«Современные коммуникационные технологии и тестовая форма контроля знаний обучающихся как средства оптимизации процесса организации различных форм и методов самостоятельной деятельности обучающихся»

«Современные коммуникационные технологии и тестовая форма контроля знаний обучающихся как средства оптимизации процесса организации различных форм и методов самостоятельной деятельности обучающихся»


Галаган О.Н.

В настоящее время перед учителями английского языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации. Важно сформировать коммуникативную компетенцию, включающую в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию. Задачей учителя английского языка является формирование именно положительной мотивации, необходимость связать её с познавательными интересами обучающихся, потребностью в самостоятельном овладении новыми знаниями.
Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию – одна из стратегических задач современной российской школы. Её решение невозможно без формирования у каждого обучающегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания.
Поиск путей и средств повышения эффективности формирования познавательного интереса у школьников показывает, что одним из приоритетных в этом направлении, наряду с традиционным, признаётся использование современных коммуникационных технологий.
В условиях реформирования образования учитель должен не только знакомить обучающихся с информационными технологиями (ИКТ-компетенция), но и учить грамотно применять эти технологии в своей деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ-компетентности.
Особое значение при этом придаётся проблеме активного внедрения компьютеров в учебный процесс современной школы в связи с возможностью оптимизации процесса организации различных форм и методов самостоятельной деятельности обучающихся.
Основная характеристика личности как субъекта деятельности - активность, рассматривается многими учеными в качестве "системообразующего свойства личности, при воздействии на которое можно осуществлять формирование развитой личности" (B.C. Данюшенков).
Традиционно вопрос о средствах развития познавательной активности решался в рамках проблемы активизации учения, связанный в основном с деятельностью учителя по стимуляции познавательной активности обучающихся, внимание которой уделялось в трудах B.C. Данюшенкова, Е.В. Коротаевой, В.И. Лозовой, A.B. Троцко, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др.
Важным критерием успешности работы учителя современной школы становится его самообразование, целью которого является овладение новыми различными методами и формами преподавания.
В современном мире применение информационно коммуникационных технологий создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык. Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернет.
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка.
Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Можно проводить различные игры, презентации.
Применение ИКТ в процессе обучения английскому языку способствует интеллектуальному и творческому развитию обучающихся. Интернет-ресурсы сегодня позволяют:
восполнить дефицит источников учебного материала;
развивать навыки и умения информационно-поисковой деятельности;
объективно оценивать знания и умения в более короткие сроки. Компьютер на уроках английского языка применяется для введения нового материала, для закрепления полученных знаний, для работы с аутентичным материалом, географическими картами, англоязычными сайтами, организации самостоятельной работы обучающихся.
Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
-обеспечить положительную мотивацию обучения;
-проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
-обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
-повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
-усовершенствовать контроль знаний;
-рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
-формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
-обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Большинство авторов признают компьютер в качестве эффективного средства развития познавательно – коммуникативной активности обучающихся.
К методам развития познавательно – коммуникативной активности можно отнести:
1. Формирование готовности восприятия учебного материала.
Метод представляет собой одно или несколько упражнений или заданий учителя направленных на подготовку обучающихся к выполнению основных заданий и упражнений урока.
2. Выстраивание вокруг учебного материала приключенческого сюжета – это проведение в ходе урока игры, включающей в себя выполнение запланированных учебных действий.
3. Метод стимулирования занимательным содержанием.
Подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему ряду учебных примеров и заданий.
4. Методы создания ситуаций творческого поиска.
Сильный познавательный интерес вызывает создание ситуаций включения обучающихся в творческую деятельность, что помогает преобразить преподавание английского языка, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала. Компьютер способен быстро и эффективно научить обучающихся самостоятельной работе.
Информационные технологии можно классифицировать по их функциональному назначению. А. В. Дворецкая выделяет следующие виды информационных технологий: презентации, обучающие игры и развивающие программы, дидактические материалы, программы – тренажеры, системы виртуального эксперимента, электронные учебники, электронные энциклопедии.
Одной из возможностей ИКТ является тестовый контроль знаний обучающихся.
По определению С.К. Фоломкиной, под тестом понимаются задания, имеющие специфическую организацию, которая позволяет всем обучающимся работать одновременно в одинаковых условиях и записывать выполнение символами. Задания тестов всегда имеют однозначное решение, определение правильности ответа осуществляется по заготовленному ключу.
Тестирование в обучении иностранным языкам проводится для выявления 1) уровня достижения в определенном виде деятельности; 2) способностей к определенному виду деятельности; 3) трудностей в овладении тем или иным видом деятельности и возможных способов их преодоления.
Процесс обучения не может существовать без контроля обучения. Контролю подвергаются все виды речевой деятельности.
На уроках мы осуществляем систематическое тестирование обучающихся в том числе и с использованием лингафонного оборудования по различным видам речевой деятельности: аудированию, чтению, лексико – грамматическое тестирование. Систематическое компьютерное тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий.
В ходе подготовки и проведения уроков английского языка учителем используются различные компьютерные средства обучения, в частности электронный словарь “Oxford Essential Dictionary”, издательства “Oxford University Press”, англо – русский электронный словарь “My Dic. 5.0”, охватывающие широчайший пласт английской лексики на всех ступенях развития.
В начальной школе на уроках применяется оригинальная методика обучения английскому языку на базе народных песен “ Sing and Learn”. В диск входит интерактивный словарь, включающий в себя более 1500 слов и выражений.
В 5-6 классах при изучении страноведческого материала автором опыта используется мультимедийное пособие “In and around London” c аудио и видео материалами, знакомящим учеников с Лондоном и его достопримечательностями. Работа с интерактивным наглядным пособием “Great Britain” значительно упрощают работу учителя и активизирует познавательный интерес обучающихся. Данное лингвострановедческое пособие представляет собой интерактивную карту Великобритании, дополненную иллюстративным материалом и сведениями о территориальном устройстве, природе, экономике государства.
Учебное пособие “ Click on Russia” знакомит обучающихся 7 класса с традициями и обычаями России. В пособии содержится лексический материал, задания по аудированию, чтению. Выполнив задания по различным видам деятельности, ученики имеют возможность проверить результаты работы по выводимым на экран ключам.
Презентации – это наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Презентации могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Презентации особенно интересны тем, что их может создать любой учитель, который имеет доступ к компьютеру, с минимальными затратами времени. Они активно используются для представления ученических проектов.
В практике работы активно используются образовательные ресурсы сети Интернет:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - все об экзамене TOEFL.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - тесты по английскому языку.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - английский язык on-line.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - уроки, тесты, игры на английском языке.
Многие обучающиеся гимназии выбирают английский язык в качестве выпускного экзамена за курс средней школы. ЕГЭ по английскому языку призван оценить уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции. В связи с этим он имеет комплексный характер и состоит из коммуникативно-ориентированных иноязычных контрольных заданий во всех видах речевой деятельности.
Успех на ЕГЭ безусловно обеспечивается прежде всего должным уровнем развития коммуникативной компетенции. Понятие «коммуникативная компетенция» включает в себя целый ряд компонентов, которые необходимы для оптимального решения тех или иных коммуникативных задач (выбора адекватного стиля речи, применения различных стратегий в разных видах чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной задачи, сформированности навыков употребления разнообразного лексического и грамматического материала, знакомства с разными жанрами и типами текстов) Развитие этих компонентов коммуникативной компетенции безусловно требует долгой и кропотливой работы на протяжении многих лет.
Результатом активного применения информационно – коммуникационных технологий является ускорение процесса обучения, рост интереса обучающихся к предмету, улучшение качества усвоения материала, индивидуализация процесса обучения и возможность избежать субъективности оценки.
ИКТ помогают детям стать более активными и независимыми в процессе обучения, позволяют учиться друг у друга и иметь доступ к самому широкому кругу информации. Внедрение в практику работы информационных технологий способствует формированию стойкого положительного интереса к изучению предмета «Английский язык».
Количественные показатели учебной деятельности обучающихся подтверждают эффективность применения современных коммуникационных технологий и тестового контроля. Качество знаний обучающихся остаётся стабильно высоким.
Приобретённые знания, умения, навыки позволяют обучающимся успешно принимать участие в школьных олимпиадах, в муниципальных и региональных турах Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку, во Всероссийском заочном конкурсе ''Познание и творчество'', ''Интеллект- Экспресс'', Международном игровом конкурсе ''Британский бульдог''.
Подводя итоги работы, хотелось бы отметить следующее:
- организация учебной деятельности с использованием информационно - коммуникационных технологий, является эффективным средством повышения познавательной активности обучающихся;
- обучающиеся перестают быть пассивными участниками учебного процесса и становятся его активными участниками;
- способствуют улучшению качества усвоения материала;
- индивидуализируют процесс обучения;
- дают возможность избежать субъективности оценки.
Библиографический список

Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: изд. «Просвещение», 1971. – с. 368.
Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. // Информационные технологии.- 2004. - №3, с. 15.
Бурдина М.И. Организация учебного процесса по иностранным языкам в начальной школе. // Иностранные языки в школе.- 2001. - №2, с. 23.
Барбар М.П. Развитие коммуникативных способностей на уроках английского языка. - М.: изд. «Просвещение», 1992. – с.12.
Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. // Информационные технологии. -2004 - №3, с.15.
Фоломкина С.К. Тестирование в обучении иностранному языку. // Иностранные языки в школе.- 1986. - №2, с.28.