Конспект урока по истории на тему: Российская Империя в I мировой войне. (9 класс)


Дата______________
Учитель: Алексеева. А.В
План-конспект урока
Тема урока «Российская Империя в I Мировой войне»
Класс 9
Предмет История
Цель урока: Сформировать у учащихся знания о причинах и последствиях I Мировой войны, ее значение для истории России.
Задачи урока:
Образовательная: Сформировать и развить ранее полученные знания о причинах, итогах, ходе и значении I Мировой войны.
Развивающая: продолжить формирование и развитие умений анализировать, сопоставлять факты, события, причины. Развить у учащихся способность обобщать изученный материал и подводить итоги.
Воспитательная: Формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности и любви к России, и ответственности за судьбу страны через знания исторических фактов и ошибок прошлого. Воспитать у учащихся чувство сопереживания на примере подвигов и деяний участников войны.
Тип урока: изучение новой темы.
Форма урока: традиционная.
Оборудование к уроку:
Учебник Загладин Н. В. Новейшая История России 9 класс.
Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, мультимедийный проектор, указка, презентация.
Меловые записи
Структура и ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент Приветствие учащихся, выявление отсутствующих. Приветствие учителя, дежурный называет отсутствующих.
Проверка домашнего задания и актуализация новой темы, вступительное слово, изложение новой темы. Дома вы должны были составить опорный конспект по теме «Реформы Столыпина», с помощью которого вы должны подвести итог реформ и сделать вывод о их значении. Итак, в конце урока сдайте тетради. Я проверю ваши конспекты.
Ранее вы уже касались темы I Мировой войны. Давайте вспомним с вами, какие страны участвовали в войне.
На рубеже XVIII-XIX веков в Европе сложились два военных блока. Назовите, пожалуйста, их.
Совершенно верно. Какие страны в них входили и в каком году они образовались, может, кто сказать?
Антанта, в который входили Россия, Франция и Англия, (1907) и Тройственный союз (1882) – Германия, Австро-Венгрия и Турция. Давайте запишем.
Образование этих блоков ознаменовало собой окончательную расстановку сил в Европе. С формированием Антанты и Тройственного союза в Европе воцарилось напряженное молчание. По сути, все страны находились на пороховой бочке и всем было понятно, что эта бочка рано или поздно взорвется. Все ждали той самой искры, которая нарушит тишину и мир в Европе. Этой искрой, ставшей началом огромного военного пожара в Европе стало убийство австрийского наследника престола принца Франца Фердинанда 28 июня 1914 года в столице Сербии Сараево Гаврилой Принципом.
Давайте запишем повод войны.
Австрия незамедлительно выставила Сербии ультиматум. В ответ Россия 30 июня начала мобилизацию.
Как вы считаете, возможно ли было избежать войны, найти пути решения, которые исключали бы военные действия?
Те же точки зрения, которые вы сейчас представили, господствуют и среди историков.
Итак, 30 июня в России началась мобилизация. Германия потребовала от России прекратить мобилизацию, получив отказ, 1 августа 1914 года Германия объявляет войну России. Запишем.
Что генеральный штаб Антанты, что генеральный штаб Тройственного союза рассчитывали на непродолжительную войну. Однако в реальности все получилось совсем не так, как они предполагали. По плану немецкого командования, который получил название «План Шлиффена», Германия рассчитывала разгромить Францию до окончания мобилизации в России и после этого всей своей мощью обрушиться на русских. Однако с самого начала план дал трещину.
Компания 1914 года складывалась для стран Антанты, более или менее, в соответствии с их планами: им удалось отразить яростное наступление Германии и разорвать ее силы на два фронта, а начало боевых действий против Австро-Венгрии и угроза ее разгрома, заставило Германию отказаться от разгрома Франции в ближайшее время и сосредоточить свои силы на восточном направлении. Однако для русской армии все складывалось не так удачно. Армии генералов Ренненкампфа и Самсонова из-за плохой связи и отсутствия координации действий были разгромлены.
Не спасло положение и вступление в войну Турции. Наступая в Закавказье турки довольно быстро выдохлись и перешли к глубокой обороне. 1914 год не принес ожидаемых результатов ни одной из сторон.
Сосредоточив все свои силы против России, в 1915 году Германия начинает масштабное наступление на всем русско-германском фронте, добиваясь внушительных успехов. Однако в ходе своего продвижения германская армия наткнулась на небольшую крепость Осовец на границе Восточной Пруссии.

---видео «Оборона Осовца---
Как вы считаете, о чем думали защитники крепости в тот момент?
И тем не менее, крепость оставили, но не сдали. Немецкое командование еще долго не решалась занять уже пустую крепость, считая, что там до сих пор держат оборону остатки русского гарнизона.
Однако в целом компания 1915 года сложилась для России плачевно: мы потеряли часть Прибалтики, русскую армию вытеснили из Польши и Галиции, немецкие войска в плотную подошли к Риге и Минску. Экономика страны не могла справиться с потребностями войны.
Наступил 1916 год. На восточном фронте установилось некоторое спокойствие. Германия, считая что Россия не сможет активно действовать, предприняла попытку разгромить Францию, направив свой главный удар на ключевой форт французской линии обороны – крепость Верден. Развернулась не виданная до сих пор по своим масштабам битва, вошедшая в историю как «верденская мясорубка». 21 февраля, после продолжительной артиллерийской подготовки немецкие войска бросились на французские позиции. Закончилась эта битва 18 декабря 1916 года. Францию от полного разгрома спасло наступление России против Австро-Венгрии. Спеша на помощь своему союзнику и пытаясь не допустить его разгрома, Германии пришлось перебросить на восток часть своих сил из под Вердена, это и спасло Францию.=== видео о верденской мясорубке===В мае 1916 года русская армия начала наступление против Австро-Венгрии, а 3 июня началось наступление в Восточной Галиции, которое позже назовут «Брусиловским прорывом». Наступление это закончится 22 августа.
Как вы считаете, какое значение имело это наступление?
Совершенно верно. В целом период с 1914 по 1916 года не принес ожидаемых успехов ни одной из сторон. Германия все так же как и в 1914 году топталась на пороге Парижа, при этом оглядываясь на своих союзников, чтобы не допустить их окончательного разгрома. Англия и Франция, не имея сил, вынуждены были постоянно отражать мощнейшие атаки немецкой армии, а Россия, верная союзническому долгу, в ущерб своим интересам то и дело спасала своих союзников слабо продуманными наступлениями против Германии и ее союзников. Говорят, что подготовили конспекты. Трудностей не возникло.
В войне участвовали все европейские державы, а так же их колонии.
Два военных блока – Антанта и Тройственный союз
Записывают. Антанта - Россия, Франция и Англия, (1907) и Тройственный союз (1882) – Германия, Австро-Венгрия и Турция.
Записывают. Поводом войны стало убийство австрийского наследника престола принца Франца Фердинанда 28 июня 1914 года в столице Сербии Сараево.
- Да, военные действия можно было избежать, если бы Сербия выдала убийцу австрийского наследника. Тогда бы Австро-Венгрия не вторгалась бы на территорию Сербии и не начинала бы войны.
- Нет. Даже если бы Сербия согласилась бы выполнить условия ультиматума и выдала бы убийцу, то страны Тройственного союза нашли бы другой повод для развязывания войны. Выполнение требований ультиматума только отсрочило бы начало войны.
Слушают новый материал.
Записывают, 1 августа 1914 года Германия объявляет войну России.
Слушают новый материал.
Смотрят видеоролик «Оборона Осовца»
- Они понимали, что их крепость – это непреодолимая преграда на пути немецкой армии. Что они – последняя линия обороны, которая удерживает врага и не дает окружить и разбить русские армии. Они не думали о том, выживут они или нет. - Защитники крепости понимали, что если они не остановят немцев, то уже никто не сможет этого сделать.
Слушают объяснение учителя.
Смотрят видеоролик о верденской мясорубке.
Это наступление показало, что русская армия еще существует, что она готова воевать и, самое главное, готова побеждать.
Наступление показало, что у русских еще есть силы воевать и их рано сбросили со счетов.
Этот прорыв спас безнадежное положение французской армии. Что дало ей возможность перегруппировать силы и выстроить новую оборону.
Подведение итогов урока Выставление оценок за работу на уроке. Запись домашнего задания в дневник.
Д.З.: параграф 6 читать, учить. На вопросы в конце учебника ответить письменно. Ученики записывают д.з. в дневник.