Внеклассное занятие по русскому языку Крылатые слова 4 класс


Внеклассное занятие по русскому языку « Крылатые выражения»
Цели.
Познакомить учащихся с понятием «крылатые выражения»
Обучающие цели: 
-   ввести понятие о крылатых выражениях;
-формировать умение употреблять в своей речи слова из разных стилей языка;
- указать на безграничные возможности великого могучего русского языка;
Развивающие:    
-  формирование учебно-познавательной деятельности;
- формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;
- развитие речи, умения слушать.
- развитие умения на основе наблюдений делать выводы;
-  развитие интереса к предмету
Воспитывающие:  
- воспитание навыка самостоятельной работы;
- воспитание навыка работы в группах ,в парах;
- воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности
Ход занятия
Актуализация внимания.
Сообщение темы и целей занятия
Сегодня наше внеклассное занятие посвящено интересным выражениям. Речь пойдет о выражениях, которые состоят из нескольких слов. Это « крылатые выражения№.
Что это за выражения, почему их называют «крылатыми» постараемся выяснить.
Формирование знаний.
Задание 1.
Послушайте текст. Подумайте, какими словами из текста можно его озаглавить?
Однажды меня и моего младшего брата Дениску пригласил на рыбалку сосед дядя Юра. Сказал, что знает такое рыбное место, где рыба сама так и ловится на крючок, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Обещал угостить ухой – пальчики оближешь. Словом будет интересно, мы не пожалеем. Он на этом деле собаку съел.
Мы с Дениской развесили уши и потеряли голову от счастья. Побежали домой одним духом собирать снасти. В назначенное время мы ждали соседа у подъезда. Ждали час, два, три. Тут я понял, что дядя Юра просто морочил нам голову. Мой брат как заревет в три ручья от обиды. Мне стало не по себе. Я чувствовал себя не в своей тарелке. Вот так мы с братом попались на удочку.
- Как вы предлагаете озаглавить текст?
- Выберите подходящую иллюстрацию к этому заглавию.
- Какие еще выражения, употребленные в переносном значении, встретились в тексте?
- Как вы их понимаете?
Задание 2.
- В русском языке существует немало таких выражений, которые иногда можно заменить одним словом.
во весь дух – быстро
морочить голову – обманывать
в час по чайной ложке – медленно
рукой подать – близко
- Что они обозначают?
- Можно ли их понимать в прямом смысле?
Сейчас послушайте учеников. Вот какое недоразумение может произойти.
Замолчи Петрусь, говорят!
Прикуси язык, говорят!
Он язык прикусил
И сильней заголосил!
- Что случилось с Петрусем?
- Почему это произошло?
- Как надо понимать выражение «прикуси язык»?
Мухи белые летели,
На дворы, на крыши сели.
Не сочтете белых мух,
Что летают словно пух.
- Как объясните выражение «белые мухи», что это?
- Почему снежинки называют «белыми мухами»?
Задание 3.
От каждого ряда выйдут по одному ученику и прочитают шуточные стихотворения.
А вы послушайте и найдите устойчивые обороты.
За окном едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава.
Другой, засучив рукава.
- Какой здесь устойчивый оборот?
-Когда эти выражения употребляют?
2) Оказался молодцом,
Смог осилить ношу
Не ударил в грязь лицом
И не сел в галошу.
-Какой здесь оборот? Когда употребляют?
3) Вешать можно на гвозди
Полотенце и трость.
Лампу, плащ или шляпу,
И веревку, и тряпку.
Но никогда и нигде
Не вешайте носа в беде.
-Какой здесь оборот? Когда употребляют?
Задание 4.
Ученики нашего класса получили задание, найти историю некоторых выражений. Давайте их послушаем.
1 ученик.
Историю многих оборотов нам объяснить трудно, появились они очень давно. Выражения спустя рукава и засучив рукава, появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами. У мужчин 95 см, а женщин на 40 см больше. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами. Неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то плохо, лениво – работают спустя рукава, а о людях, которые умело, работали – работают – засучив рукава. Хотя рукава могут быть короткие.
2 ученик.
Выражение попал впросак, возникло тогда, когда мастеровой люд вил веревки на специальном станке, называемом просак. Зазеваешься – попадет в станок пола или длинный рукав, не сразу выберешься. Хорошо, что сам жив останешься, лишь одежду испортишь. Вот и теперь говорят: попал впросак – попал в неудобное положение.
3 ученик.
Хорошо нам известный оборот шиворот-навыворот родился в далекие времена и был связан с унизительным наказанием. Провинившегося барина сажали спиной вперед на старую лошаденку. Богатую одежду с расшитым воротником надевали наизнанку – шиворот-навыворот. В таком виде виноватого возили по улицам. И теперь мы говорим шиворот-навыворот, если оденемся не так. Но так можно сказать и не только об одежде.
4 ученик.
Все вы конечно слышали выражение кричать во всю Ивановскую. А связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого называли Ивановской. На этой площади специальные люди – дьяки, оглашали указы., распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Что бы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.
- Молодца вы хорошо подготовились.
Задание 5.
Послушайте стихотворение.
«Ни пуха, ни пера»
Рано утром Мама-КвочкаВ класс отправила сыночка
Говорила: «Не дерись, не петушись».
Поспеши уже пора.
Ну, ни пуха, ни пера.
Через час едва живой
Петушок идет домой
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нем и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.
- Что пожелала Мама-Квочка, провожая его пожеланием «Ни пуха, ни пера»?
- Почему стихотворение заканчивается словами «Ни пуха, ни пера»?
- Где они употреблены в переносном значении?
Ребята нам покажут сценку « Три загадки»
Поссорились на перемене ребята.
Один кричит:
-Я тебе покажу, где раки зимуют!
А второй ему:
- Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!
Тут подбежал дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:
- Все следишь? Наверное, и спишь с открытыми глазами?
Тут дежурный как крикнет:
- стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки.
- Какие три загадки должны разгадать ребята?
Ответы детей (открыть записи на доске)
Кто сможет объяснить?
Где раки зимуют.
Многие помещики любили полакомиться раками, а зимой их ловить трудно, т.к. раки прячутся под коряги, в норы и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать их ледяной воды. Человек замерзнет, застудит руки и тяжело заболеет. Отсюда и пошло: если хотят кого-то наказать, говорят: « Я покажу, где раки зимуют»
Два других выражения – лезть вон из кожи и спать с открытыми глазами – связаны с животным миром. Линяют, т.е. вылезают из своей кожи раки, змеи. Спят с открытыми глазами рыбы, как будто даже во сне все видят.
Не ссорьтесь!
Помните о том,
Что может быть беда
Вдым разругаетесь.
Потом – сгорите от стыда.
Каждая пара получила кроссворд. Разгадайте его.
По горизонтали:
Назови одним словом:
Морочить голову …(обманывать)
В час по чайной ложке… (медленно)
Закончи фразу:
Нем как …(рыба)
Голоден как…(волк)
По вертикали:
Назови одним словом:
Рукой подать…(близко)
Во весь дух…(быстро)
Закончи фразу:
Хитер как…(лиса)
Труслив как …(заяц)
МОЛОДЦЫ!
Закрепление.
- Посмотрите на все рисунки и скажите, с какими выражениями мы познакомились?
- Можно ли их понимать в прямом смысле?
- Так что же это «крылатые выражения»?
1. Многие выражения близкие по значению одному слову. Их употребляют в переносном значении.
2. В крылатых выражениях не разрешается заменять одно слово с другим.
6. Рефлексия.
- Ребята, вы все сегодня хорошо, активно, засучив рукава работали. Никто не ударил в грязь лицом и не сел а галошу. Я решила наградить вас ценными подарками. Вот неполный перечень: телевизор, компьютер, автомобиль BMW и другие, любезно предоставленные фирмой «Рожки на ножки». Вручение будет сразу, как только рак на горе свиснет.
-Ну, что уши развесили?
-попались на удочку?