Парциальная программа дошкольного образования Я — Оренбуржец и этим горжусь!







Парциальная образовательная программа дошкольного образования
«Я – Оренбуржец и этим горжусь!»



Разработала: Заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе Кувшинова Надежда Юрьевна







г. Оренбург




Содержание

1.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
2

1.2
Пояснительная записка
2

1.3
Цели и задачи реализации парциальной образовательной Программы
3

1.4
Принципы и подходы к формированию парциальной образовательной Программы
4

1.5
Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста, участвующих в реализации парциальной образовательной Программы
5

1.6
Планируемые результаты освоения парциальной образовательной Программы
10

2.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
12

2.1
Описание образовательной деятельности по реализации парциальной образовательной Программы
12

2.2
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации парциальной образовательной Программы
15

2.3
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
15

2.4
Способы и направления поддержки детской инициативы
15

2.5
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
16

3.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
16

3.1
Описание условий реализации парциальной образовательной программы
16

3.2
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
18

3.3
Режим работы учреждения и режим дня
21

3.4
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
22

3.4.
Мониторинг
22



ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Переживаемый российским обществом системный кризис выдвигает на первое место проблему поддержания общенациональной солидарности, сохранения и воспроизводства духовных и социокультурных ценностей, среди которых основополагающей была и остается идея патриотизма, скрепляющая систему общенациональных ценностей и способная послужить основой заново складывающегося российского общества.
Патриотизм выступает как сложное социокультурное явление, характеризующееся многоаспектностью своего содержания и многообразием проявления в различных социальных ситуациях. Воспитание граждан-патриотов, возрождение патриотической идеи важнейшая задача государства, которая не может быть эффективно решена без участия образования.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает комплекс задач:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о России;
знакомство детей с символами государства гербом, флагом, гимном;
развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
Путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике «от близкого к далекому», от любви к родителям (точнее, к родному дому), к детскому саду, к улице, к городу до любви к родной стране. Поэтому знакомство с родным краем следует начать с ближайшего окружения ребенка с города или села, в котором он родился. Знакомясь с родным городом или селом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Любой край, где бы человек ни жил, неповторим. У каждого места на земле есть своя история. Оренбург имеет богатую историю и культуру, которую должны знать наши дети. Анализ литературы и опыта работы детских садов Оренбуржья позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности проблем включения основ краеведения в образовательную практику дошкольных учреждений, нормативно обусловленных федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Особенно важно вести эту работу со старшими дошкольниками. Старший дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, и в частности чувства патриотизма.

Цели и задачи программы

Цель программы: патриотическое воспитание старшего дошкольника средствами ознакомления с родным городом
Для реализации цели программы были поставлены следующие задачи:
1.Развивать интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
2. Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе и архитектуре родного города, развивать способность чувствовать красоту и эмоционально откликаться на неё.
3.Развивать чувство гордости за свою малую родину, бережное отношение к своему городу.
4.Сформировать представления о многонациональном народе, проживающем в нашем городе, его обычаях и традициях.
5. Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.
7.Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народов проживающих в г. Оренбурге.
8. Воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других пародов, воспитывать добрые чувства. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях, сложившихся на территории г. Оренбурга
9.Содействовать формированию мировоззрения, положительного мироощущения дошкольников.
10.Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному городу, содействовать становлению желания принимать участие в традициях города, региона, социальных акциях.

Принципы и подходы

В основу содержания работы со старшими дошкольниками по программе легли следующие принципы:
1. Принцип историзма
Реализовывать его необходимо путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).
2. Принцип гуманизации
Это ориентация на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству. Необходимо стать на позицию ребенка, не игнорируя его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера.
3. Принцип дифференциации
Необходимо создать оптимальные условия для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
4. Принцип интегративности
Этот принцип реализуется в сотрудничестве с семьей, краеведческим музеем. При ознакомлении дошкольников с историко-культурными особенностями Оренбурга сочетать разные виды деятельности. Так же интегрируется содержание тем разных блоков в организуемой деятельности.
5. Принцип наглядности
Наглядного материала для детей дошкольного возраста по ознакомлению с Оренбургом практически нет. Для того чтобы донести до детей информацию интересно и доступно, требуется изготовление ряда пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала. Соблюдаться должны требования к культуре показа и к оформлению наглядности
6.Принцип развивающего обучения
Использовать в работе с дошкольниками элементы инновационных технологий (ТРИЗ, элементы проектно-исследовательских, коммуникативно-диалоговых, проблемно-игровых, здоровьесберегающих технологий, ИКТ).








Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста, участвующих в реализации парциальной образовательной Программы

Старшая группа(от 5 до 6 лет)
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд по возрастанию или убыванию до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Планируемые результаты освоения программы

-наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике;
-возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства гордости.
-чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.
-привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Ожидаемые результаты
К концу года дети 5 - 6 лет должны знать:
Свой домашний адрес, название города.
Иметь представление о символике города.
Знать названия близлежащих улиц. Узнавать на фотографиях достопримечательности города.
Иметь представления о жизни и быте народов проживающих в Оренбурге.
Различать национальные костюмы имеющихся в группе национальностей, уметь играть в их подвижные игры.
Узнавать на фотографиях достопримечательности города Оренбурга, уметь рассказать о них.
Знать профессии своих родителей.
Знать правила поведения в природе.
Уметь рассказать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей города.
К концу года дети 6 -7 лет должны знать:
Краткие сведения об истории города.
Различать символику.
Знать названия близлежащих улиц, основные социальные объекты и достопримечательности г. Оренбурга.
Уметь находить на плане города знакомые улицы. Ориентироваться по макету микрорайона.
Знать стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Иметь элементарные представления о жизни, быте, культуре народов, населяющих город.
Различать и называть национальные костюмы имеющихся в группе национальностей, уметь играть в их подвижные игры.
Уметь составлять рассказы по своим рисункам «Безопасные маршруты по пути в детский сад и обратно домой»
Правила безопасного поведения в природе и на улицах города.
Уметь рассказать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Иметь элементарные представления об охране природы, о парках и бульварах г. Оренбурга, о красной книге.
Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.




























СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержательная часть парциальной образовательной Программы
«Я- Оренбуржец и этим горжусь!»

За основу построения структуры программы «Я-Оренбуржец и этим горжусь!» взят блочно-тематический подход, который выражается в том, что содержание педагогического процесса с дошкольниками 5-7 лет концентрируется в 4-х блоках и ряде тем.
1. Блок: Мир истории города Темы: «Наша родина в России», «Происхождение, первые поселенцы», «Достопримечательности города», «Боевая слава города»
2. Блок: Мир природы города Темы: «Растительный мир», «Животный мир», «Природоохранные мероприятия»
3. Блок: Мир деятельности горожан Темы: «Промышленность города», «Труд взрослых», «Отдых горожан»
4. Блок: Мир культуры горожан Темы: «Народное творчество горожан», «Город театральный», «Оренбург спортивный»
Блоки тематически взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности. Темы блоков могут интегрироваться в ходе организуемой деятельности.


1 Блок: Мир истории города


Тема
Задачи
Содержание образовательной деятельности


Наша родина в России. Название, символика, географические особенности месторасположения
Происхождение, первые поселенцы,
Достопримечательности города
Боевая слава города

формировать знания об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике
развивать стойкий интерес к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства гордости.

5-6 лет
«Город в котором мы живем»
посещение библиотеки «Как все начиналось?»,
«экскурсия к памятным местам города, связанными с историей
Достопримечательности Оренбурга»


6-7 лет
«Мой любимый город»
экскурсия в музей:«Рождение города»
Что за улица такая?»
экскурсия к Стелле: «Европа-Азия»
занятие: «Защитники отечества»
заучивание наизусть стихотворение оренбургского поэта А.Машкары «Ночь прошла. Но город тихо спит»
«Наш город сегодня»


2 Блок: Мир природы города


Географические особенности месторасположения
Растительный мир
Животный мир
Природоохранные мероприятия


Развивать интерес к растительному и животному миру родного края.
Воспитывать бережное отношение к природе
5-6 лет
день города: «Экскурсия в парк».
аппликация «Листья из волшебного парка»
чтение отрывков произведения писателя С.Аксакова
конструктивная деятельность: разработка макета: «Мой микрорайон»
6-7 лет




6-7 лет«Красная книга Оренбуржья»
Знакомство с произведениями живописи Оренбургских художников
целевая прогулка по улицам города: «Поздняя осень Оренбуржья»
экскурсия в парк «Тополя»


3 Блок: Мир деятельности горожан



Труд взрослых
Промышленность города
Отдых горожан


Познакомить детей с различными профессиями
Развивать интерес к труду взрослых, желание помочь
5-6 лет
экскурсия на почту
Все профессии важны, все профессии нужны»
Экскурсия к памятнику Ю.Гагарина
«Чем славен наш город»




6-7 лет
экскурсия в пожарную часть
экскурсия в мастерскую по пошиву постельного белья
«Любимые места отдыха горожан»
Экскурсия в Оренбургское летное училище
разработка с дошкольниками мини проекта: «Добрые дела для ветеранов»




IVБлок: Мир культуры города



Народное творчество горожан
Город - театральный
Оренбург-спортивный
Познакомить детей с народно-прикладным искусством Оренбуржцев
Способствовать дружному общению в многонациональном обществе, познакомить с разными традициями и обычаями разных народов
5-6 лет
Оренбургский пуховый платок
беседа о народно-прикладном искусстве жителей Оренбуржья
«Оренбург многонационален»
экскурсия в «Национальную деревню»




6-7 лет
Кухни разных народов
знакомство с пуховязальным промыслом Оренбуржья
Оренбург славен спортом»
Оренбург театральный



Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Программа «Я-Оренбуржец и этим горжусь!»

Первая половина дня
Прогулка
Вторая половина дня

индивидуальные и подгрупповые беседы
игровые образовательные ситуации
формирование навыков безопасного поведения
чтение художественной литературы
рассматривание иллюстраций
- наблюдение
- ситуации общения
- индивидуальная работа
- рассматривание
- наблюдение
-экскурсии
- подвижные игры
образовательные ситуации
индивидуальные и подгрупповые беседы
дидактические игры
- сюжетно-ролевые игры
- художественно-творческая деятельность
- ситуативные беседы
- формирование навыков безопасного поведения



Образовательная деятельность в процессе самостоятельной деятельности детей

Парциальная образовательная Программа
Самостоятельная деятельность детей

«Я-Оренбуржец и этим горжусь!»
Рассматривание иллюстраций, картинок, схем, альбомов
Художественно-творческая деятельность
Дидактические игры
Игры с макетом «Моя улица»
Строительная игра: «Построим город-сад»



Образовательная деятельность в процессе взаимодействия с семьями детей

Парциальная образовательная Программа
Образовательный потенциал семьи

«Я- Оренбуржец и этим горжусь!»
Привлечение родителей к совместным экскурсиям и прогулкам по историческим улицам города,создание «Домашнего музея»(экспонаты: подлинные предметы, посвященные военной теме). прогулки по историческим улицам города, создание альбома «Нашим бабушкам и дедушкам посвящается», создание видеофильма «Красота родной природы», подбор иллюстраций «растения и животные Оренбурга, рисование экологической листовки в защиту окружающей среды
Посещение выставочных залов г. Оренбурга

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации парциальной образовательной Программы


Формы работы
Способы
Методы
Средства

Программа «Я- Оренбуржец и этим горжусь!»

Индивидуальная
Подгрупповая
Групповая
Совместная игра со сверстниками Совместная деятельность воспитателя с детьми
Самостоятельная
деятельность
Рассматривание
Наблюдение
деятельность
Развивающая игра
Проблемная ситуация

Игровой
Наглядный
Наблюдение
Игра
Показ
Диалог
Беседа
Экскурсия

Натуральные объекты
Игровые пособия
Альбомы
Макеты
Дидактический материал
Игровые пособия
ТСО


2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Образовательная деятельность по реализации парциальной программы «Я- Оренбуржец и этим горжусь» осуществляется через организацию проектной деятельности детей и взрослых.
Образовательная деятельность способствует формированию у детей отдельных культурных практик. Способствует формированию практики нравственно-патриотической целостности духовной организации, так как направлены на ознакомление старших дошкольников с родным городом; и всестороннее развитие творческих способностей детей средствами русского фольклора; развитию интереса к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего, что способствует бережному и созидательному отношению к природе и архитектуре родного города; развитию чувства гордости за свою малую родину, бережное отношение к своему городу и народу.


2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы

Парциальная образовательная Программа «Я-Оренбуржец и этим горжусь!» направлена на поддержку познавательной инициативы детей, через включенность детей в экспериментирование, организацию наблюдений, сравнение, развитие способности устанавливать причинно-следственные отношения. В результате чего, ребенок начинает замечать новые предметы и явления в своем окружении и проявляет интерес к ним; задает вопросы относительно конкретных вещей и явлений; стремится активно обследовать их.




2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Основными формами взаимодействия с семьями в процессе реализации парциальных образовательных Программ являются:
информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток;
совместная деятельность: привлечение родителей к участию в выставках, конкурсах, к участию в детской исследовательской деятельности, к сбору информационного и наглядного материала.



ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание условий реализации парциальной образовательной программы
Данная программа в соответствии со стоящими перед ней задачами и с учетом специфики дошкольного возраста подразумевает использование педагогом в работе элементов нескольких технологий: игровой технологии, технологии личностно – ориентированного обучения, проектной технологии, здоровьесберегающей технологии, технологии ТРИЗ.
Мотивация и активизация познавательной деятельности детей, повышение эмоциональной активности к краеведческим знаниям осуществляется через применение следующих методов:
Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)
Проектирование темы
Придумывание сказок, рассказов
Сюрпризные моменты
Элементы творчества и новизны
Игровые и воображаемые ситуации
Решение логических задач
Метод моделирования и конструирования
А также педагогу необходимо использовать такие методы обучения и развития творчества как:
Эмоциональная насыщенность окружения
Исследование предметов живой и неживой природы
Прогнозирование(умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее и будущее)
Игровые приемы
Проблемные ситуации и задачи
Неясные знания (догадки)
Предположения(гипотезы)


Психолого-педагогические условия реализации Программы

Для успешной реализации Программы в учреждении обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми;
поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
защита детей от всех форм физического и психического насилия;
поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
При реализации Программы в рамках педагогической диагностики проводится оценка индивидуального развития детей, результаты которой используются для решения образовательных задач: индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.
В целях эффективной реализации Программы в учреждении созданы условия для консультативной поддержки педагогических работников и родителей по вопросам образования и охраны здоровья детей.

Кадровые условия реализации Программы

Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками детского сада.
Качество реализация Программы обеспечивается за счет ее непрерывного сопровождения педагогическими и учебно-вспомогательными работниками учреждения в течение всего времени ее реализации.
Деятельность педагогических работников, реализующих Программу, направлена на:
обеспечение эмоционального благополучия детей через: непосредственное общение с каждым ребёнком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
установление правил взаимодействия детей в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;
построение вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей.
взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.


















Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Блоки
Материально-техническое обеспечение



дидактические пособия и игры
картотека
видеотека
методическое обеспечение
работа с родителями

I.Блок: «Мир истории города»
Карта улиц города Оренбурга,
физическая карта Оренбургской области
Фотоэкспозиция «Достопримечательностиг. Оренбурга»
Папка «Герои Великой отечественной войны».г. Оренбург

Подвижные игры уральских казаков
настольно-печатная Игра: «Разукрась герб города»


Видеофильмы «Оренбургская область. Дневник путешественника №1»,
«Дневник путешественника №2»
Мульт-Россия «Оренбург»,

Фильм-презентация: «Оренбург – мой родной город»

Организация уголка по краеведению в группе

Методическое пособие «Города оренбургского региона»
Библиографический указатель г.Оренбург


Создание макета детского сада


II.Блок:
«Мир природы города»
Фотоальбом «Природа родного края»
Альбом «Красная книга Оренбуржья».

Альбом заданий по исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности:
«Загадки земли Оренбургской»

Фильм-Презентация «Оренбург - ворота в Азию»

Подбор иллюстраций «Растения и животные»




Создание макета «Мой микрорайон»

III.Блок:
«Мир деятельности горожан»

Фотоальбом «Все профессии важны, все профессии нужны»
Альбом «Люди труда» (о профессиях Оренбуржья)



Настольно-печатные игры и пособия краеведческого содержания с элементами ТРиЗ и мнемотехники: «Разрезные картинки»
Видеофильм «Оренбургский пуховый платок»

Создание альбома «Моя семья в истории Оренбурга»

IV.Блок:
«Мир культуры города»
Альбом «Узоры и орнаменты народов Оренбуржья»
Раскраски по мотивам национальной одежды народов Оренбуржья
Настольно-печатная игра с элементами ТРиЗ и мнемотехники: «Четвертый лишний»
Альбом пословиц и загадок народов Оренбуржья



Создание рисунков «Я-Оренбуржец!»





Информационное обеспечение
Литература, необходимая в работе с детьми:
Дорофеев В.В. «Над Яиком-Уралом» /В.В. Дорофеев. – Оренбург: Южный Урал, 2008. - 270 с.
«Красная книга Оренбургской области» Животные и растения: Оренбургское книжное издательство, 1998 г. 176 с.
Оренбург «Страницы старого альбома / сост. Гаранькин Ю.Д.,
Карабцова Е.В., Оренбург 6Димур, 2008-238с.
Гаранькин Ю.Д. «Развитие застройки города»// Улицы города : справочник – Оренбург, оренб.кн.издв.1996г.-38с.
Райский П.Д. «Путеводитель по городу Оренбургу» Оренбургское книжное издательство, 2000 г. 176 с.
Савельзон В.Л. Оренбургская история в лицах. 50 портретов на фоне эпохи /В.Л.Савельзон. - Оренбург, ИПК «Южный Урал», 2007г.-431с.
Чибилёв А. «Природное наследие Оренбургской области» Оренбургское книжное издательство, 1996 г. 384 с.
Храмов И.В. «Оренбург» Оренбург, ООО «Оренбургское книжное издательство», 2008. - 240 с., илл.
Сафонов Д.А. «История Оренбургского края» Экспериментальное учебное пособие ОГПУ Оренбург – Издат. ОГПУ – 2006-327c
Буснухина И.В. «Оренбургский пуховый платок» Оренбург: Оренбургское. кн. издат.-2007-159с.
Балыков О.Ф. «Зеленые насаждения Оренбурга»-вчера, сегодня, завтра, Оренбург кн. издат.,2002-404с.



3.3. Режим работы учреждения и режим дня

пятидневная рабочая неделя,
12-часовое пребывание детей (время работы: с 7.00 до 19.00),
выходные дни - суббота, воскресенье и праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации.
Режим дня в дошкольном образовательном учреждении - это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.
Организация режима дня и воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении производится в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОО 2.4.1.3049-13, утвержденными постановлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26
Ежедневная организация жизни и деятельности детей строится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, посещающих учреждение, а также с учетом климатических особенностей региона.
Режим дня определяет продолжительность непрерывной образовательной деятельности, количество и продолжительность прогулок, время, отведенное на дневной сон и на самостоятельную деятельность детей, а также на организацию приема пищи.
Режим дня составляется на холодный и теплый период.



3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Традиции ДОУ - детский сад осуществляет тесное взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Традиционно все мероприятия в детском саду проводятся в тесном контакте с родителями, это праздники и развлечения, тематические досуги.
Проводятся праздники «Мой Оренбург», посвященные дню города и горожанам, проживающим в Оренбурге, организуются выставки рисунков «Город в котором я живу», макетов «Улицы города», развлечения «Оренбург спортивный»

3.5. Система мониторинга достижения детьми, планируемых
результатов освоения программы
Оценка результативности программы осуществляется с помощью диагностического инструментария, предложенного в программе «Детство», но адаптированной к нашей теме.
Цель диагностики: изучить особенности представлений о малой родине у детей старшего дошкольного возраста и влияние на их развитие взаимодействия педагогов и родителей.
Задачи диагностики:
Выявить особенности представлений и характер отношения к малой Родине детей старшего дошкольного возраста.
Выявить характер проявления интереса к малой Родине детей старшего дошкольного возраста.
Выявить заинтересованность родителей в воспитании интереса к малой родине у старших дошкольников и компетентность педагогов в этой проблеме.
Изучить особенности организации взаимодействия педагогов и родителей в воспитании интереса к родному Оренбургу у детей старшего дошкольного возраста.
Методика диагностики включает комплекс методов, направленный на выявление особенностей представлений детей о г. Оренбурге и характер отношения к ней, развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к событиям прошлого и настоящего, стремления сделать что-нибудь полезное для своего города (Таблица №5)
Для выявления заинтересованности родителей в развитии представлений дошкольников о г. Оренбурге, воспитании интереса к родному городу целесообразно провести анкетирование родителей. Вопросы анкеты позволят выяснить отношение родителей к воспитанию у детей патриотических чувств, увидеть, как в семье знакомят детей с прошлым и современностью Оренбурга, воспитывают интерес к нему.
Результаты анкетирования дадут возможность педагогам выявить настроенность, степень заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогами и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.
Диагностический инструментарий
Диагностическая методика/задания
Цель исследования

Задание «Родной город»

Определить уровень знаний о родном городе, крае ( название своего города, района, домашнего адреса). Называть достопримечательности города, площадей, скверов, история возникновения города Оренбурга, промышленные объекты города, основные профессии людей на этих предприятиях; знаменитые люди, прославившие наш город; памятники; достопримечательности.

Задание «Символика родного города»

Определить уровень характерных знаний о гербе родного города.

Задание «История народной культуры и традиций»
Определить уровень знаний о культуре и традициях народов Оренбургского края.

Задание «Историко-географический и природный компоненты родного края»

Определить уровень знаний о историко-географическом расположении родного города, о природных богатствах.

Задание «Личностное отношение к родному городу»

Определить отношения к родному городу. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.

Методика «Угости конфетой»
Определение отношения детей к людям другой национальности.

Методика «Сестренки»


Контрольные задания для определения уровня знаний о родном городе у старших дошкольников.
Задание 1. «Родной город»
Цель: Определить уровень знаний о родной городе, крае (знать название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, площадей, скверов)
Предварительная работа: Беседы, занятия, экскурсии
Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.
Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.
Оценка результатов.
Высокий уровень ( З балла)
Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улиц, площадь.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Задание 2 «Символика родного города»
Цель: Определить уровень характерных знаний о гербе родного города.
Материалы: Герб города Оренбурга и других городов.
Методы: беседа, игра.
Ход проведения: Ребенку предлагается из различных символик выбрать герб родного города и объяснить свой выбор. Беседы и рассматривание герба города Оренбурга.
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла).
Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику оренбургского герба. Проявляет интерес.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах герба и их значении.
Низкий уровень (1 балл)
Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.
Задание 3 «История народной культуры и традиций»
Цель: Определить уровень знаний о культуре и традициях русского народа.
Предварительная работа: Беседы, задания.
Условия: Уголок краеведения в группе.
Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть альбомы с иллюстрациями, традиции горожан, «Чем славен Оренбург», «Оренбург, многонационален» рассказать о впечатлениях.
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
Рассматривая иллюстрации ребенок безошибочно называет предметы, их использовании в быту, знает, чем славится наш город. Называет людей разных национальностей, проживающих в городе. Знает название народных праздников, их значение. Называет места культуры и отдыха горожан.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок в основном правильно называет предметы. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет, чем славится наш город. Называет людей разных национальностей, проживающих в городе. Не знает название народных праздников, их значение. Называет места культуры и отдыха горожан, но путает их на иллюстрациях. В отдельных случаях затрудняется ответить.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет изображения на иллюстрациях. Затрудняется при ответе на вопросы взрослого. Часто обращается за помощью.
Задание 4. «Историко-географический и природный компоненты родного края»
Цель: Определить уровень знаний о городских природных богатствах; об историко-географическом расположении родного города.
Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки. Д/игра «Что лишнее?»
Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении города, о растительности, животном мире природы города. Спрашивает: какая река протекает в нашем городе? Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет на городских улицах. Какие степные обитатели живут в черте города?
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень: (2 балла)
Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.
Задание 5 «Личностное отношение к родному городу»
Цель: Определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе?
- Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музеи нашего города?
-Что бы ты сделал для своего города, микрорайона, улицы?
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал, вносит интересные предложения для облагораживания городских улиц. Ребёнок передает настроение, впечатление.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Методика «Угости конфетой» (Составитель: Суслова Э.К.)
Методика рассчитана на индивидуальную работу с каждым ребенком. Предполагает наличие 68 картинок с изображением мальчиков и девочек 34 национальностей. Детей заранее знакомят с ними, называя при этом имена и национальность сверстников. К примеру: «Вот украинские ребята Галина и Грицко, вот азербайджанские Гюнай и Яшар, здесь русские Танечка и Николаша, а это англичане Билл и Мегги. Видишь, какие разные у них костюмы?» После небольшой паузы обращается к одному ребенку: «Посмотри, Андрюша, как много вкусных конфет в вазочке, они твои, ты можешь съесть их сам (конфеты кладут по количеству картинок и одну для ребенка). Только вот сладости любят все ребята. И те, с которыми ты познакомился сегодня, тоже. Может, угостишь кого-нибудь? Кого ты хочешь угостить? А почему именно его (ее, их всех)?»
Результаты введения детей в проблемную ситуацию «Угости конфетой» для удобства и точности могут фиксироваться на карточках, где отражается характер действий ребенка (угощает, оставляет себе, угощает одной конфетой, остальные оставляет себе и так далее).
В графу «угощает» вписывается национальность или имена девочек и мальчиков, изображенных на карточках. Выбор помечается плюсом.
В выводах следует отметить: эгоистичны дети или отличаются добротой, оказывают ли они кому-нибудь предпочтения или одинаково доброжелательны ко всем, какова мотивировка их выбора.
Методика «Сестренки» (Составитель: Суслова Э.К.)
Индивидуально контактируя с 23 детьми старших групп, экспериментатор предлагает каждому из них выполнить творческое задание: придумать завершение рассказа под названием «Сестренки».
«Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась и вошла заведующая детским садом с двумя чернокожими девочками, мало похожими на тех, что сидели за столами. Одна из них тихо произнесла какие-то непонятные слова (оказывается, она поздоровалась по-английски), другая с любопытством рассматривала детей. Татьяна Петровна сказала, что сестренок зовут Бахарнеш и Анина. Недавно они приехали с родителями из Эфиопии. Теперь будут ходить в детский сад. А дальше вот что произошло».
«Так что произошло потом, как ты думаешь?» спрашивает экспериментатор у ребенка.
Продолжение рассказа, вопросы ребенка к экспериментатору и выявленное на их основе отношение фиксируются на карточках (доброжелательное, индифферентное, недоброжелательное).

Примерная таблица заполнения данных диагностического исследования представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста
Фамилия имя ребёнка
Контрольные задания


Родной
город
Символика
родного
города
История
народной
культуры и
традиций
Историко-
географический
и природный
компоненты
родного города
Личностное
отношение к родному городу и отношения к людям другой национальности










Высокий уровень (13-15 баллов)
Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Оренбурга, может объяснить символику Оренбургского герба; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.
Средний уровень (8-12 баллов)
Знает название города, свой домашний адрес, герб города Оренбурга; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (5-7 баллов)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия города, не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.










13PAGE \* MERGEFORMAT14215



15