Выступление по теме: Сущность, формы, методы экологического воспитания младшего школьника.


Сущность, формы, методы экологического воспитания младшего школьника.
( 2 слайд) Многие столетия человек стремился покорить природу, подчинить ее своей воле. Еще совсем недавно человечество считало, что ресурсы Земли неисчерпаемы, а воздействие человека на природу несущественно. Сегодня же обнаружилось, что наша планета не так велика и не настолько богата, чтобы можно было не считать и не беречь ее запасы. Научно-технический прогресс возможен только при рациональном использовании богатейших природных ресурсов страны. Решение этой проблемы неразрывно связано с формированием ответственного отношения к природной сфере, которое включает в себя «систему теоретических и практических, нравственных и эстетических, деловых и бескорыстных связей человека с окружающим миром». В условиях надвигающейся катастрофы громадное значение приобретает экологическое образование человека всех возрастов и профессий.
В системе экологического образования исключительно важную роль играет школа, где оно должно носить непрерывный, интегрированный характер и осуществляться в течение всей жизни человека, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста. Особенно огромное значение для экологического образования приобретает период обучения детей в начальной школе, где делаются первые значительные шаги по изучению и общению детей с природой.
(3 слайд) Вспомним, что такое Экология - это наука об условиях жизни, об отношениях живых организмов между собой и с неживой природой, о влиянии человека на природу и последствиях его деятельности. Под экологическим воспитанием понимается формирование экологической культуры. Мы рассматриваем экологическое образование как целенаправленный процесс формирования ответственного отношения школьников к окружающей природной среде во всех видах и формах.
( 4 слайд) На основе ведущих принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания.
Их можно классифицировать на:
Массовые – организация праздников, фестивалей и конференций, работа по благоустройству помещений, дворов и другое.
Групповые – факультативные занятия в специализированных кружках и секциях, экскурсии, туристические походы.
Индивидуальные – деятельность, направленная на подготовку рефератов, докладов, записей о наблюдениях за растительным и животным миром, рисование и другое.
( 5 слайд) Можно без преувеличения сказать, что все учебные предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.
( 6 слайд) На уроках математики: задачи и примеры с экологическим содержанием, математические кроссворды. На уроках русского языка: тексты для диктантов, списывания о редких животных и растениях, экологические сказки, составление рассказов на заданную тему, написание стихов, сочинений. При проведении словарной работы - загадки о животных и растениях. На уроках литературного чтения анализ произведений писателей-натуралистов, развитие речи. Окружающий мир – это прежде всего наблюдение, эксперимент, моделирование. Технология – изготовление поделок из природного материала, работа на пришкольном участке, уход за комнатными растениями, проекты. ИЗО – тематическое рисование, беседы по картинам. Внеклассная работа по экологии оказывает большую помощь в приобщении детей младшего школьного возраста к природе, дает огромную
возможность для практической деятельности. Это кружки, выставки, полезные дела, поиск дополнительной информации.
( 7 слайд) В курсе экологии начальной школы можно представить три ступени изучения природы.
( 8 слайд) 1 уровень.
1-2 класс. Первая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт наблюдений. Объекты природы рассматриваются в отдельности, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможно последующее изучение, но им нельзя ограничиваться.
( 9 слайд) Основные формы и методы – это рассказ, беседа, раздаточный материал.
( 10 слайд) 2 уровень.
2-3 класс. Вторая ступень связывается со следующими приобретениями в личном опыте: от простого наблюдения - к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо). Объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Например: чем питаются те или иные животные, как строятся соответствующие цепи питания, выясняется значение леса или реки и т.д.
( 11 слайд) Основные формы и методы – это экскурсии, опыты, наблюдения.
( 12 слайд) 3 уровень.
На третьем этапе, завершающем период младшего школьного возраста, личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния. Здесь рассматриваются уже не просто предметы природы, а процессы. Например, тема: “Дуб и все вокруг него” – дети узнали о продолжительности жизни дуба, особенностях его листьев, плодов, научились отличать его от других деревьев. Мы познакомились с птицами – сойками, дятлами – это первый уровень, но обратили внимание на то, что названные птицы зимой как раз и кормятся плодами дуба. Кроме того, плоды дуба являются кормом для белок, мышей, кабанов. Выясняя значение дуба для птиц и животных, мы шли на второй уровень. Теперь подумаем, что произойдет, если люди оборвут плоды дуба, хотя бы и с благородной целью – для подкормки животных. Решаем эту проблему: как поступить? Будем заготовлять желуди на корм для животных или оставим их на деревьях. Это третий уровень.
( 13 слайд) Основные формы и методы – это экскурсии не только на природу, но и на предприятия, уборка мусора, проектная деятельность.
( 14 слайд) Успех работы педагога в значительной степени зависит от того, насколько ему удается добиться единства воспитательных воздействий с семьями учащихся. Связь школы с семьей очень важна. Ведь именно в семье начинается формирование личности ребенка, начало всех личностных качеств закладывается в семье, которые должны развиваться и возрастать в школе. Поэтому работа с родителями учащихся (педагогическая пропаганда, индивидуальная работа с отдельными семьями, привлечение родителей для оказания помощи классу) является необходимой составной частью учебно – воспитательного процесса школы. Это родительские собрания, праздники, экскурсии, изготовление поделок из природного материала. Рекомендации родителям:
–  во время прогулок в лес, на реку, больше объясняйте, рассказывайте детям о том, как бережно надо относиться к природе;
– читайте детскую художественную литературу, смотрите и обсуждайте телевизионные передачи о природе;
– будьте для своих детей образцом, достойным подражания.
И если дети делают замечания взрослым за их подчас неправильное поведение в природе, значит главная цель воспитания достигнута.
( 15 слайд) Вывод: Воспитание экологической культуры младших школьников базируется на трех основных принципах. Это систематичность, непрерывность и междисциплинарность. Успех напрямую зависит от правильной организации занятий. Таким образом, благодаря продуманной, систематической урочной и внеклассной работе в начальной школе закладывается фундамент ответственного отношения к окружающей среде.
( 16 слайд) Из всего сказанного, воспитание экологической культуры идет через разные виды деятельности ребёнка.
( 17 слайд) Исходя из этого, я выбрала 4 направления работы…
( 18 слайд) Познавательное направление – это беседы, игры, загадки
( 19 слайд) Это классный час, урок
( 20 слайд) Познавательно-развлекательное направление – это праздники, экологические игры.
( 21 слайд) Это кл.час, где два друга учат лису хорошим манерам; Айболит спасает животных в экологической сказке; козлята учатся как выжить в лесу, не причинив ему вреда.
( 22 слайд) Практическое направление – это уборка территории, уход за комнатными растениями; подкормка птиц зимой.
( 23 слайд) Это уборка территории, уход за комнатными растениями; подкормка птиц зимой.
( 24 слайд) Поделки из природного материала; конкурс «Дары осени».
( 25 слайд) Исследовательское направление – экскурсии, опыты, наблюдения.
( 26 слайд) Экскурсия в эколого-биологический центр, в лес.
( 27 слайд) Традиционными стали беседы на классных часах на темы: «Бросьте природе спасательный круг!», «Давайте будем беречь природу!», «Волнуется природа неспроста». Использую исследовательско - проектную деятельность. Разработаны и осуществлены экологические проекты: « Зеленая аптека», «Живи, листок», « Зимующие птицы». Интересной формой работы являются конкурсы рисунков и плакатов «В согласии с природой», «Наш дом - планета Земля», «Птицы - наши друзья». Об эффективности проделанной воспитательной работы можно судить по наличию живого интереса ребенка к познанию окружающего мира.
( 28 слайд) В заключении, можно сделать следующие выводы: проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.
Практическая деятельность детей
Работу по воспитанию экологической культуры я провожу на уроках окружающего мира, математики, русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии.
Чистое утро
Это подарок ребят своей планете. Они выходят на уборку выбранной заранее территории школы, в своем классе.
Я и моя семья
Здесь раскрывается роль родителей для ребенка и для детенышей животных.
Именная книга
Это составление своеобразной копилка кличек, которыми люди называют своих питомцев. Дети рассказывают о своих любимцах, пишут о них рассказы, пробуют сочинять стихи, делают поделки.
Добрая зима
Ребята с осени начинают заботиться о птицах, с этой целью мы собираем семена растений, плоды кустарников, мастерим и развешиваем кормушки. Дети с желанием и интересом подкармливают пернатых друзей.
Капелька
Занятие направленно на сбережение чистой воды. К этому блоку можно отнести чтение книг, просмотр диафильмов о животных и растениях, оформление выставок. Например:
“Жалобная книга природы”
Проводится экскурсия в природу с целью наблюдения за состоянием окружающей среды, а потом дети составляют жалобы от имени животных и растений. После чего проводится обсуждение поступивших жалоб и выносится решение: чем и как можно помочь природе. 
Коллекция увиденных животных
Дети по группам составляют альбом о животных, которых они знают. Находят о них стихи, пишут сочинения, рисуют.
Прогноз погоды
Речь идет о народных приметах. Занятия проводятся для каждого сезона.
Рожденные свободными
Мы разговариваем о диких животных и почему они гибнут в неволе.
Красная книга
Дети знакомятся с Красной книгой, узнают историю её создания, работают с “Красной книгой  Татарстана”.
Роль цветов. Цветы в литературе и музыке”
Ребята составляют альбомы о цветах, разыскивают стихи, песни  о цветах, пишут сочинения, изготавливают аппликации, знакомятся с правилами цветочного этикета.
Лесная аптека
Знакомство и сбор лекарственных растений.
Дары леса
Речь на этом занятии идет о грибах, ягодах. Здесь мы также используем загадки, стихи, частушки, составляем свои сказки, изучаем правила поведения в лесу.
Где и как отдыхать
Показать преимущество природы родного края, туристические походы, прогулки по экологической тропе.