Исследовательская работа по технологии Тема «Цветовые предпочтения школьников» обучающегося МОУ СОШ п. Мирный ЖантлиеваР. Руководитель учитель технологии Кулушева А.Ж.


Исследовательская работа.
Тема «Цветовые предпочтения школьников»
Введение
Краски, в которые окрашен мир, глубоко воздействуют на наш характер и наше здоровье. Цветовая среда влияет на работоспособность в зависимости от вида трудовой деятельности человека и его характер. Великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете, создавая свои произведения, пользовался очками с различно окрашенными стеклами. Он отмечал, что красный и желтый цвета веселят человека, возбуждают его энергию, тогда как синий цвет вызывает уныние, подавляет у человека настроение и самообладание. В своем жизненном опыте мы практически никогда не имеем дело с чистым цветом. В жизни человека цвет выполняет не только различительную функцию. Роль цвета важна в эстетическом, художественном восприятии мира. Мы видим оранжевый апельсин, зеленую траву, карие глаза, голубое небо, а не просто отдельные цвета.
Проблема: Как воспринимают цвет мои сверстники.
Цель:
Изучить цветовые предпочтения школьников.
Задачи:
Изучить имеющуюся по теме литературу.
Составить и провести опрос.
Проанализировать результаты опроса, сделать выводы.
Автор: Жантлиев Руслан
I. Основная часть.
1. Цвет в нашей жизни.
В жизни человека цвет выполняет не только различительную функцию. Роль цвета важна в эстетическом, художественном восприятии мира. Цветовые предпочтения неразрывно связаны с особенностями культуры и сложившимися традициями. Некоторые специалисты на вопрос, что такое цвет, отвечают, что это – ощущение.
Между тем психологи обратили внимание на то, что всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно, в зависимости от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры поверхности, настроения и культурного уровня человека. При этом и цвет может влиять на наше настроение и состояние. Интуитивно предпочитая или отвергая те или иные цвета, человек предстает таким, какой он есть на самом деле. Цветовое предпочтение характеризует разные эмоциональные состояния.
2. Происхождение и названия цветов.
Любой предмет имеет свой цвет. Цвет помогает нам узнать, поспели ли ягоды, или о том, что уже наступила осень, потому что зеленые листья пожелтели или покраснели. В разное время дня в зависимости от освещения изменяются оттенки неба, воды и земли.
Весь мир во всей его красоте, форму предметов и материал, из которого они сделаны, пространство, и освещение мы видим благодаря разнообразию цвета. Важно помнить, что цвет может не только радовать, но и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти – иными словами, цвет оказывает на человека эмоциональное воздействие.
3. Цвет и человек.
Цвет может вызывать приятные и неприятные чувства. То, какие именно, и в какой последовательности цвета человек выбирает, дает информацию о его физическом, эмоциональном и психическом состоянии. Эти сведения касаются нового периода нашей жизни. Для того чтобы осознать этот выбор, нужно знать язык цвета. Каждый цвет имеет свое значение.
II. Исследование
1.Организация и проведение исследования
Администрация нашей школы уделяет большое внимание цветовому оформлению учебных кабинетов, коридоров и столовой. Например, у нас стены в коридоре окрашены в салатный цвет, что символизирует чистоту, действует на детей умиротворенно, помогает рассеивать негативные эмоции. Помогает сконцентрироваться и принять решение.
Для определения цветовых предпочтений обучающихся я провел социологический опрос среди 1 – 10 классов. Всего было опрошено 45 человек.
Респондентам были предложены следующие вопросы:
1.Какому цвету Вы отдаёте предпочтение в одежде?
2.Назовите цвет, который у Вас ассоциируется с успехом, удачей?
3.Укажите Ваш пол (муж., жен.)
При обработке результатов опроса я использовал математический метод подсчета данных. В итоге я составил сводную таблицу по классам по каждому вопросу.
2.Обработка полученных данных
Вопрос 1: Какому цвету Вы отдаёте предпочтение в одежде?
Всего было дано 90 ответов: это 14 вариантов цветовых предпочтений.
Цвет 1-3
1-3
2-4
2-4
5 5 6-7 6-7 8 8 9 9 10 10 всего М Д М Д М Д М Д М Д М Д М Д м д
Черный 2 1 2 2 3 1 4 2 3 2 2 24 12 12
Синий 3 2 3 5 1 2 1 17 8 9
Белый 1 1 2 1 2 3 1 11 3 8
Серый 2 1 3 2 1
Красный 1 2 1 1 1 6 5 1
Желтый 2 1 1 4 4
Зеленый 1 1 1 2 1 6 3 3
Оранжевый 1 1 2 1 1
Коричневый 1 1 1 Бардовый 1 1 2 1 1
Фиолетовый 1 1 2 2
Сиреневый 1 1 1 1 4 1 3
Розовый 1 1 2 4 4
Бежевый 1 1 1 1 4 4
Всего 90 Самыми популярными являются:
среди мальчиков – черный, синий и красный;
среди девочек – черный, синий и белый.
Несколько «отстают» серый, коричневый.
Вопрос 2: Назовите цвет, который у Вас ассоциируется с успехом, удачей?
Всего было дано 90 ответов: это 14 вариантов цветовых предпочтений.
Цвет Классы 1-3
1-3
2-4
2-4
5 5 6-7 6-7 8 8 9 9 10 10 всего в т.ч
М Д М Д М Д М Д М Д М Д М Д м д
Черный 1 2 3 3 Синий 1 1 1 1 3 2 1 1 1 1 1 14 7 7
Белый 1 1 1 3 2 1
Серый 1 1 2 1 1
Красный 1 2 1 1 2 4 1 1 1 14 3 11
Желтый (золотой) 2 2 2 2 1 2 2 2 3 1 1 20 8 12
Зеленый 1 1 2 2 3 1 1 11 2 9
Оранжевый 1 2 1 1 1 2 1 9 3 6
Коричневый 1 1 1
Бардовый 2 1 1 4 4
Фиолетовый 1 1 1 1 4 4
Сиреневый 1 1 1
Розовый 1 1 1 1 4 2 2
Бежевый Всего 90 С удачей и успехом ассоциируются такие цвета как:
у мальчиков – желтый, синий, красный, черный.
у девочек – желтый, красный, синий.
3.Итоги исследования.
Таким образом, проведенное исследование показало, что обучающиеся начальных классов отдают предпочтение цветам которые символизируют активность и радость в настроении.
«Цветовой портрет» школьника 1 – 10 классы
Мальчики предпочитают в одежде в основном черный цвет - символизирует ( неуверенность и в то же время любопытство), красный (сила) и реже - серый (усталость);
Девочки предпочитают в одежде в основном – черный цвет , синий цвет символизирующий (жизнь, нежность); белый цвет, который связывается с правдивостью и ясностью, розовый (оптимизм)
Девочки с удачей, успехом связывают желтый - золотой, зеленый и красный цвета. Наряду с красными, зеленым девочки выделили синий, (связывается с жизнью, ростом).
Мальчики с успехом в первую очередь связывают – желтый – золотой цвет, далее идут , синий, красный.
На первом месте и у мальчиков и у девочек оказался желтый - золотой цвет – цвет, который связан с наукой, наблюдениями и анализом. По своим качествам этот цвет означает богатство, мечту, фантазии, смелость.
III. Заключение.
Цветовые предпочтения неразрывно связаны с особенностями культуры и сложившимися традициями. Наша эмоциональная реакция на цвет очень сильна. Восприятие цвета зависит от физиологических особенностей глаз и от состояния нервной системы, от жизненного опыта и окружающей обстановки.
Изучив теоретический материал, и проведя социологический опрос » обучающихся нашей школы я пришел к выводу, что цвет черпает свою значимость из реальной действительности.
Конец формы