Проект по теме: Проблема бытового мусора в пос. Новый Маяк


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №10 пос. Новый Маяк







Проект по экологии

«Проблема бытового мусора в
пос. Новый Маяк»











Выполнила:
Гвоздик Виктория
Ученица 7 класса
МОУ СОШ №10 пос. Новый Маяк
Руководитель:
Пивоварова Оксана Николаевна
Учитель географии МОУ СОШ №10 пос. Новый Маяк
Рабочий телефон: 2-65-34


Пос. Новый Маяк
2015



Содержание



Введение3
Этапы реализации проекта ..6
Подготовительный этап ...6
Основной этап ...7
Заключительный этап ...8
Результаты реализации экологического проекта.8
Заключение12
Список литературы 14
Приложения...15



















Введение
    Проблема утилизации бытовых отходов является глобальной проблемой и принимает в окружающем нас мире все более широкие масштабы. Главным источником увеличения бытовых отходов является человек. На каждого жителя нашей планеты приходится в среднем, по различным данным, от 300 кг до 1 тонны мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образуется гора высотой с Эльбрус - высочайшую горную вершину Европы. Большая часть бытового мусора не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения.
Загрязнение бытовым мусором для нашего села, как для многих других современных городов и деревень, является на сегодняшний день одной из важных экологических проблем. Большая часть бытового мусора не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения. Доля такого мусора увеличивается с каждым годом. Это характерно не только для промышленности, сельского хозяйства, мегаполисов, но и для жителей нашего села.
Раньше на прилавках магазинов были продукты в бумажных упаковках, которые можно было легко сжечь: напитки, молоко и т. д. были в стеклянной таре, которую можно было сдать на вторичное производство. В наше время продукты мы видим в современных упаковках, т.е. пластиковых бутылках и полиэтиленовых пакетах, а, как известно, полимерные материалы на солнце не сгорают, в земле не гниют и могут находиться там столетиями. Полимерные материалы - это материалы будущего. Каждый согласится, это легко, удобно, красиво, но только не с экологической точки зрения.
Человечество осознало свою ошибку и придумывает современные способы борьбы с этим неприятным явлением. Но прежде всего, нужно начать с нас самих. Если человек не научится правильно утилизировать отходы жизнедеятельности, если не поймет всю важность чистоты окружающей среды, природы и мира в целом, все труды ученых будут напрасны.
Проблема бытового мусора в нашем населенном пункте так встревожила учащихся школы, что данный вопрос стал на повестке дня заседания Совета школьников в октябре 2014 года. Актуальность рассматриваемого вопроса была обусловлена тем, что на территории пос. Новый Маяк в последнее время значительно увеличилось количество твёрдых бытовых отходов, а также количество несанкционированных свалок.
Во время обсуждения темы бытового мусора на совете школьников мы задавали друг другу вопросы: «Куда девать мусор? Что с ним делать? Почему мусор не убирают?»
Стремление сделать наш поселок чище объединило нас в общую группу единомышленников. Таким образом, группа в количестве трех человек, начала работу над проектом, с четко обозначившейся темой «Загрязнение пос. Новый Маяк бытовым мусором». Здесь же возникла идея воплощения в жизнь проекта: «Проблема бытового мусора в пос. Новый Маяк».
Главной целью данного проекта стало привлечение внимания жителей пос. Новый Маяк к проблеме твёрдых бытовых отходов и поиск способов улучшения местной экологической обстановки.
Для реализации данной цели было необходимо:
1. Проанализировать актуальность проблемы бытового мусора в пос. Новый Маяк
2. Привлечь детей и взрослых к личному участию в решении проблемы твёрдых бытовых отходов.
3. Осветить в глазах учеников, родителей, администрации сельского поселения данную проблему и попытаться найти пути её решения.
В реализации нашего проекта мы основывались на принципе личного участия школьников и жителей в решении местных экологических проблем и заботе об окружающей среде в месте своего проживания.
        Реализация проекта предполагала:
Расширение информационного пространства с целью повышения осведомленности учащихся о местных экологических проблемах и путях их решения;
Организацию практической, исследовательской, творческой деятельности учащихся школы;
Придание проекту общественного резонанса.
        Работа по проекту осуществлялась при значительной самостоятельности ее участников, с опорой на помощь родителей, учителей, жителей поселка. Успешная реализация проекта предполагала взаимодействие инициативной группы с администрацией сельского поселения в решении местных экологических проблем. Координирование реализации данного проекта осуществлялось заместителем директора по воспитательной работе Борискиной Н.С. и учителем Пивоваровой О.Н. Все наши наблюдения и исследования проводились на территории пос. Новый Маяк.
Методы и приемы исследования: теоретический – работа с литературными источниками и ресурсами сети Интернет, эмпирический – наблюдение (визуальное обследование мест сбора бытовых отходов пос. Новый Маяк), анкетирование, опрос (встречи с администрацией сельского поселения). Результаты обрабатывались с использованием статистических методов. В ходе проекта составлены и выпущены агитационные материалы: листовки, стенды, презентации.
Все результаты исследований обрабатывались в виде таблиц, схем, диаграмм.
Место и время проведения исследований: территория пос. Новый Маяк с ноября по октябрь месяц 2014 -2015 годов.

II. Этапы реализации проекта
Реализация проекта была нами предусмотрена в три основных этапа: подготовительный, основной и заключительный.
        Подготовительный этап (ноябрь 2014 – январь 2015 г.)
Главной задачей подготовительного этапа стала активизация деятельности учащихся, их интереса к изучению своего природного окружения.
В качестве основных мероприятий этого этапа были:
Выявление участников проекта; утверждение организационного комитета проекта;
Изучение сущности проблемы бытового мусора и его утилизации в научно-популярной литературе, СМИ, на интернет-сайтах.
Сбор информации:
Проведение социологического опроса населения поселка, с целью изучения отношения жителей к данной проблеме;
Сбор статистических и научных данных, касающихся влияния различных способов утилизации ТБО на здоровье человека и информации по количеству ТБО, приходящихся на одного жителя.
4. Знакомство обучающихся школы с материалами проекта:
Проведение в школе бесед, консультаций об экологических проблемах нашей местности и о значении активности учащихся в решении экологических проблем села через их участие в данном проекте
Показ презентации, созданной инициативной группой по итогам исследования темы бытового мусора учащимся школы

Основной этап (февраль 2015 г. –август 2015 г.)
Во время основного этапа работы над проектом участники проекта самостоятельно выполняли определительные виды работ творческой и практической деятельности:
Практическая деятельность предполагала:
1. Проведение визуального обследования мест сбора бытовых отходов на территории пос. Новый Маяк.
2. Количественный подсчет стеклянной и пластиковой тары, приходящейся на каждого жителя пос. Новый Маяк в год.
3. Формирование экологической культуры жителей пос. Новый Маяк проведением акции: «Это может каждый!»
4. Привлечение внимания администрации сельского поселения к проблеме бытовых отходов.
5. Поиск предложений жителей пос. Новый Маяк по утилизации бытового мусора и путей выхода из сложившейся ситуации.
Одновременно в школе прошли мероприятия творческого характера:
1. Конкурсы поделок из бытового мусора с оригинальными вариантами применения мусорных упаковок в быту.
2. Конкурсы рисунков и плакатов «Мы против мусора»
3. Конкурс сочинений на тему: «Я люблю свой пос. Новый Маяк»
4. Конкурс листовок для проведения акции: «Это может каждый»
       
Заключительный этап (сентябрь 2015 г.)
Заключительный этап предполагал подведение итогов и награждение победителей творческих конкурсов, а также:
Выпуск информационного стенда по итогам реализации проекта, отражающий экологическую ситуацию своего населенного пункта;
Составление рекомендаций жителям села, с целью уменьшения количества твердых бытовых отходов: «Это может каждый»;
Регулярное проведение мероприятий, акций по воспитанию экологической культуры сельского населения.
Результаты реализации экологического проекта.
Первый этап работы над проектом показал заинтересованность основной массы жителей села проблемой бытовых отходов, а именно: отсутствием четкой системы сбора и утилизации мусора и низким уровнем культуры жителей нашего села в отношении соблюдения правил складирования мусора в отведенных для этого местах.
По результатам социологического опроса 15% населения стало ясно, что самой насущной проблемой на сегодняшний день, по мнению жителей, является проблема бытового мусора. Предложенные жителями пути решения проблемы бытового мусора были следующими: 32% - предлагали организовать регулярный вывоз мусора, 18 % - поставить мусорные баки, 14 % - повысить экологическую культуру населения. На вопрос анкеты: «Что вы делаете с пластиковой упаковкой?» больше половины жителей отвечали, что выбрасывают, 35 % - сжигают (что так же экологически опасно); стеклянную тару подавляющее большинство жителей выкидывают и только 5 % - используют вторично. Отрадно, что 73 % жителей сжигают бумажные упаковки, но есть и такие (23 %), которые несут бумагу на места сбора мусора. (Приложение № 1)

Мы решили подсчитать, сколько же мусора, в количественном пересчете на стеклянную и пластиковую тару, мы получаем от каждого жителя нашего поселка в год. В поиске ответа на этот вопрос, мы отправились в магазины, где выяснили, сколько в день продается товаров в стеклянных и пластиковых упаковках. Произвести расчеты было не сложно. Результаты оказались удручающими: по нашим расчетам, в среднем, в год на каждую семью приходится примерно 16 стеклянной тары и 74 единицы пластиковых упаковок. И все это направляется на «места сбора бытового мусора». (Приложение №2)
Реализация основного этапа работы над проектом заключалась в проведении визуального обследования мест сбора бытовых отходов, что принесло неутешительные результаты. Оценивая состояние мест сбора бытовых отходов, мы обнаружили, что люди выбрасывают в места сбора мусора бутылки, бумагу, пластмассу, не задумываясь, что бумажный мусор можно легко сжечь в условиях сельской местности, а стеклянную и пластиковую упаковку можно использовать вторично. Свалки мусора выходят далеко за пределы отведенной территории. Кроме того, на территории пос. Новый Маяк и его окрестностей нами было зафиксировано 2 несанкционированных, т. е. не разрешённых официально, свалки. Они располагались на окраине поселка, по берегам ручья и в лесной зоне. Результатом визуального обследования стало то, что пос. Новый Маяк наш весьма загрязнен и места сбора мусора находятся в ненадлежащем состоянии. (Приложение №3)
Попытки практического воспитания экологической культуры сельских жителей вылились в проведение акции «Это может каждый!», которая заключалась в раздаче местным жителям листовок, призывающих к достойному поведению в окружающей среде. Внешний вид и формат листовок создавался школьниками на конкурсной основе. Самостоятельно разработали рекомендации жителям села в отношении уменьшения количества бытового мусора. Рекомендации также распространили среди жителей и учащихся школы.
Своеобразным фоторепортажем реализации проекта жителям села стал выпуск информационного стенда «Береги природу». На нем были размещены фотографии несанкционированных свалок, загрязненных территорий села, призывы к достойному поведению в месте своего проживания. С целью активизации интереса школьников к своему природному окружению в течение всего периода реализации проекта проводились разъяснительные беседы, викторины, консультации об экологических проблемах нашей местности и о значении активности учащихся в решении экологических проблем пос. Новый Маяк через участие в проекте. Для достижения большего эффекта, учащимся школы была показана презентация, созданная инициативной группой по итогам исследования темы бытового мусора. Большой интерес у школьников вызвали проводимые нами конкурсы рисунков и особенно поделок из бытового мусора. В конкурсах приняло участие порядка 80% учащихся 1-11 классов. Наиболее активными участниками оказались младшие школьники и их родители. Специально созданное жюри из членов Совета учащихся подвело итоги конкурса. Самой оригинальной и необычной поделкой из мусора оказалась творческая работа семьи Зякун Александры, ученицы 4 класса. (Приложение №4)
Какой же выход найти из проблемы утилизации мусора? Частично, ответ на этот вопрос давали жители пос. Новый Маяк в своих анкетах. Они предлагали: чаще, чем один раз в год, вывозить мусор; возобновить, как было раньше, работу пунктов приема стеклотары и т.д. Мы, являясь инициативной группой, изучили немало литературных источников, интернет-сайтов, чтобы найти более простой и приемлемый выход. Наиболее простым, на наш взгляд, выходом из ситуации явилась бы обязательная сортировка мусора и регулярный вывоз мусора за пределы пос. Новый Маяк. Со своими мыслями, идеями наша инициативная группа отправилась в администрацию сельского поселения. Во время беседы с главой администрации нами была показана презентация, ярко осветившая проблемы мусора в пос. Новый Маяк. В завершении беседы мы получили заверение от главы администрации, что будет сделано все для регулярного организованного вывоза мусора.

У нас появилась надежда, что не все потеряно, что вместе мы справимся с этой проблемой!
И действительно, к июлю 2015 года практически все места сбора бытового мусора в селе были очищены. Наш проект дал свой положительный эффект. (Приложение №5)




Заключение
В наших силах отодвинуть трагические последствия пренебрежительного отношения людей к природе. Мы вместе думаем над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче, где и как можно и нужно отдыхать, а какие места лучше обойти, выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека.
Очень радует, что изменяется отношение к окружающей среде. Но сложившаяся ситуация требует формирования экологического мышления, то есть введения экологии во все науки и во все сферы деятельности человека.
Но если мы не будем беречь биосферу, эту тонкую живую наружную оболочку Земли, то станем свидетелями угасания жизни на нашей прекрасной планете.
С мусором бороться очень сложно. Но все же, человечество должно принимать меры по сокращению отходов, иначе вскоре планета превратится в одну большую свалку.
Исследуя проблему бытового мусора в пос. Новый Маяк нам удалось:
Определить отношение населения к проблеме бытовых отходов.
Ознакомиться с состоянием сбора и утилизации твердых бытовых отходов.
Исследовать места сбора бытовых отходов и определить их довольно неблагополучное состояние.
Найти пути уменьшения количества бытового мусора в пос. Новый Маяк.
Практическая значимость работы заключается в том, что участниками проекта начата длительная и кропотливая работа по формированию экологической грамотности жителей и сделаны первые ощутимые попытки по улучшению экологической ситуации в месте своего проживания.
В заключение можем уверить, что работа по формированию экологической культуры нашего пос. Новый Маяк продолжится:
Мы будем продолжать выпуск стендов «Берегите природу!»
Также будут продолжены и различные творческие конкурсы, как среди школьников, так и среди населения поселка.
Мы единодушны с главой администрации по вопросу утилизации мусора и принятия решений возобновления приема мусора на вторичную переработку. Совет школьников готов продолжить и эту работу.
Наше село находится на территории заказника Калаусский. Эта территория охраняется государством. Каким оно станет в будущем? По какому пути пойдет? Конечно, чистота улиц – в первую очередь, забота государства. Но все же, во многом, она зависит от каждого из нас. Если мы не почувствуем ответственность за то, что нас окружает, никакие меры, предпринимаемые муниципальными властями, не принесут эффекта. Так давайте же любить то место, где мы живем по настоящему, без знака вопроса. Чистота зависит от каждого из нас.








Список литературы:
1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии, Ярославль, «Академия развития», 2002.
2. Сапожникова Г.П. Раздельный сбор мусора, 2003.
3. Цветкова И.Н. Экология для начальной школы игры и проекты, 1997.
4. Чижевский А.Е. Я познаю мир – Экология. М.,1999.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



















Приложение 1
Вопрос анкеты: «Пути решения проблемы мусора»
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415Вопрос анкеты: «Что Вы делаете с пластиковой упаковкой?»



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415


Приложение 2
По статистике, одна семья в год покупает в магазине:
Стеклянная тара -16 единиц
Пластиковых упаковок- 74 единицы
Бумажных упаковок – 83 единицы


Вывод:
Один пакет с мусором весит в среднем 2 кг. Значит, одна семья в месяц выбрасывает до 50 кг мусора, а за год – 600 кг. Если учесть, что на территории поселения проживает 360 семей, то в год выкидывается мусора 216000 кг.














Приложение 3
Фото мусорки у тротуара



Приложение 4
Конкурс рисунков и поделок «Береги природу!»

Приложение 5
Акция «Это не трудно!»









13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315






Root Entry#,##0\ "р.";[Red]\-#,##0\ "р."ОC

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0.00Workbook\ "р.";[Red]\-#,##0.00\ "р."Оw*9
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0\ _р_._-;\-* #,##0\ _р_._-;_-* "-"\ _р_._-;_-@_-О‡,A
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00\ _р_._-;\-* #,##0.00\ _р_._-;_-* "-"??\ _р_._-;_-@_-1 
·
·Регулярный вывоз мусора
·
·мусорные баки
·
·повышение культуры населения
·
·#,##0\ "р.";[Red]\-#,##0\ "р."ОC

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0.00\ "р.";[Red]\-#,##0.00\ "р."Оw*9
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0\ _р_._-;\-* #,##0\ _р_._-;_-* "-"\ _р_._-;_-@_-О‡,A
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00\ _р_._-;\-* #,##0.00\ _р_._-;_-* "-"??\ _р_._-;_-@_-1 
·
·используют вторично
·
·