня состояла из 100 дворов.
Во главе общины стоял староста.
Староста несет ответственность за сбор налогов и выполнение обязанностей.
Община была самоуправляема.
Центральная власть устанавливала цены на важнейшие товары, существовала государственная торговля, государственные промыслы.
 ЯПОНИЯ
Крестьяне не могли оставить своего хозяйства, жизнь их текла в тяжелом труде и нищете
Государственные указы предписывали крестьянам, что есть и как одеваться.
Если крестьянин уходил из деревни, вся община должна была платить за него налоги и обрабатывать за него землю.
В стране получил распространение обычай «детоубийства» (обычно девочек), чтобы избавиться от лишних ртов.
Вывод: Община была административной единицей для сбора налогов и контроля за населением.
Огромное значение для традиционного общества имел сословный строй. Сословие – общая группа со своими наследств. правами и обязанностями, закреплёнными обычаями или законами Если в Европе было очень трудно перейти из сословия в сословие, то на Востоке это было практически невозможно. Особенно это касалось Индии, где существовал кастовый строй. Каста – обособленная общественная группа, связанная происхождением, правовым положением своих членов Работаем с таблицей –обратить внимание на то, что последняя ступень – торговцы.
Вывод: Каждый чётко знал своё место в обществе и свои обязанности.
Религии Востока. (рассказ учителя)
Конфуцианство Конфуций (551 – 479 гг. до н. э.) Власть императора сравнивается с властью отца. Отношения в государстве с семейными отношениями, где младшие зависят от старших. Отношения между правителями и чиновниками должны основываться на добре и справедливости. Господство норм нравственного поведения. Народ должен быть предан правителю в послушании и почтительности. В стране каждый должен занимать свое место и положение в обществе. Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном. Человеку должны быть присущи пять добродетелей мудрость, гуманность, верность, почитание старших, мужество.
Каждый человек должен стремиться к самоусовершенствованию и приносить пользу всем. Конфуций учил избегать крайностей (принцип середины).
Власть ответственна перед народом, иначе народ перестанет ей доверять
Буддизм Религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Цель верующих - достижение нирваны, блаженного состояния прозрения и освобождения от оков своего "я", мира и бесконечного круга рождений, смертей и новых рождений в цепи новых жизней. Состояние духовного совершенства достигается через смирение, щедрость, милосердие, воздержание от насилия и самоконтроль. Устранены также все установленные законом кастовые привилегии и знаки отличия. Будда – просветленный высшим знанием. Гаутама до 40 лет жил в золотом дворце, но узнав о страдании народа, бежал из дворца и стал отшельником.Вся жизнь человека – непрерывный путь страданий, горя печали. Душа человека не умирает, а перерождается снова и снова. Чтобы не возрождаться снова человек должен достичь нирваны. Полностью отречься от всех страстей. Если человек вел неправедную жизнь, он может переродиться в животного или камень.Как добиться нирваны? Будда учил: «Обуздай глаза, чтобы не соблазняться, обуздай язык, уши, тело, речь, ум - обуздай все».Буддизм призывал к самоусовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека
 Синтоизм Исконная религия японцев. Слово "синто" ("путь богов") - китайского происхождения. Ранние формы синтоизма представляли собой обожествление природы. Сильное влияние на синтоизм оказали буддизм и конфуцианство. Из буддизма синтоизм почерпнул философию, пышные обряды, концепцию повседневных этических обязанностей.
Удивительное многообразие богов и богинь в раннем синтоизме, пожалуй, уникально в мировой истории. Каждая гора, река, явление природы, даже деревья и травы имели своих богов (ками). Главными были Небесный отец и Земная мать; в ходе сотворения мира, которое очень напоминало процессы зачатия и рождения у людей, они породили острова Японского архипелага и большинство прочих богов и богинь. Аматэрасу Омиками, богиня солнца, или "Великое небесное сияющее божество", - самая замечательная богиня из всего этого потомства. В синтоистских текстах повествуется о том, как она попала на небо и присоединилась к небесным богам, сделалась правительницей солнца и, наконец, послала своего внука на землю, чтобы тот правил островами, ставшими впоследствии родиной японцев. Внук этот стал основателем вечной императорской династии. Миф о зарождении японского государства и возникновении императорской династии лег в основу синтоизма, В законодательных актах утверждалось, что император - божественный, священный посланец небес, а значит, наследственная власть императора не зависит от воли народа. Императору - живому воплощению богов предков - подобало оказывать абсолютное повиновение. Синтоизм учил, что при определенных условиях в божество может превратиться душа каждого умершего человека, но для этого надо выполнять все религиозные предписания: молиться, совершать жертвоприношения.
 V. Закрепление КроссвордНациональная одежда японцев?
Моральный кодекс самураев?
Кто такой богдыхан?
Выдающийся мыслитель и мудрец Китая?
Чем изобилуют индийские блюда?
Где впервые возник буддизм?
.Самая высокая гора в Японии?

 VI. Итоги. Рефлексия: метод «Рюкзак»
На уроке я узнал…
На уроке я научился…
Я понял…
Домашнее задание: таблица, составить синквейн – Индия, Китай, Япония