Исследовательская работа труженики тыла в годы ВОВ


Муниципальное казенное образовательное учреждение
Сокольская средняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа на тему:
«Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны».
Выполнил: Грузинцев Илья
ученик 4 «в» класса
Руководитель: Грузинцева Л.В.
г.о. Сокольский
2014-2015 учебный год
Содержание
Содержание
Стр.
I. Введение
1.1. Актуальность работы
1.2. Цели, задачи, методы исследования. 3-4
5
5-6
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
2.1. Труженики тыла - незаметные герои войны.
2.2. Тимуровское движение. III. Выводы и заключение
22-24
IV. Литература
25
V. Приложения
Введение.
В этом году вся страна отметит 70-летнюю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Этот праздник значимый для каждого россиянина, как день памяти и глубокого уважения старшего поколения, всем, кто героически, самоотверженно приближал долгожданный день Великой Победы.
Война коснулась наших земляков. Сколько горя, беды принесла каждую семью. На уроках окружающего мира, а так же на классных часах мы много времени уделяли изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной. И только чуть-чуть затрагивали тему «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны». Нас заинтересовала данная тема. Захотелось больше узнать о военном времени, о людях, которые пережили трудные военные годы.
А так же захотелось выяснить, какой вклад внесли женщины – труженицы тыла, приближая Великую Победу. И мы решили встретиться и побеседовать с труженицей тыла – Гаричевой Зоей Федоровной.
Научное значение работы заключается в выявлении условий жизни, работы в военные годы людей, проживающих рядом с нами, что позволит проанализировать их жизнь и цену победы.
Актуальность работы.
Актуальность данной исследовательской работы заключается в том, чтобы каждый человек знал и помнил своих земляков, их подвиги, брал пример с них, относился к ним с глубоким уважением и признательностью. Каждый гражданин России должен знать историю не только своего родного края, но и людей, прославивших свой край.
Данная работа направлена на повышение интереса к героическому прошлому своей малой Родины. Нужно помнить о тех людях, кто отстоял в роковые годы нашу Родину, а значит, и подарил нам Будущее.
Понятия « HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0%20%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B5%20%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F&url=http%3A%2F%2Fkurtrimk.narod.ru%2Fv5.doc&fmode=envelope&lr=41&l10n=ru&mime=doc&sign=78f8e34539b7e82eed81e960528c8a35&keyno=0" \l "YANDEX_5" патриотизм», «гражданственность» приобрели особый смысл, так как лишь тот народ, который воспитывает молодежь на примере своей героической истории, может быть уверен в завтрашнем дне.
1.2. Цель работы: доказать через изучение литературы, через воспоминания живых свидетелей военных лет, что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны.
При выборе методов исследования использовала встречи и беседы с тружениками тыла, изучала художественную и научную литературу, изучала сборники архивных материалов.
Гипотеза: если ученик знает историю своего края, его исторические места, чтит память тех, кто не щадя своих жизней защищал нашу многострадальную Родину, то и сам он вырастет настоящим патриотом своей Родины, не даст в обиду ни детей, ни стариков.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1. Изучить условия жизни народа в военные годы (из литературных источников и бесед) и в настоящее время.
2. Показать, как отразилась война на судьбах односельчан - тружениках тыла.
3. Узнать, какую цену заплатил каждый из них, приближая победу.
Исходя из вышеизложенного, определились этапы работы:
Знакомство и встреча с труженицей тыла.
Изучение литературы и периодической печати.
Работа с архивными материалами.
Оформление работы.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследовательской работы является биография жизни, трудовая деятельность нашей землячки, учителя педагогического труда – Гаричевой Зои Федоровны.
Предметом исследования являются печатные и публицистические материалы.
II. Основная часть.
2.2. Труженики тыла - незаметные герои войны.
В ходе работы я познакомилась с труженицей тыла, моей односельчанкой – Гаричевой Зоей Федоровной. Её биография богата историческими событиями и фактами пионерского, тимуровского и комсомольского движений.
Наше поколение имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени. На это я и хочу обратить внимание в своей работе.
Сегодня они – прабабушки и прадедушки - труженики тыла, а тогда, в далёком 1941 году, … мальчишки и девчонки…Они были незаметными героями!!! На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью. Стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Собирая колоски на полях, шефствуя над ранеными фронтовиками в госпиталях, являясь связными в партизанских отрядах или пастушьим кнутом подгоняя коров к грузовым вагонам, идущим на фронт, они чувствовали себя маленькими солдатами Советской Армии, борющейся против фашистских захватчиков. Война была везде: и на огненном фронте, и в глубоком тылу; и в городе, и в селе.
«Из воспоминаний Зои Федоровны……»
Когда началась война мне исполнилось 19 лет. Молодой девчонкой я приехала работать в Сокольскую восьмилетнюю школу, после окончания Ивановского института. Это были самые напряженные годы. Родители многих детей были малограмотные, да и времени у них не было следить за детьми. Дети часто приходили с неприготовленными уроками, приходилось таким детям много уделять внимания после занятий, не хватало учебников, тетрадей, доставала бумагу и сама её разлиновывала. Даже в страшной обстановке войны внушала детям, что надо учиться. Помогала им обрести веру в то, что выстоим, победим. Занималась воспитанием душевной стойкости, хотя такого предмета не было в расписании. Но тогда это была в школе самая важная наука. С начала войны в жизнь  школы вошли регулярные  политинформации, где знакомили с обстановкой на фронте,  подвигами героев войны и труда, боевыми эпизодами, сводками Информбюро. Школа всегда была центром всех массовых и культурных мероприятий.
В это тяжелое время мы вместе с учениками оказывали посильную помощь. Работали из последних сил – так нужно было для Родины, для Победы. Ведь на фронте было куда труднее. Мы всегда помнили о наших отцах, братьях, мужьях, что сражались в боях за Родину, и считали, что мы в тылу то же помогаем приближать Победу. Как бы трудно не было. Собирались вместе, готовили спектакли, выступали перед населением. После учебы учителя и учащиеся нашей школы самоотверженно трудились на колхозных полях. Во время уборки урожая всей школы выходили на поля. Ребята вместе с нами, учителями, помогали убирать хлеб, копали картофель и собирали овощи. А так же мы вязали варежки, сушили сухари, картошку, отправляли на фронт. Не знали ребята, что такое летний отдых, каникул практически не было….
2.3. Тимуровское движение.
Тимуровское движение - это массовое патриотическое движение пионеров и школьников, возникшее в СССР в начале 40-х годов под влиянием повести Гайдара «Тимур и его команда» и одноименного фильма, которые ответили на самые горячие патриотические стремления советских детей - быть полезными Родине не после окончания школы, а теперь и немедленно.
  Слово «тимуровец» ярко отразило лучшие черты: неуемную жажду деятельности, благородство, мужество, патриотизм.
И из года в год тимуровское движение стремительно развивалось, становилось все более широким по форме и содержанию. В годы Великой Отечественной войны тимуровские отряды действовали в школах, детских домах, при внеклассных учреждениях, по месту жительства. В стране насчитывалось 2 млн. тимуровцев.
Одной из форм забот тимуровцев о воинах являлась отправка на фронт посылок. В них были носовые платки, воротнички, рукавицы, конфеты, патефонные пластинки, книги и другие бытовые вещи. Обычно посылали их к праздникам. Подарки были как коллективные, так и индивидуальные и шли от всего сердца.
Зоя Федоровна с нами поделилась своими воспоминаниями о тимуровцах в годы войны.
«Из воспоминаний Зои Федоровны…»
В июле 1941 года в «Учительской газете» было опубликовано обращение к пионерам, в которой излагалось содержание тимуровской работы: «Возьмите под свою защиту и заботу семьи и квартиры красноармейцев, помогайте их женам в хозяйстве, ухаживайте за малолетними детьми». Помощь наших тимуровцев была различной: ухаживали за маленькими ребятами, носили воду, кололи дрова, заботились о престарелых…
Движущей силой практических дел тимуровцев в дни войны и после нее было их горячее желание отдать Родине и народу все свои силы и умения. Патриотическая деятельность пионеров-тимуровцев получила заслуженное признание и высокую оценку.
У Зои Федоровны двое детей, внуки, правнуки. Все они живут далеко за пределами Нижегородской области. Всем своим ученикам она отдавала частичку своего сердца, любовь. И сейчас уже повзрослевшие её ученики, увидев её на улице, спешат к ней на встречу выразить свою любовь и уважение.
Традиции тимуровского движения нашли свое продолжение и в наши дни. Мы, ученики 4 класса Сокольской средней школы решили организовать тимуровскую команду в помощь семьям фронтовиков и труженикам тыла и вовлечь в нее учеников других классов.
III. Заключение.
Прошло уже много лет со Дня Победы. Наша страна давно залечила раны войны. Заколосились хлеба на истерзанной фашистами земле , ожили леса. Из руин поднялись светлые города, уже не одно поколение родилось и выросло в мирное время. И это благодаря им!
С каждым годом все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться. В нашей школе за каждым классом закреплено шефство над ветераном и тружеником тыла, проходят акции «Милосердие», конкурсы, встречи… . Мало их осталось, наших дорогих ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла – незаметных героев, и все они похожи: старенькие, с палочками….. а в глазах - столько доброты, столько заботы, столько мудрости!!!! И нуждаются они сейчас в нашем общении, в обыкновенном человеческом счастье!!
В результате своей работы я пришла к следующим выводам:
Труженики тыла – это героические люди, внесли огромный вклад в Великую Победу. Тыл и фронт – были едины –это один из главных источников Победы.
Большая часть тружеников тыла – это женщины. Мужественные, сильные, героические – без них не было бы Победы! Они достойны глубокого уважения и большой любви.
Самоотверженный труд тружеников тыла – прекрасный пример для нас. Нам есть у кого учиться!
Цена Победы – велика! Нам есть что беречь, охранять и помнить!
Приложение:
Список тружеников тыла, проживающих в поселке Сокольское.
Приложение:
Отрывок из книги «Сокольчане в годы войны».
Используемые источники литературы:
1. Источники
При создании работы использовались семейные архивы, фотографии, архивные материалы, встречи с тружениками тыла в годы Великой Отечественной войны.
2. Литература