Научно-исследовательская работа А.Лупилова Труженики тыла во время ВОВ. Дети войны.


III районная научно-практическая конференция
«Первые шаги в науку», посвященная 300- летию учреждения Нижегородской губернии
Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны. Дети войны.
Автор: Лупилов Алексей Алексеевич, 3А класс, МБОУ
Руководитель: Белякова Нина Владимировна, классный руководитель, МБОУ КСОШ №1
г.Княгинино2013г.
Введение: «Уже далекий 1941г.»
Глава I
Трудовой фронт.
Самоотверженный труд женщин и детей в годы войны.
Глава II. Вклад моих родных в победу.
Княгининцы в годы В.О.В.
Война в жизни и судьбе моего прапрадедушки Флягина Алексея Ивановича и его дочери, моей прабабушки Акатовой Тамары Алексеевны.
Заключение. Используемая Литература.
Введение.
Проблема: Объектами моего исследования стали многочисленные рассказы, фильмы о В.О.В., о детях и взрослых живших и трудившихся в годы войны. В школе нам рассказывали о Великой Отечественной войне, но мало о тружениках тыла. Меня заинтересовала данная тема, и я взял ее для своей работы. Хотелось рассказать о людях, их судьбе в военные и послевоенные годы.
Цель исследования: Доказать через изучение литературы, через воспоминание живых свидетелей, что в судьбе каждого человека отражена судьба страны.
Задачи исследования:
Встреча с ветеранами-тружениками тыла.
Изучение литературы
Работа с архивными материалами.
Объект исследования: Мой прапрадедушка и моя прабабушка.
Введение
«Если завтра война, если враг нападет
Если темная сила нагрянет
Как один человек, весь советский народ, за свободную Родину встанет»
Наша страна никогда не забудет, то ужасное время. Много страшного случилось в те годы, много унесла война человеческих жизней.
Глава I.
22июня 1941г. началась страшная и ужасная жизнь. Война. Весь народ и стар и млад встал на защиту своей Родины. Одним из основных источников могущества нашей армии была связь фронта с тылом. Не малый вклад внесли люди трудящиеся в колхозах, на заводах и фабриках.
Хочется особенно выделить жизнь женщин и детей в Великую Отечественную войну. Их труд, мучения и голод.
Глава II.
Не обошло горе войны и моих земляков – княгиинцев. Многие воевали на фронте, жили в тылу. Я хочу рассказать о своих родных.
Мой прапрадедушка Флягин Алексей Иванович.

Моя прабабушка Акатова Тамара Алексеевна.

Жизнь шла своим чередом, создавались новые семьи, рождались дети. В поселке Княгинино жила семья Флягиных, отец, мать, сын и три дочери. Жили весело, дружно, родители работали, дети росли. Отец, Флягин Алексей Иванович работал в отделе снабжения артели «Пламя социализма». Мать, Флягина Мария Александровна трудилась в колхозе. Дети учились в школе. Все было хорошо и размерено в жизни людей. Но вот в один ужасный день жизнь перевернулась. Моя прабабушка, тогда еще одиннадцатилетняя Тамара, хорошо помнит тот день. По-радио объявили, что началась война. И в один миг все изменилось. Улыбки пропали с лиц людей. У всех была одна только мысль: «Как пережить это страшное время, как и чем помочь фронту».
Мой прапрадедушка, Флягин Алексей Иванович работая в артели получил бронь из Москвы. Он работал в артели сначала войны и до ее Победы. Работы было много, прапрадедушка часто ездил в другие города за материалом. Женщины трудились при ламповом освещении, шили шапки-ушанки, теплые штаны и фуфайки, варежки, вещевые мешки, пилотки и форму. Готовую продукцию мой прапрадед, и другие мужчины грузили на подводы и увозили в г.Горький. Там все складывали в вагоны и увозили на фронт. За работу в тылу прапрадедушка был награжден медалью. Но даже в такое странное время у прапрадедушки оставалось время сочинить замечательное стихотворение, о своей работе, артели, продукции и посвятить его труженикам тыла.
Не за горами, не за долами,
Не за широкими морями,
А на этой вот земле-
У нас в Княгинино – селе
Стоит фабрика большая…
Что ни день, то тысячу штук
В ней фуражек шапок шьют.
Женщины шью и девицы,
Просто чудо – мастерицы
А красавицы какие-
Как картинки расписные!
Шьют и парни молодые,
И мужчины пожилые!
Шьют немало стариков-
Лучших в мире мастеров.
Шапки в ящики заложат,
На подводы их положат.
И пойдут эти подводы
Груз грузить на пароходы,
Пароходы их возьмут,
По Волге, Каме повезут,
По реке Оке отправят
И на место их доставят.
Мы такие караваны
Отправляем поездами
На Кавказ, Архангельск и Урал,
На холодный, на далекий на Байкал,
Украину, Мурманск, Ашхабат,
На Амур, в Донбасс и Ленинград.
И немалую частицу отправляем в град столицу
Град- столицу дорогую, Москву – матушку родную,
Слышно в каждом магазине
От любого гражданина
Обращение к продавцу:
«Дайте шапочку, вон ту»
Как примерит он ту шапку-
Поскорей ее в охапку:
«Вот эта шапка, это да!
И красива и тепла».
Большую роль во время войны сыграли женщины и дети в тылу. Моя прабабушка, Акатова Тамара Алексеевна, очень много мне рассказывала о тех страшных и мучительных годах. Бабули было одиннадцать лет, у нее были еще две сестрички и брат, младше нее, поэтому нужно было помогать взрослым, следить за малышами.
Из бабушкиных воспоминаний…Мы не боялись. Не брезговали никакой работой. Ухаживали за домашними животными, сажали огород, пололи. Помимо работы дома приходилось работать и в поле. Сеяли хлеб, сажали картошку, свеклу, потом пололи и убирали. Убирали бережно до последнего колоска, до последней картошинки.


На уборке свеклы
Косили в ручную траву, складывали в большие стога. Было очень тяжело, хотелось отдохнуть, поспать, просто побегать по улице, порадоваться детству. Но мы, дети-войны, свято верили в слова сказанные взрослыми: «Нужно трудиться, работать не покладая рук, ведь все, что вы соберете, вырастите – это тоже оружие, и сила этого оружия велика». И после этих слов мы вставали и шли работать.
Во время разговора с прабабушкой я спросил: «Бабушка, летом в поле работали, а зимой?» Она как-то сразу погрустнела, даже слезы появились. Зимой, говорит, было очень трудно. Летом, где травы какой съешь, где ягод, грибов, а зимой холодно, кушать нечего, света мало. Но мы не унывали, потому что знали, на фронте тяжелее. Вечерами, что бы ни грустить, пели песни, вязали подарки фронтовикам, шили кисеты. В один из кисетов прабабушка положила листок со стихотворением:
«Передай всему ты взводу,
Передай мои слова,
Чтоб набили немцу морду,
Морду, зубы и бока».
Так и проходило время.
За работу и жизнь в тылу моя прабабушка была награждена медалями.



Я И МОЯ ПРАБАБУШКА

Слушая рассказ о прапрадедушки и прабабушки, я вдруг ясно понял, что такое Война. Это ужасное, страшное время. Как хорошо, что мы живем в мире и согласии, как хорошо, что у нас все есть: и тепло, и свет, и мама с папой!
В заключении своего исследования я хочу привести пример из стихотворения, которое прочел «О детях – войны»:
« Эпохой бессмертия мы рождены
И помнить обязаны свято:
Взрастило нас время, мы – дети войны
За нас умирали солдаты»
Хочется, что бы эти слова остались только на бумаге, что бы мы дети – мира, берегли наш мир , и не узнали, что такое голод и лишения. Хочу, что бы мы все уважали и наших ветеранов. Их осталось очень мало. Ведь благодаря им мы живем, растем и учимся.

Используемая литература.
В. И. Самаркина «Княгининские мастера».
Документы, материалы газет и радио военных лет, дневники, письма, воспоминания. Составители: И. И. Рощин, Б. Л. Тихоненко «Подвиг тыла».
3. Составитель: Владимир Караваев «Медаль за бой, медаль за труд».
4. С.А. Кортунов « Княгинино – Родина моя».