Исследовательская работа Почему злым быть плохо?


Региональная научно-практическая конференция
«ДИНАМИКА ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ И ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»
Секция Актуальные проблемы в науке о природе и человеке: биология
Научно-исследовательская работа
Почему злым быть плохо?
Гайнуллина Амалия
г. Нижнекамск МБОУ «СОШ №26», 2 класс
руководитель: Нуруллина Гульнара Гильфановна, учитель начальных классов
Нижнекамск 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Научно-исследовательская часть 5
Как всё начиналось 5
1.1. План исследований 5
2. Итоги анализа специальной литературы 6
2.1. Определение понятий «злой», «злость» 6
2.1. Изучение злости
2.2. «Злость» в истории 6
2.3. Употребление слова «злость», «злоба» в фольклоре и
литературных произведениях 7
«Злость» в нашей жизни 9
Практическая работа 9
Как побороть в себе чувство злобы 12
III. Заключение 14
Список используемой литературы 15
Приложение 16
ВВЕДЕНИЕ
«Везде исследуйте всечасно,
что есть велико и прекрасно» [2]
Михайло Васильевич Ломоносов
Любая наука возникла из практики. Знания, которые лежат в основе самых разных наук, человек приобретал в определённые периоды времени в борьбе с природными явлениями. Конечная цель любой науки – создание благоприятных условий для существования человека.
Сегодня многие хотят изучать эмоции. Они запечатлены в картинах, скульптурах, на лицах людей.
Тема «Почему злым быть плохо?» актуальна в современном мире, и очень важна для нашего развития, так как общество постоянно окружает человека. А это разные эмоции, в том числе и злость.
Злость – это выражение определённого отношения к чему или кому-либо. В течение тысячелетий люди сталкивались с этой эмоцией. В наш век кибернетики, скоротечного образа жизни и постоянной нехватки времени это чувство нужно контролировать, сдерживать, ограничивать.
Тема моего исследования: Почему злым быть плохо?
Актуальность темы: Некоторые эмоции отрицательно сказываются на здоровье человека и его окружении.
Цель исследования: узнать самой и рассказать одноклассникам, почему злым быть плохо.
Основные задачи исследования:
- выявить причины, которые заставляют человека быть злым;
- понаблюдать, как искусство выражает доброе и злое;
- начать познавать, как вырасти добрым и здоровым.
Методы решения основных задач: исследование, сбор информации, опрос, наблюдение, анализ.
Объект исследования: поступки людей.
Предмет исследования: злость.
Гипотеза исследования: если изучить причины, которые заставляют человека быть злым, то можно предположить, что в жизни можно избежать много того, что может отрицательно сказаться в самочувствие человека.
Структура работы:
изучить литературные источники по данному вопросу;
провести опрос среди 2-х классов нашей школы;
провести беседу с жителями города;
применить свой жизненный опыт и наблюдения;
обратиться к Интернет-ресурсам.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
Как всё начиналось
Однажды наша учительница провела классный час «Человеком мало родиться: им ещё надо стать». Я запомнила слова Эдуарда Асадова, сказанные на мероприятии: «Плохой ли, хорошей рождается птица, ей суждено летать. Человеку же так не годится. Человеком мало родиться: им ещё надо стать».
Мы говорили о том, что совесть человека помогает ему распознавать, что есть добро и что есть зло. Совесть предостерегает нас от злых поступков и поощряет на добрые дела. Каждый человек в своей жизни испытывал чувство злости. И чаще всего в детстве злишься на то, что не позволили много съесть сладкого; в школьном возрасте, что получил неважную отметку.
И вот я решила узнать, почему злым быть плохо.
План исследований
В повседневной жизни человек постоянно развивается, познаёт всё новое, достигает опредёлённых высот. В процессе всего этого он проявляет разные эмоции. Какие-то эмоции нам полезны, какие-то - вредны. Не познав суть каждой эмоции, её влияния на состояние здоровья – невозможно сдерживать или больше способствовать появлению той или иной.
Поэтому целью нашей работы является исследование вопроса о том, почему злым быть плохо.
Работа состоит из нескольких этапов:
Подбор и изучение научной литературы, чтобы узнать о такой эмоции, как злость.
Установление связи между событиями, происходившими в жизни человека, вызывавшими злость и необходимостью сдерживать её.
Беседа с жителями города.
Анкетирование учащихся.
Опора на свой жизненный опыт, свои наблюдения, анализ и применение их в исследовательской работе.
При необходимости обращение к Интернет-ресурсам для дополнительной справки и информации.
Итоги анализа специальной литературы
Определение понятий «злость», «злой».
В толковом словаре Ефремовой даётся такое толкование понятию «злость»: чувство гневного раздражения, враждебности по отношению к кому-либо. В толковом словаре Ушакова: «Злое, полное раздражённой враждебности настроение» [3].
Человек от природы добр, но ему присуща злость. В ходе исследования и подбора литературы, мы поняли, что злость проявляется только в присутствии с другими живыми существами. Она появляется, когда рядом оказывается кто-то другой.
В ходе исследования мы постарались открыть истоки этой эмоции в жизни человека, так как считаем её самой сильной по сравнению с другими.
«Злость» в истории
Представление о зле в разные времена у разных народов было разное. Зло – это морально-этическая категория, в которой выражается оценка поведения людей. Зло: безнравственное, достойное осуждения. «Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому» [1]. Раньше поступки людей оценивались как добро или зло соответственно тому, способствовали они или препятствовали удовлетворению потребностей высших слоёв населения (феодалов, богачей, буржуа…). Представление о зле выражалось через конкретные нравственные требования, которые определяли нормы поведения людей в конкретном историческом обществе.
Проблема добра и зла всегда стояла в центре внимания религии. Существование зла издревле было камнем раздора религиозных учений. В наше время, когда бедствия и опасности превзошли всё, что было до сих пор в истории, мыслители разных направлений стараются усилить разновидности добра, так как человек ответственен за зло.
Употребление слова «злость», «злоба»
в фольклоре и литературных произведениях
Олицетворение злости в мифологии
В мифах и легендах разных народов всегда присутствовали злые духи: Вулар – в мифах чуваши;
Сакка – у нанайцев, орочей;
Демон – в греческой мифологии и религии;
Иблис – у мусульман;
Лилит – индейский демон, и т.д.
В славянской мифологии существовали нечестии, злыдни и другие демонические существа (Приложение 1):
Аспид – чудовищный крылатый змей;
Анчутка – древнее название чёрта или беса;
Баба Яга – первоначально это было божество смерти со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир;
Бадзула – нечистый дух;
Банник – особая порода домовых, облачённых в липкие листья, отвалившихся от веников;
Водяной – воплощение опасной и грозной водной стихии;
Злыдень – демоническое существо, враждебное человеку;
Леший – дух леса;
Переруг – мелкое и злобное божество раздора, свор, ссор, склок и обид, подобный злыдням.
Обличие «Злости» в мультфильмах
Союзмультфильм (Приложение 2):
1948 год – «Сказка о солдате» (по мотивам русских народных сказок): зло в образе совы-оборотня, нечистой силы - Совы-пучеглазой;
1949 год «Чудесный колокольчик» (по мотивам русских народных сказок): зло в лице мачехи и её дочери Лушеньки;
1953 год – «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (русская народная сказка): присутствие зла в виде Бабы Яги;
1955 год – «Ореховый прутик» (по мотивам сказки румынского писателя Кэлин Груя): злая Баба Яга;
1967 год – «Легенда о злом Великане»: зло изображено как огромный великан, вышедший из кувшина, который попал рыбаку в сети;
1971 год – «Царевна-лягушка»: обличие зла в лице Кощея Бессмертного;
1986 год - «Сын камня и Великан» (по мотивам адыгских сказок): злым показывают огромного одноглазого великана;
1991 год – «Путешествие Волшебного глобуса или проделки Ведьмы» и т.д.
Образы этих персонажей несут в себе зло и мешают мирно существовать другим.
Употребление слова «злость» в фольклоре
Пословицы и поговорки [4].
Дружбу помни, а зло забывай.
Зло к нам летит, а от нас ползёт.
Иное зло и терпеньем одолеть можно.
Тому тяжело, кто помнит зло.
Нас обрадовало, что почти нет в исследованной нами литературе песен, потешек, закличек, скороговорок, где бы употреблялись слова «зло», «злость».
Фразеологизмы со словом «злость», «зло» [5].
«Злоба дня» - о чём-либо крайне актуальным сегодня, вызывающий повышенный интерес в настоящее время.
«Злой язычок» - в значении саркастичный, ядовитый человек. Является крылатым выражением.
«Корень зла» - выражение из Библии употребляется в значении: основа, первоисточник зла, всего плохого и вредного.
«Змея подколодная» - о злом, коварном, подлом человеке.
Вывод: отрицательные герои хотят убить, украсть, уничтожить жизнь добрых героев. А это, конечно, плохо. Намного лучше дарить радость, оказывать помощь, поддерживать. Злость нельзя скрыть, приукрасить. Злость приносит всему живому вред.
«Злость» в нашей жизни
Каждый человек ценит что-то своё, у него свой взгляд на жизнь и своё мнение обо всём. Мнение о том, что такое злость и её проявление не всегда совпадают во мнениях людей, живущих рядом. Когда мы злимся, проявляем злость, мы совершаем поступки во благо себя, иногда жертвуя интересами людей.
Всё начинается с самого человека, потом семья, общество в котором живёшь, весь мир. Каким бы добрым ни был мир вокруг тебя, невозможно стать добрым автоматически, не проявлять злость. Всё очень просто: можно делать и говорить что угодно, но если всё что делаете и говорите, будет только ради самого себя, вы – злой человек. Каким бы делом не занимались, если делаете ради похвалы, или вызвать зависть, вы - недобрый человек. Если поступками руководят гордость и тщеславие, то это неверный путь для человека, который хочет искоренить в себе чувство злости. Высокомерие не имеет ничего общего с добром.
3.1. Практическая работа
Мы провели тест в нашем классе «Эгоцентрические ассоциации». Как приятно, что меньше половины класса (46%) использовали местоимения «я», «мне», «мой», «моих»; это говорит о низком уровне эгоцентризма.
Результата тестирования
Предложения, которые надо продолжить Использовали местоимения:
«я», «мне», «мой» Количество человек / %
Легче всего … 9 34
Самое важное то … 6 23
Настоящая проблема в том, что … 17 65
Придёт такой день, когда … 19 73
Никогда … 11 42
Лет так через десять … 22 84
Дело в том, что … 7 27
Самое лучшее … 12 46
Всегда … 9 35
Если бы даже … 8 31
Возможность … 3 12
Только с тех пор … 14 54
По сравнению с … 12 46
Жаль, что … 22 85
В прошлом … 8 31
Анкетирование «Причины, вызывающие злость человека»
Результаты анкетирования
Причины, вызывающие злость человека Возрастная категория
2 класс 3 класс 4 класс взрослые
Постоянная усталость + + + +
Стресс + + + +
Неудовлетворённость +
Окружение + + + +
Воспитание + + +
Продолжительная болезнь +
Безысходная ситуация + +
Анкетирование «Плохое настроение и поведение»
Итоги анкетирования в 2 классе БПлохое настроение длится не более 5 минут, после чего всё нормализуется 59%
Задумчивость, молчаливость, отчаяние – это вредные проявление их поведения, когда они злятся 23%
Когда их что-то раздражает – ничего не говорят – это их обычное поведение 10%
Ожесточаются, когда раздражены 8%

Беседа с жителями города
Итоги опроса:
Чтобы избежать чувство злобы, надо: - разумно чередовать работу и активный отдых
- поговорить с кем-то
- отвлечься от проблем
Заочная экскурсия в музей
На уроках мы много беседуем по картинам русских и зарубежных художников. Некоторые из них мы включили в наше исследование.
Маленький мальчик-ангел смотрит на одного из сидящих. Меня поразила милая улыбка, нежная шелковистость вьющихся волос. Думаю, что в его помыслах нет ничего дурного. Это очень милое и доброе существо
Фрагмент Секстиной фрески
Художник Микеланджело Буанорроти

Герой Великой Отечественной войны.
Он устал, ему бы радоваться, да рядом нет его товарищей. Он опечален, ему тоскливо
и больно. Скорбь перекрыла
радость Великой Победы. В его взгляде нет злости, только тихая усталость
Товарищи
Художник Б. Тарелкин, 1983
Сказку «Малефисента» мы ходили смотреть всем классом в кинотеатр «Джалиль». В этой эпизоде она злая: глаза прищурены, рот злобно приоткрыт – вся мимика не приятная. С Малефисентой поступили жестоко, и она решила жестокостью ответить на жестокость. Но из-за этого сильно страдала, и поняла это только когда, когда встретила добро, нежность, красоту и бескорыстность. Зло – убивает.
Беседа со школьным фельдшером
Ольга Викторовна, школьный фельдшер, подтвердила мою гипотезу. Она сказала: «Отрицательные эмоции, а именно злость, плохо сказываются на самочувствии. Но этого можно избежать, если общаться с доброжелательными людьми, с людьми, которые творят добро».

Беседа с психологом школы
Беседа с Еленой Анатольевной, психологом нашей школы, ещё раз подтвердила мои предположения. Что злость мешает при общении и при решении вопроса о новых друзьях. Со злым человеком никто не хочет общаться.
Вывод: по результатам проведённых исследований и на основе анкетирования и теста, можно дать практические рекомендации по использованию материала данного исследования. При исследовании проявления злости была установлена зависимость проявления злости от различных факторов. Эта зависимость повлияла на установление причин и правил сдерживания злости, которая негативно сказывается как на здоровье самого человека и людей, окружающих его.
Как побороть в себе чувство злобы
Проводя исследование, мы поняли, что со злобным чувством надо бороться, так как это некрасивая мимика, грубая жестикуляция, плохое самочувствие, неудобства окружающим. Мы решили, что чувство злобы поможет «убрать» спокойная музыка, занятие спортом, упражнения на релаксацию, разорвать стопку газет, рекомендации фельдшера и врача-психоневролога, жить в мире и покое с самим собой, стараться не обращать внимания на раздражитель.
Вывод: работая над исследованием, мы узнали, что направление в науке, которое изучает мимику и жесты людей (именно они показывают ту или иную эмоцию) называется «Профайлинг». Это меня заинтересовало, может быть в будущем, я более глубоко раскрою это направление.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данной работы можно сделать выводы, что злость отрицательно сказывается на нашей жизни. Я узнала сама и рассказала одноклассникам, почему злым быть плохо. Установила, что есть много разных причин, заставляющих человека быть злым; понаблюдала, как искусство выражает доброе и злое; начала познавать, как вырасти добрым и здоровым. Придумала, как злость «выплеснуть» из себя, если она всё-таки появилась:
- написать письмо гнева, рассказав в нём, как на кого-то злишься;
- можно побить подушку, представив, что это тот, на кого злишься;
- поставить стул, посадить игрушку, и, представив, что это тот, на кого злишься, высказать всё со злостью.
Это всё тогда, когда того, на кого злишься – нет рядом. А если партнёр находится рядом – безопаснее всего просто поговорить, не обвиняя, не предъявляя претензий, а проговорив свои чувства вслух. Все сказочные герои злились, все злые духи мешали, но в конце каждой сказки, мифологической истории добро побеждает злость, так как зло съедает, испепеляет, грызёт и не даёт покоя. И рядом со злыми мало друзей, приятелей, просто знакомых.
Всеми своими открытиями я поделилась с одноклассниками. Мы с большим интересом стали вглядываться в поступки героев на литературном чтении; изучать состояние человека на окружающем мире; анализировать портреты людей.
Таким образом, гипотеза, которую я предположила в начале исследования
полностью подтвердилась. И если изучать причины, которые заставляют человека быть злым, то можно предположить, что в жизни можно избежать много того, что может отрицательно сказаться в самочувствие человека.
Чтобы вокруг стало меньше агрессивных и озлобленных личностей, надо чаще улыбаться самому!
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
К.Маркс, Ф.Энгельс, т.20, с.94
http://aphorism-citation.ru/index/0-83 18.11.2016 18:17
https://slovar.cc/rus/efremova-tolk.html 18.11.2016 19:30
http://tolkru.com/pogovorka/search/zlo.php 11.11.2016 19:42
http://supermif.com/frazeologizm/rus/rus_z_fraz.html, http://frazbook.ru/2008/10/22/koren-zla/ 15.11.2016 14:37
http://www.all-psy.com/stati/detail/2096/1/ 17.11.2016 20:39
Приложение 1
А
АнчуткаЛеший

Кикимора Банник

Водяной Дворовый
Приложение 2

«Сказка о солдате» «Чудесный колокольчик»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Ореховый прутик»

«Сын камня и Великан» «Легенда о злом Великане»