презентация по теме Формирование ключевых компетенций через использование интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания


Западно-Казахстанская область Бурлинский район г.АксайОбщеобразовательная средняя школа №4 Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать и копировать. Толстой Л.Н Актуальность обусловлена существующими изменениями происходящими последнее время в системе образования, современными требованиями к школьному обучению и конечно к выпускникам школы. Молодому человеку вступающему в жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть конкурентноспособным работником. Он должен быть творческим самостоятельным, коммуникабельным человеком и способным решать проблемы , ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать информацию. Поэтому общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования Мотивом для постановки проблемы стали результаты диагностики уровня сформированности учебно-познавательной деятельности учащихся 8-11 классов по предметам. Определив недостаточную мотивацию школьников по истории и обществознанию я увидела, что у большинства учащихся не сформированы основные компетенции, либо они находятся в первоначальной стадии формирования. Формирование ключевых компетенций через использование интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания позволит интенсифицировать и индивидуализировать процесс обучения, создать ситуацию успеха. ГИПОТЕЗА КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, ориентироваться на рынке труда, быть востребованными и успешными. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА В основе моего опыта лежат идеи активизации учебной деятельности Шамовой Т.И. и активизации познавательной деятельности Щукиной Т.И., методики проблемного обучения Лернера И.Я., элементы методической системы Шаталова. МЕТОДЫ Формирование коммуникативной компетенции Приемы использования монолога ОТВЕТ ТРЕБОВАНИЯ К МОНОЛОГУ -полный: понятия факты даты карта -Вступление: важность и значимость темы -логический -Основная часть: последовательное раскрытии вопроса -последовательный -Заключение: обобщение сказанного, вывод -вывод -речь ПРИЕМЫ Индустриализация в Казахстане Хеттское царство КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Кызыл- Ирмак, Анатолия, месторождения руд, серебряные горы, 3 тсячелетие, Ниса, Хаттуса, Вавилон, совет старейшин, Телепин, Египет «Национально-освободительное движение 1916 года» Приемы формирования диалога Двойной дневник Аргументы из текста Факты или комметнарии Перекрёстная паутинка Аргументы Вопросы Контраргументы -экономическое развитие-политическое развитие-духовная жизнь ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛИЛОГА При изучении темы «Научное познание» в 10 классе можно предложить учащимся игру Учёные Каждой группе предлагаю сформулировать свою позицию по вопросам:-Можно ли рассматривать науку как важнейшую область жизни общества?-Оправдан ли постоянный рост расходов государства на поддержание науки?Кто и как должен распоряжаться плодами научной деятельности?-Должны ли учёные: А) стоять вне политики В) не связывать себя нормами морали? Политики Обыватели Реалисты Удалось ли Карлу Великому восстановить «Римский порядок», нарушенный в результате Великого переселения народов? Приведите 1-2 аргумента в защиту своей позиции. На твой взгляд, человека 21 века, Карл Великий- действительно великий правитель?Запиши своё мнение, подтверди аргументами Позиция Аргументы Я считаю Потому что Позиция Аргументы Я считаю с одной стороны Но с другой стороны А Найди более общее родовое понятиеВ) Установи отличительный видовой признакС) Составь из этих элементов формулировки понятия. «крепостной –феодально-зависимый крестьянин (родовое понятие), прикреплённый к земле феодала (видовой признак) Рассматривая современную цивилизацию останавливаясь на экономическом развитии предлагаю учащимся, опираясь на знания и используя пособия по истории и географии, дать анализ экономического развития стран Европы и Америки в начале 21 века по определённому плану: основные тенденции экономического развития соотношения государственного и рыночного механизма регулирования экономики в современных условиях перспективы развития мировых экономических центров Изучая современный этап научно-технической революции предлагаю ученикам задание в соответствии с интересами ( или в целях профориентации подготовить выступления на темы: «Генная инженерия», «Биотехнологии», «Мировая информационная сеть, «Развитие средств связи».Предлагаю учащимся выделить характерные черты и противоречия современного этапа НТР, предложить возможные пути устранения противоречий. В рамках изучения социальной структуры современного общества и социальных отношений предлагаю учащимся составить пары (причины-следствие), характеризующие социально-экономическое развитие современного мира ( задание направлено на выявление всех сфер деятельности человека. Например: интенсификация промышленного производства на основе НТР- увеличение доли населения занятого в промышленном производстве.В качестве творческого задания можно предложить нарисовать словесный портрет представителя одной из социальной групп или составить буклет одного из движений. А) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ:-Как проходила индустриализация в Казахстане?В) Для этого продумай и поразмысли:- Каковы причины индустриализации?-Какова цель проведения индустриализации-Какие источники использовались для проведения индустриализации?-Чем отличалась индустриализация в нашей Республике от России?-Расскажи о первом объекте индустриализации в Казахстане?В) Сделай вывод. Итоги индустриализации. А) Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как правил Персидской державой Дарий І »- Какие государства, вошли в состав Персидской державы при Дарии I и его предшественниках?-Для чего Дарий I разделил свою державу на 20 округов, а во главе их поставил наместников?-Чем платили налоги покоренные народы Дарию I? -Для чего Дарий I стал чеканить золотые монеты?-Почему он заботился о своей армии?-Как была налажена связь во времена правления Дария I В) Сделай вывод «Предположите, как могла бы сложиться история Ассирии, если бы ее жители использовали технические достижения железного века не для завоевания, а для мирного освоения территории своей земли». «Некоторые историки утверждают, что, выиграй Наполеон сражение при Ватерлоо, судьба Франции и России могла бы сложиться по- иному. Правы ли они?». Поддерживал мирные отношения с Бухарским ханством Сын хана Жангира Его матерью была джунгарская принцесса, дочь Батура О ком идет речь? Годы правления1680-1715 Своей мудрой политикой заслужил у народа прозвище Благословенный Сумел объединить под своей властью три жуза О ком идет речь? Поэт, кобызист, искусный домбрист С его слов Валиханов записал эпическую поэму В первой школьной казахской хрестоматии Алтынсарина содержит отрывки из его произведений Участвовал в айтысе со знаменитым поэтом Орынбаем Годы жизни 1775-1846 Цель׃ Определить отличительные особенности страны и составить общее представление о Древней Бактрии.ОР׃ (Ожидаемый результат) Определить особенности страны.Сравнить Древнею Бактрию с Древним Казахстаном (5-3 век до нашей эры.)Новые слова׃ сатрапия, дувалы, Бактра, талант.Даты׃ III век до н.э.Имена׃ ДиодотКарта - схема в тетради. По рисункам определить особенности Бактрии. Заполнить диаграмму Венна. Древняя Бактрия Древний Казахстан 1. Кто больше?В течение 1 минуты группа пишет на листочке особенности Бактрии, больший балл получает группа, написавшая как можно больше особенностей. 2. Нарисовать герб Древней Бактрии и презентовать его. 3. Раскрутить дату III век до нашей эры. (Перечисли как можно больше событий соответствующих этой дате из истории разных стран) Больший балл получает группа назвавшая большее количество фактов. Эссе «Будущие Бактрии». (Презентация эссе) Контроль знаний׃ 1.На территории, каких современных государств находится Древняя Бактрия (Таджикистан, Афганистан)2. Хозяйство Бактрии (земледелие, скотоводства)3. Главный источник сведений о Бактрии («Авеста»)4. Провинция (сатрапия)5. Минерал, залежами которого богата Бактрия (лазурит)6. Царя Бактрии называли повелителям тысячи…. (городов)7. Высокое укрепление вокруг города (дувал)8. Столица страны («Бактра»)9. Когда Бактрия стала независимой от персов (3 век до нашей эры)10. Правитель, при котором Бактрия достигла независимости (Диодот)Домашнее задание׃Определить современное государство на месте Бактрии и его основные черты (энциклопедия, Интернет) Очень важным моментом является на мой взгляд создание положительной личностной мотивации на изучение каждой темы. Построить начало урока таким образом, чтобы каждый ученик осознавал- мне это важно! Мне это интересно! Использование искры жажды познания нового, сформировать внутреннюю потребность непрерывного пополнения знаний, а значит овладеть ключевыми компетенциями. Результатом применения вышеперечисленных методов и приёмов стало формирование учебно-познавательной компетенции (через постановку и решение познавательных задач, поиск нестандартных решений, создание и разрешение проблемных ситуаций, переосмысление большого количества информации), коммуникативной компетенции (вырабатывается умение слушать, вести диалог и взаимодействовать с другими учащимися через коллективную и групповую работу в ходе решения проблемных ситуаций), компетенции личностного совершенствования (через создание ситуаций успеха на уроках). Полученные знания имеют и практическую направленность и могут быть применены в дальнейшем выпускниками школы.