Презентация методической темы Моделирование — один из инструментов формирование познавательных УУД


Моделирование — один из инструментов формирования познавательных УУД Презентация подготовлена учителем начальных классов БОУ г.Омска «Гимназия №84» Митькиной И.Ю. Под моделированием понимается замена действий с обычными предметами, действиями с их моделями - уменьшенными образцами, муляжами, макетами, а также с их графическими изображениями: рисунками, схемами чертежами. Комплексная работа (3 класс) Актуальность Моделирование в обучении необходимо по ряду причин:чтобы сделать возможным полноценное и прочное овладение учащимися методами познания и способами учебной деятельности;для формирования у школьников полноценных умственных действий;для формирования научно-теоретического стиля мышления; для развития рефлектирующей деятельности обучающихся. Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н.Н.Поддъяковым основан на принципе замещения реального предмета или понятия другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком на доступной для ребенка формемышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объектапозволяет одновременно решить сразу несколько задач: привить детям основы логического мышления, научить простому счету, облегчить ребенку познание знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям Модель (лат. тodulus - мера, образец) - искусственно созданный объект в виде схемы, чертежа, логико-математической знаковой формулы, физической конструкции др. Модель отражает и воспроизводит в более простом уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения исследуемого объекта. Иначе говоря, модель ­ это представитель, заместитель оригинала в познании или на практике. Для чего же младшим школьникам необходимо овладеть методом моделирования? Введение в содержание обучения понятий модели и моделирования существенно меняет отношение учащихся к учебному процессу.Делает учебную деятельность осмысленной и более продуктивной.Целенаправленное и систематическое обучение методу моделирования приближает младших школьников к методам научного познания, обеспечивает их интеллектуальное развитие. Окружающий мир Солнечная система (групповая работа) Первые модели 1 класс (групповая работа) 1 класс (групповая работа) Русский язык - 2 класс (начало года и конец) * Повествование Моделирование на уроках литературного чтения Сказка Волшебные герои Волшебные события Повесть Много героев Несколько событий Одно реальное событие Несколько героев Рассказ Математика Разные графические модели одной задачи В виде рисунка:В виде условного рисунка:В виде чертежа:В виде схематизированного чертежа: Модель - таблица 1. Расстояние S Скорость V Время t S=V·t 2. Работа А Производительность V Время t A=V·t 3. Стоимость С Цена а Колличество n C=a·n 4. Кол-во квартир в доме К Количество квартир на 1 этаже r Количество этажей n K=r·n Организация деятельности Типология заданий - изучить следующие виды моделей: рисунок, краткую запись, схему, чертеж, таблицу; - научиться применять к одной и той же задаче несколько видов моделей - сравнивать несколько моделей между собой - выбирать из множества изученных моделей наиболее подходящую к предложенной задаче - анализировать, дополнять или упрощать предложенные модели. - составлять задачи по предложенным моделям, устанавливать соответствие между содержанием задачи и схематическим рисунком, чертежом; - выбирать из данных задач ту, которая соответствует предложенному рисунку, чертежу; - выбирать из нескольких предложенных схематических рисунков тот, - который соответствует данной задаче; - выбирать из данных решений такое, которое соответствует схематическому рисунку, чертежу; - находить ошибки в данном рисунке, схеме; - определять по рисунку, чертежу все арифметических способы, которыми может быть решена данная задача; - контролировать ход решения задачи, проверять ее решение. Актуальность Моделирование в обучении необходимо по ряду причин:чтобы сделать возможным полноценное и прочное овладение учащимися методами познания и способами учебной деятельности;для формирования у школьников полноценных умственных действий;для формирования научно-теоретического стиля мышления; для развития рефлектирующей деятельности обучающихся. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим процессом и давал для него материалы»К.Д.Ушинский Практическая работа Построить модель одной из частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол). Требования к моделям:1. Модель должна отображать обобщенный образ и подходить к группе объектов2. Раскрывать существенное в объекте3. Быть многофункциональной Спасибо за внимание!