Исследовательская работа Образ лирического героя в творчестве члена литературного объединения «Зеркало» Подгоренского района Н.Н.Бурминского


Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное  казенное  общеобразовательное  учреждение  Сергеевская средняя общеобразовательная школа Подгоренского муниципального района
Воронежской области

Районная  краеведческая конференция обучающихся
«Край родной»



Номинация: «Культурное наследие родного края»

Образ лирического героя
в творчестве члена литературного объединения «Зеркало» Подгоренского района Н.Н.Бурминского


Подготовила:Черникова
Диана Петровна, учащаяся
9 класса МКОУ Сергеевской СОШ,
396571, Воронежская обл., Подгоренский р-н, с.Сергеевка, ул. Есенина,34,(адрес школы); 396947, Воронежская обл.,
Подгоренский р-н, с.Сергеевка, ул.Ленина,93
(домашний адрес);
Конт. телефон: 8.920.425.40.11
Руководитель: Дуплякина Людмила Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Сергеевской СОШ,
396947, Воронежская обл., Подгоренский р-н,
с. Сергеевка, ул.Победы, д. 118;
Конт. телефон: 8.920.466.5897;
E-mail:dupliakina.lyuda@yandex.ru







с. Сергеевка

2016


Содержание:
Введение.3
Глава 1. Истоки творчества поэта 5
Глава 2. Образ лирического героя в стихотворениях Н.Н.Бурминского .7
Заключение.11
Литература..14
Приложение..........15





















Как зарница, в памяти вспышка
Просто так, без всякой причины:
Каким романтичным мальчишкой
Был очень взрослый мужчина.
Н.Бурминский «Невозможность»
Введение
В самом начале 21-го века в культурной жизни Подгоренского района произошло яркое событие: любители поэзии узнали новое имя – Николай Николаевич Бурминский. (Рис.1) Став членом литературного объединения поэтов Подгоренского района «Эдельвейс», (в настоящее время – «Зеркало») Николай Николаевич, в те годы глава Сергеевского сельского поселения, заявил о себе как о ярком, искреннем, талантливом художнике слова, которому подвластна красота русской речи, ее образность, которому верой и правдой служат колоритные изобразительно-выразительные средства языка.
В 2005 году жители Подгоренского района познакомились с творчеством поэта, получив возможность побывать на бенефисе в честь Н.Н.Бурминского, услышать его стихи в авторском исполнении и в исполнении артистов районного Дворца культуры. Многие любители поэзии приобрели первый сборник стихов Н.Н. Бурминского – «Твои пальчики как ноты». В дальнейшем он печатался в районной газете «Подгоренец», цикл стихов поэта вошел в сборники «Качели времени», «Там, где живет мечта».
Основная тема творчества поэта – любовь к женщине, восхищение ее красотой, желание быть любимым тою, что пленила воображение лирического героя.
В своей работе мы с руководителем сделали попытку исследовать образ лирического героя стихотворений Н.Н.Бурминского и обрисовать галерею женских образов, пленивших сердце и самого автора, и героя его стихов.
Цель работы: анализ творческого метода поэта Н.Н.Бурминского в изображении лирического героя.
Задачи:
* изучить биографию Н.Н.Бурминского;
* попытаться понять истоки вдохновения поэта;
* изучить творчество поэта;
* попытаться проникнуть в творческую лабораторию художника слова;
* познакомить любителей поэзии с лирикой Н.Н.Бурминского.
Актуальность нашей работы заключается в том, что специальных исследований творчества Н.Н. Бурминского не существует. Есть прекрасные отзывы о его стихах старейшей поэтессы Подгоренского района, одной из основательниц ЛИТО «Эдельвейс» Веры Бод, членов ЛИТО Татьяны Карягиной, Любови Тобратовой. Наша работа – это первая, надеемся, удачная попытка раскрыть секреты мастерства человека, влюбленного в литературу, рискнувшего показать читателю жизнь своей души. С нашим исследованием будет полезно познакомиться старшеклассникам, изучающим любовную лирику, так как оно поможет понять красоту и глубину чувств поэта-современника.
Предметом исследования являются сборник стихов Н.Н.Бурминского «Ваши пальчики как ноты», сборники стихов подгоренских поэтов «Качели времени» и «Там, где живет мечта».






Глава 1. Истоки творчества поэта
А.Блок говорил: «Только влюбленный имеет право на звание человека». Если с этой точки зрения смотреть на творчество Н.Н.Бурминского, то его можно с уверенностью назвать продолжателем, обновителем традиций русской лирики. Ведь русская поэзия всегда умела творить неземной, пленительный, нежный и обворожительный в своей простоте и святости женский образ, иногда воздушный силуэт из предмета поклонения, восторга лирического героя.
Анализируя стихи Н.Н.Бурминского, можно сделать вывод, что поэт следует в своем творчестве пушкинским, блоковским традициям, это заметно во многих его стихах. Воспевая женскую красоту, он находит нежные, мягкие, теплые, страстные и смелые в своей прямоте и откровенности слова. Женщина для него – объект обожания, но в большей степени – объект обладания. Это сближает его стихи с творчеством С.Есенина.
Изучив биографию поэта, мы сделали вывод, что Н.Н.Бурминский сформировался как лирик благодаря тому, что в его семье детям с раннего возраста прививалась любовь к чтению, особенно к произведениям классической литературы. Когда Николай Николаевич пошел в школу, для него открылись новые горизонты, так как он стал познавать мир с разных точек зрения. Николай учился увлеченно, ему легко давались математика, физика, химия. Но с особым упорством он занимался изучением русского языка, литературы, тайн художественного творчества. Прозаические произведения, стихи любимых писателей и поэтов будоражили воображение, заставляли видеть красоту человеческих взаимоотношений, учили понимать людей, бережно относиться к их чувствам. Литература обогатила мир сельского паренька, который жил вдали от крупных населенных пунктов, в хуторе Должик Подгоренского района, где рядом был таинственный лес, где зимою снег заметал дома под самые крыши, где весной холмы и овраги покрывались ярким ковром из разнотравья, а летом спели в полях хлеба
Родная природа помогала юноше находить яркие, точные образы для первых стихов, помогает и сейчас, когда Николай Николаевич стал признанным поэтом, мастером пера. Поэтому героиня его стихов «зеленоокая», фата невесты – «снежно-белая». Девушка «как березка, разневестилась», у нее «струи-волосы, как дожди», ее руки – «пара белых птиц», она «спокойная, как зимой закаты», «в платьице березовом», губы ее – «набухшие почки». Осень у поэта «брызжет желтизной», «листьями каруселится». Зимою у него «белые дали безбрежные». Летом героиня стихотворения «взяларадуги нежный огонь». Весною «зеленые руки машут /Светлых и гибких берез»
Мы считаем также, что на формирование поэта-лирика оказала большое влияние и учительница русского языка и литературы Белик (Холковская) Раиса Александровна, которая преподавала в Сергеевской восьмилетней школе, куда Николай Николаевич пришел из Должанской начальной школы в 5 класс. Раиса Александровна только начинала свою педагогическую деятельность, была обаятельна и очень нравилась всем без исключения ученикам. Ее уроки были самыми любимыми для многих мальчишек и девчонок. Многие ученики начинали писать стихи именно благодаря ее любви к поэзии, к русскому языку и литературе. Она сумела увлечь поэзией и Николая Николаевича.






Глава 2. Образ лирического героя в стихотворениях Н.Н.Бурминского
Лирический герой в стихотворениях Н.Н.Бурминского многогранен и романтичен. Это взрослый, зрелый мужчина с душой мальчишки, юноши. Он – восторженный певец женской красоты, решительный и робкий, ликующий и страдающий, пытающийся понять сокровенные тайны очаровавшей его женщины, согреть ее своим теплом, заботиться о ней страстно и нежно.
Встречи с женщинами в его стихах часто случайны, мимолетны, но они оставляют яркие впечатления в душе лирического героя, незабываемые воспоминания. Стихи поэта – часто лирический разговор героя с женщиной, его исповедь, признание, грусть, иногда – ирония, раскаяние, но чаще – надежда на взаимность, желание служить возлюбленной, быть рядом, любоваться ее красотой. Он - очарованный муж-любовник с душой ребенка.
Тема стихотворения «Летние качели» (Рис.3) – описание случайной встречи лирического героя с босоногой, мокнущей под дождем незнакомкой:
«Смеешься - взяла в ладонь
Ливня линейку косую
И радуги нежный огонь».
Лирический герой предлагает спрятаться под его зонтик. И, когда она оказалась рядом, он чувствует: «что-то случилось с нами». У него возникает желание нарисовать девушку, но «не кистью - стихами».
Плечи незнакомки «нежнее инея», глаза «чуть озорные /Сильнее, чем море синее,/Теплее, чем берег Крыма». Их пребывание под зонтиком- «сладкий плен». Лирический герой забывает обо всем, увлекшись незнакомкой, любуясь ею, рисуя её образ, он как бы расширяет рамки своей картины:
«Рисую солнце и лето,
Птиц, что над нами поют».
Дождь закончился, пора бы сложить зонтик, но лирический герой прячет от посторонних глаз красу, которую «в ливне нашел». Он хочет продлить очарование встречи и предлагает незнакомке: «Постой, я тебя дорисую». Стихотворение - своеобразный рассказ-воспоминание лирического героя, адресованный героине, которую автор не может забыть, помнит встречу с ней ярко, до мелочей, подробных деталей. Оно наполнено летним теплом, нежным огнем радуги, косыми струйками дождя, на фоне которых возникает образ босоногой девушки.
В коротеньком, немногословном стихотворении «Почему?»(Рис.4) лирический герой пытается понять, почему ушедшая к другому невеста грустна. Он знает: «Песни нам венчальные /Никогда не петь».
Потеря любимой – «ледяная, знойная, горькая утрата...».
Девушка не выдает своих чувств. Это удивляет героя:
«Почему спокойная, Как зимой закаты?
Ты, зеленоокая ,
Молода, свежа.
Отчего жестокая,
Как удар ножа?»
Он пытается понять, почему его возлюбленная льнет к другому, но не радуется этому: «Почему ж ты грустная?» Ответа на свой вопрос он, чувствует, не получит, хотя о причине грусти догадывается
В стихотворении «Девушка из прошлого» (Рис.5) с лирическим героем происходит фантастическая история: он встречается с девушкой из прошлого:
«И двести лет упали в вечность,
А девушка из жизни той...»
Ее образ полон поэзии, волшебства и очарования:
«Струящаяся, как мираж,
Как музыка и вольный ветер».
У появившейся перед героем девушки «глаза искрятся под вуалью»,
«на дуэльных пистолетах» её «перчатки с шалью».
Здесь и знак риска, опасности, смерти – дуэльные пистолеты . И знаки интимной близости – «перчатки с шалью».
Автор скупо описывает последнюю встречу с девушкой из прошлого:
«Последний раз в ночи карета,
Шуршащих юбок облака
И непослушного корсета
Застежки. «Вот и все. Пока».
Лирический герой чувствует себя уверенно, уходит на заре, но пуля соперника достигает героя - любовника: «на васильковом пустыре» в его грудь влетает свинцовая пуля. В этот же миг герой возвращается в двадцатый век, а девушка остается в «жизни той». Совершая путешествие в прошлое, автор передает дух времени, рисуя карету, дуэльные пистолеты, перчатки с шалью, вуаль, облака шуршащих юбок, застёжки корсета. Всё изысканно, утонченно, древне-современно.
В стихотворении «Далекая невеста» (Рис.6) автор опять оказывается в прошлом, но уже в 19 веке, в осеннем Петербурге, на берегу Невы. Строки овеяно легкой грустью, мечтой о недостижимом: прекрасной невесте далекого века. Автор рисует детали: «Хрупкий овал плеча», свеча с «желтыми каплями воска», «вуаль, прическа изящная"/ На гордой головке в поклоне». Здесь близость, перекличка с блоковской Незнакомкой: «... розовые и прозрачные /Узкие ваши ладони».
Девушка улыбается сквозь дымчатое стекло, за окном экипажа - дождь, и лирический герой хочет согреть её, озябшую, своим плащом.
Но этот образ - опять не реальность, а мечта:
«Такая неповторимая...
В жизни вам нету места -
Придуманная и любимая
Далекого века невеста».
Лирический герой Н.Бурминского совершает путешествие не только во времени, но и в пространстве. Так, в стихотворении «Парижанка» автор рисует прекрасный образ француженки, мадмуазели «из Елисейских полей».
Лирический герой любуется озорной девушкой «в кринолине и светлых шелках» пытается понять, «Показалось иль улыбнулась /Из-за веера в легких руках?». Он любуется ею, её «летящими ножками / В туфельках французских». Герой не торопится познакомиться с парижанкой, но знает, что встреча их неизбежна:
«Не может быть даже речи,
Что выхода не найду,
На обнаженные плечи
Светом луны упаду».
Причудливо переплетаются реальность и сон. Мечта или действительность - парижская ночь? Если встречи не было, откуда тогда «розовые хризантемы / У утреннего крыльца?»
В стихотворении «Параллельные миры» (Рис.7) поэт «подбросил до самых небес душу свою заснеженную» и из зимнего метельного леса попал в май «с яркою листвою с фантастического клише». Лирический герой рассказывает женщине, которую он встретил в параллельном мире, о том, что она согрела его душу:
«И ты горячей рукою
Прикоснулась к моей душе.
Зашла ты в мою пургу.
Все таяло, где ступала.
И синий огонь на снегу,
Где твоя перчатка упала».
Но плакали березы среди «весеннего пира...», у женщины из Зазеркалья тоже «влажнели...глаза».
В подарок из Безвременья герою остаются «перчатка и горький смех», потому что в параллельные миры
«не протиснуться, не пройти
ни легким туманом, не сталью.
Нету сюда пути».
Что происходит с лирическим героем, когда от него уходит любовь?
Его мир рушится, наступает катастрофа. Об этом поэт пишет в стихотворении «Безнадежность»:
«Мысль, как рапира, остра,
Сверкающая и бесстрашная
А в сердце и глянуть страшно,
Там пепел седой костра».
Герой не понимает, убит он или жив. Его крылья «отрублены напрочь», ему хочется исчезнуть, «рассыпаться пылью / Прорасти зеленой травой...»
Сумерки души, безнадежность- результат потери любви.
Сюжеты стихотворений Н.Бурминского – это сюжеты страстного ожидания и волнующей встречи с единственной возлюбленной, и множества иных «встреч», иных «ожиданий». В стихах поэта много мотивов встреч, разлук, сожалений о невероятной хрупкости, призрачности Красоты. Женщина в его стихах всегда немного «придуманная и любимая». Он готов согреть ее теплом, подарить ей свою нежность.
«В холодном таком феврале,
Твою зная к теплу привычку,
Хочу быть цветком на столе
И на пальчиках – рукавичкой».
Для лирического героя поэта в большей степени важно слияние не душ, а тел, гармония мужского и женского начала, пусть кратковременная, мимолетная, но яркая, и – поэт надеется – взаимно незабываемая. Часто описываемая близость – явление не реальное, а воображаемое, это прекрасный вымысел, полет фантазии, безгрешные, очаровательные грезы. Сам поэт в предисловии к сборнику «Ваши пальчики как ноты» писал:
«Она, героиня моих стихов, всегда будет таинственной, всегда останется выше любых эпитетов, прекраснее любых сравнений, потому что это мечта.
Женские образы в моих стихах срисованы с вас, милые дамы – знакомых, малознакомых и совсем незнакомых. И если кто-то из вас узнает в них себя - это случайность. А может быть, и нет.
В самых дерзких строках, самых рискованных рифмах я очень старался быть предельно деликатным, чтобы не перешагнуть грань между красотой и пошлостью. Как это получилось – судить вам».
Считаем, что это ему вполне удалось. Заключение
Познакомившись с биографией и лирикой Н.Н.Бурминского, мы смогли проникнуть в его творческую мастерскую, показать особенности создания образа лирического героя. Мы считаем, что цель, которую мы ставили перед собой, достигнута, задачи решены, так как каждый познакомившийся с нашим исследованием сможет глубже понять истоки творчества поэта, самобытность его стихов, многоликость героинь и почувствовать рыцарское, романтическое отношение к ним лирического героя, который ценит в женщине прежде всего красоту и нежность, изысканность и элегантность, утонченность и страсть.



















Литература:
Н.Н.Бурминский «Ваши пальчики как ноты», Воронеж, ООО «Ромоль», 2005 г., с.108.
«Качели времени».Стихи, ГУП ВО «Воронежская областная типография – издательство им. Е.А.Болховитинова», Воронеж, 2007 г., с.164.
«Там, где живет мечта». Стихи подгоренских поэтов, Воронеж, 2013 г., с.320.
















Приложения
Биография Бурминского Николая Николаевича
Бурминский Николай Николаевич родился 09.01.1954 года в х. Должик Подгоренского района Воронежской области. Учился в начальной школе в х. Должик, закончил восьмилетнюю Сергеевскую школу и 9-10 класс Белогорьевской средней школы.
После окончания школы в 1971 году поступил в Воронежской технологический институт и окончил его с отличием в 1979 году. С 1973 по 1975 год проходил военную службу в армии.
Трудовую деятельность начал в 1979 году, работал старшим инженером в УралВНИИАШ, техником-электриком в межхозяйственном предприятии, старшим инженером -диспетчером в райсельхозтехнике, заведующим орготделом райкома КПСС, секретарем парткома. С марта 1990 года по март 2014 год главой администрации Сергеевского сельского поселения, а с июня 2014 года по настоящее время- заместитель редактора районной газеты «Подгоренец»
Женат, имеет двух сыновей 1980 и 1984 года рождения.
Отзывы о творчестве Н.Н.Бурминского
«Стихи Бурминского привлекают свежестью и искренностью, образы поражают новизной
Стихи Николая Николаевича – это песня о красоте, гимн женщине и возвышенной любвиАвтор воспевает любовь чистую и самоотверженную:
«запутаюсь лентой яркой
В водопаде твоих волос»
И – «лягу легкой дорогой,
По ней ты тихо пройдешь».
Даже драматические моменты в стихах у Н.Н.Бурминского трогательно светлы: когда «был конец без начала», то лирическому герою снится метель и «бабочка на снегу».
Член литературного объединения «Эдельвейс» В.М.Бод
«Стихи поэта Н.Бурминского – это тонкое, изящное кружево, легкий флер, обволакивающий и кружащий голову, это музыка и фантазия, необъяснимый магнетизм и шарм. Его стихи неповторимы и неподражаемы, волшебны и непредсказуемы».
Член литературного объединения «Эдельвейс» Т.А.Карягина

«Любое из прочитанных стихотворений захватывает полностью и без остатка. Женские образы пленительны и очаровательны. Женщина – первая скрипка в оркестре его чувств и переживаний. Лирика настолько яркая, сочная и насыщенная, что кажется, будто автор пишет аккордами. У него даже грусть не черная, а «цветная»Так любить и ценить женщину дано не всем».
Член литературного объединения «Эдельвейс» Л.С.Тобратова












Рис.1 Н.Н. Бурминский Рис.2. Обложка сборника

Рис. 3. Иллюстрация к стихотворению Рис.4. Иллюстрация к стихотворению
«Летние акварели» «Почему?»

Рис.5. Иллюстрация к стихотворению Рис. 6. Иллюстрация к стихотворению
«Девушка из прошлого» «Далекая невеста»

Рис. 7. Иллюстрация к стихотворению
«Параллельные миры»






·Фестиваль Внимая сердцамФестиваль Внимая сердцамФестиваль Внимая сердцам15