Разработка внеклассного мероприятия Ярмарка (крылатые выражения)



Класс украшен различными рисунками и предметами из крылатых выражений.
Воздушные шары, бенгальские огни, портреты В.И. Даля, Д.Н. Садовникова, Рыбникова П.Н., А.Н.Афанасьева.
На доске эпиграф.
«Русский народ создал русский язык, яркий, как стрела, певучий, как песня над колыбелью»
(А.Толстой)
Дети входят парами и говорят друг другу потешки, небылицы, скороговорки и др.
1 пара.
1.Жил – был старик, у старика был колодец, а в колодце – то елец; тут и сказке конец.
2. Сказать ли тебе сказку, про белого бычка?
- Скажи.
Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?
-Скажи.
-Ты скажи, да я скажи. Да чего у нас будет, да доколь это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка? (машут друг на друга руками и расходятся на свои места)
2 пара.
Жил – был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?
2. Рассказать ли тебе докучную сказку?
– Расскажи.
–Ты говоришь расскажи, я говорю расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку ?
– Не надо.
– Ты говоришь: Не надо, я говорю не надо; рассказать ли тебе докучную сказку?
3 пара.
Приучить сороку – одна морока. А сорок сорок – сорок морок.
В нашей покупке – крупы и крупки.
4 пара.
На дворе – трава, на траве дрова.
Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскороговоришь.
5 пара.
На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень,
Шея не ворочается,
А смеяться хочется.
Ваня – Ваня – простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом на перёд
И поехал в огород.
Учитель. Сейчас мы с вами услышали русские народные поговорки, прибаутки, скороговорки, которые давным – давно придумал русский народ, а собрал и записал Владимир Иванович Даль. (портрет). И стал называться русским фольклором. Фольклор поражает тонкостью художественной отделки.
Это духовное наследие русского народа. Это прекрасное бесценное богатство, в котором особое значение имеют традиции. Обычаи, праздники. Пословицы и поговорки, загадки и детские песенки, прибаутки живо обрисовали облик народа, его стремление и надежды.
- Что такое Фольклор? – народное творчество. Совокупность обычаев, обрядов, песен и др. явлений народного быта.
- Что такое традиции? - то, что перешло к нам от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
- Что такое обычай? - Установившийся порядок в поведении, в быту.
-Сегодня мы отправимся на русскую ярмарку. Где сможем купить и продать, ведь именно на ярмарках торгуясь, народ оттачивал своё мастерство, употребляя в речи и прибаутки и поговорки, где пелись песни и частушки - фразеологизмы. А как мы их знаем и понимаем, проверим сейчас.
-Что такое фразеология?- наука об устойчивых выражениях и конструкциях.
Совокупность устойчивых выражений и конструкций в языке.
Красивые, напыщенные фразы, скрывающие бедность или лживость содержания.
-Что такое ярмарка?- Регулярно, в одном месте и в одно время устраиваемый большой торг, с увеселениями, развлечениями.
- За каждый правильный ответ вы получите жетон.
-Что такое жетон? - Металлический кружок, значок, выдаваемый в память какого – нибудь события его участникам, служащий условным знаком чего – нибудь, призом.
Петрушка.
Добрый день, гости званые и желанные: Вы купцы российские, люди торговые: Собрались мы на ярмарку, на весёлую, на старинную.
Коробейник.
Давай подходи и других приводи! Хоть сам я не пригож, да товар привёз хорош!
Петрушка.
Пролегли от городов пути – дороженьки по всему белому свету. Как по этим путям дороженькам идёт славушка великая про язык наш могучий.
Коробейник.
А ты думаешь, что сидя в этом классе много о русском языке сказать можно?
Петрушка.
Всё – не всё; много или мало! На ярмарке всё можно. Покупайте! Продавайте! И жетоны набирайте!
Коробейник.
Тогда с аукциона и начнём.
Всем, кто подходит и всем, кто есть, объявляем важную весть. Приехали к нам купцы торговые из далёкой сторонушки. Привезли свой товар. Подходите, покупайте да быстрее отвечайте.
№ I Фразеологизмы. ( за каждый ответ по 1 жетону)
Закончите выражения, взятые из сказок.
- «Поди туда – не знаю куда, ………( принеси то - не знаю что)
- «Скоро сказка сказывается,….( да не скоро дело делается)
«Это всё присказка,…. (сказка будет впереди).
«Сказка ложь, да в ней намёк. ….(добрым молодцам урок)
Петрушка.
Ярмарка, ярмарка! Веселись народ! Ну - ка, бабушка - Загадушка, выходи вперёд!
2 . Загадушка.
Глядите не моргайте! Сяду рядышком на лавку.
Рты не разевайте! Вместе с вами посижу,
Ворон не считайте, Загадаю вам загадки.
Подешевле покупайте. Кто смышлёней погляжу.
Да загадки - то мои старинные, необычные, но интересные слушайте.
Петрушка.
Налетайте и загадки покупайте.
(Загадушка загадывает загадки. Детям за отгадку даются жетоны)Стоит Филат 2. Под землёй птица
Шароват, кудреват, Гнездо свила
На нём сто заплат, Яиц нанесла. (Картофель)
На макушке плешь,
Посоли и съешь. (капуста) , 3.Ежегодно приходят в гости; 4. Какое дерево имеет 12 сучьев
Один седой, другой молодой. На каждом суку по 4 ветки,
Третий скачет, а четвёртый плачет. А на каждой ветке по семи листьев?
(времена года) (Год, месяцы, недели)
5. Избушка нова .Жильца нет. 6. Тоньше этой пряжи
Жилец появится, изба развалится. А не найдёшь в продаже.
(яйцо и птенец) (паутина)
Петрушка.
Балалайка звонкая,
Тульский самовар!
Праздник на ярмарке-
Праздничный базар!
№ 3. Фразеологический зверинец. ( 11 правильных ответов -11 жетонов.)
Задание. Вместо точек вставь название животных( картинки животных можно повесить на доске).
(волк, лиса, заяц, бык, уж, индюк, рыба, свинья, осёл, сорока, ёж, )Голоден как… Хитёр как…… Труслив как ….. Здоров как…
Изворотлив как…. Надут как…. Нем как… Грязный как…
Упрям как… Болтлив как…. Колючий как…
Коробейник.
Тары- бары, растобары,
Есть хорошие товары.
Петрушка.
Что ты кричишь во всю Ивановскую?
Коробейник.
- Что значит во всю Ивановскую?
Петрушка.
- А давай у ребят спросим? Что означает кричать во всю Ивановскую?
№4. Каждая команда объясняет значение выражений. (2 жетона за ответ)
Во всю Ивановскую можно кричать, храпеть, голосить и т.д.
А связано это выражение с Московским Кремлём. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди – дьяки оглашали указы, распоряжения и другие документы, касающиеся жителей Москвы и всех народов России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко- то есть кричал во всю Ивановскую.
«Знать назубок».
«Знать назубок» - превосходно выучить стихотворение, затвердить роль и вообще отлично в чём – либо разобраться.
А было время, когда знать «назубок», проверить на зубок понималось почти буквально. Эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и др. изделий из благородного металла. Прикусили монету зубами , и если остались на ней вмятины, она подлинная, неподдельная. Этот обычай вызвал к жизни и другие выражения: «раскусить человека» - досконально узнать его достоинства, недостатки, намерения.
«Засучив рукава. Спустя рукава».
Эти выражения зародились в те далёкие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были длиннее на 40 см.
Получалось плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить, то- есть подвернуть.
Народ приметил это и стал говорить людям, делали что – либо , лениво, нехотя, медленно, что они работают «спустя рукава». О скором, умелом работнике – работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть и короткими.
Учитель.
А какие выражения знаете вы. Запишите, кто больше!
Коробейник.
Не товар, а сущий клад.
Разбирайте. Нарасхват!
Подходи, не зевай!
Заморочки покупай!
№5. Заморочки. «Как сказать одним словом?» (1 жетон)
Бежать сломя голову……., рукой подать……, повесить нос….., пальчики оближешь….., держать ухо востро……, водить за нос.
Заморочки с подсказками. Об очень большой тесноте в помещении. (Яблоку негде упасть)
О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком положении. (Сел в галошу).
О состоянии тоски, тревоги, беспокойства. (На душе кошки скребут)
Заморочки сравнения.
– Ничего не действует на кого либо. (Как с гуся вода.)
- Очень быстро бежать. (лететь стрелой).
- Проливной дождь, ливень. ( Льёт, как из ведра).
- Всё видно очень ясно, отчётливо. (Видно , как на ладони).
Коробейник. .Подходи честной народ!
Петрушка. Зачем пойдёшь, то и найдёшь.
Коробейник. Стою на краю, чуть недаром отдаю:
за игры, за шутки, песни, прибаутки.
Петрушка. У нас на ярмарке – раздолье: Неси, что хочешь - всё продашь!
А покупатели довольны! Распутай этот ералаш.
№6. «Кашу маслом не испортишь». (Найти и подчеркнуть в тексте пословицы.) ( 10 жетонов)
- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят.
- Сказала мама.
А Саша стучит.
-Прекрати стук! Сказал папа.
- А Саша стучит…
- Как об стенку горох, говорит бабушка.
Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё…
-Отберу молоток…
Стучит…
- Сказано – сделано!
-Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай.
-Завтра. А сейчас молоток не видать тебе, как собственных ушей!
Саша заплакал.
- Я машину чиню….
А бабушка:
-Всему своё время!
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому.
- Да ты как с луны свалился!
-Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
- Не все, мы не спим.
- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш, в кровать!
Папа сказал:
_ Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь!
(Подсчёт кол- ва пословиц- 10)
Учитель. Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была:
Не уж то буква озорная
Вновь чьё – то место заняла?
№7 «Продаются испорченные пословицы».
- (Найди и исправь ошибки.)
-«Два сапога – тара». «Ус хорош, а два – лучше». «Голод не щётка». « Один в золе не воин». «Жди у горя погоды». «Толочь в ступе соду». «Нашла коза на камень».
(Подсчёт голосов).
Коробейник.
Ну, что за товар! И этот хорош! И другой хорош! Выбирай, который хошь!
№8 «Найди пару».
(Составить пословицу по двум картинкам.)
(Свинья – стол, кошка – мясо, цыплята – осень, яблоко – яблоня, топор – перо, сапог и сапог)(Посади свинью за стол, она и ноги на стол. Знает кошка чьё мясо съела. Цыплят по осени считают. Яблоко от яблони недалеко падает. Что написано пером, того не вырубишь топором.
Два сапога – пара. (Подсчёт жетонов).
Учитель. Красив и интересен, разнообразен русский язык. Ведь народ придумывая поговорки, пословицы, сравнения употреблял и живые и неживые предметы, названия животных, зверей, птиц.
№ 9. «Что это?» ( Если дети отвечают с первой подсказки – 3 жетона, с двух– 2 жетона, с трёх – 1 жетон)
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь;
Его всюду суют, вмешиваясь на в своё дело.(Нос)
_Не цветы, а вянут; Не ладони, а ими хлопают, если чего – то не понимают;
– Не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди(уши).
Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека.
Его советуют искать в поле, когда кто – нибудь бесследно исчез.
На него бросают слова и деньги, кто их не ценит. ( Ветер).
Они бывают длинными, иногда нечистыми, иногда золотыми. –Без них всем бывает очень плохо.- По ним могут ходить разные предметы. - По ним ещё бьют, если они приберут то, что не так лежит. - А иногда из них всё валится. (Руки)
№10 «Устойчивые обороты» .
Кто из вас назовёт больше устойчивых оборотов, употребив эти слова- ухо, ветер ,нос, руки.
Ухо – держать ухо востро, пропустить мимо ушей, покраснеть до ушей, медведь на ухо наступил, развесить уши, навострить уши, слышать краем уха, прожужжать все уши, ушки на макушке, уши вянут.
Ветер – ветер в голове гуляет, ищи ветра в поле, бросать слова на ветер, бросаться деньгами на ветер, в кармане ветер гуляет.
Нос – задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, остаться с носом, встретиться нос к носу, не видеть дальше носа.
Руки – валится из рук, дают руки на отсечение, из рук вон плохо, как без рук, лёгкая рука, мастер на все руки, умывать руки, прибрать к рукам, взять себя в руки, сидеть, сложа руки.
Коробейник.
А теперь гости дорогие , продавцы удалые, купцы богатые!
Давайте посмотрим, кто больше продал и купил товара?
Какой купец самый ловкий , да удачливый.
( подсчёт жетонов)
Петрушка.
Спасибо вам , гости дорогие за товар. Приезжайте к нам ещё. До скорого свидания! А в честь самого богатого купца салют! Поднять шары и зажечь фейерверк. Салют победителям!