Использование технологии Web-квест для дистанционной формы обучения


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Кузнецова Любовь Авенировна Китовская муниципальная средняя общеобразовательная школа Использование технологии " Web - квест" для дистанционной формы обучения Модернизация образования, базирующаяся на новых информационных технологиях, предполагает формирование новых моделей учебной деятельнос ти, использующих информационные и телекоммуникационные средства обучения. В новой ситуации не только содержание, но и формы, технологии обучения важны для создания позитивной ориентации обучающихся на образовани е. Использование современных информационных технологий не только повышает эффективность образовательного процесса, но и содействует его привлекательности в глазах учащихся. Одновременно новые технологии позволяют развивать сетевые формы организации образов ания, а также образовательные среды. Националь ная образовательная инициатива ©Наша Н овая школаª декларирует, что ©изучать в школах необходимо … способы и технологии, которые пригодятся в будущемª. Учащиеся должны научиться ©изобретать, понимать и осваива ть новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознава ть возможностиª. Этот процесс должен поддерживаться ©распространением электронных образовательных ресурсов, развитием дистанционных технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет ". Система образования из транслятора знаний должна превратиться в механизм развития способностей человека. А формирование любой компетентности происходит чере з практическую дея тельность, о рганизовать которую позволяет использование современных информационны х технологий, в частности, сервисов Интернет. Зачастую работа школьника в сети Интернет сводится к "поглощению" информации из различных источников - от копир ования рефератов , текстов до копирования идей, что не становится реальной базой для развития компетентности личности. Конечно, поиск информации в сети, ее оценка и отбор - необходимые навыки информационной деятельности современного человека, но и этому следует обучать. Формирование таких навыков ‬ задача используемых технологий обучения. Одна из них ‬ технология Web - квестов. Об ратимся к словарю. Что такое "квест "? Это приключенческая игра (от англ. quest - поиски ) - один из основных жанров компьютерных игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. При этом сюжет иг ры может быть предопределённым ил и же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока. Образовательный Web - квест - это проблемное задание c элементами ролевой игры , для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Это своего рода исследовательски й проект , охватывающий отдельную проблему, отдельный учебный предмет или межпредметный, разработанный для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы . Web - квесты могут быть краткосрочными (в рамках 1 - 3 уроков) и долгосрочными (на протяжении изучения раздела, темы) . Краткосрочный web - квест помогает обучающимся приобрести новые знания и интегрировать их в свою систему знаний. Долгосрочный web - квест направлен на расширение и уточнение понятий с анализ ом полученных знаний. Пробле мное задание web - квеста формулируется на сайте , размещенном в локальной сети или в Интернете (в упрощенном варианте это может быть и интерактивная презентация). С ним работают учащиеся, выпол няя ту или иную учебную задачу на разных уровнях обучения. Web - к вест ‬ это продукт совместной деятельности учителя и обучающихся . Роль педагога - организовать грамотную работу учащихся в Интернете, сформировать ключевые компетентности учащихся. Результатом работы с Web - квестом является публикация мини - проектов учащихся в виде Web - страниц и Web - сайтов (локально или в Интернет). W eb - квест имеет определенную структуру, с которой должен быть знаком каждый участник работы: 1. вступление с описанием сценария квеста и предварительным планом работы; 2. формулировка задан ия (постановка проблемы) с четко определен ными результат ами самостоятельной работы ; 3. с писок информационных ресурсов, необходимых для выполнения задания; 4. распределение ролей - список ролей, от лица которых можно выполнить задания; 5. о писание плана работы (этапов) и задания д ля каждой роли; 6. о писание критериев оценки Web - квеста; 7. указания к форме представления собранной информации; 8. з аключение (выводы) по итогам выполнени я самостоятельной работы над Web - квестом. Web - квесты лучше всего подходят для работы в мини - группах, но это удобная форма работы и для дистанционного обучения, так как поставленная проблема может быть решена как одним учащимся с постепенным освоением предложенных ролей, так и несколькими учащимися, обучающимися дистанционно, с распределени ем ролей между ними . В таком случае следует использовать Web - квест, размещенный в сети Интернет. Следует отметить, что распределение ролей между учащимися и работа по предложенному плану не носит соревновательного характера. В процессе работы над Web - кве стом происходит взаимное обучение умениям работы с компьютерными программами и Интернет. В случае командной работы и тоги выполнения каждого задания участники подводят совместно и обмениваются материалами для достижения общей цели (например, для создания са йта или отчетной презентации) . Е сли работа ведется дистанционно, то форма отчета по проделанной работе зависит от индивидуальных умений обучающихся. Оформление результатов может быть поручено одному из них, уверенно владеющему технологией создания web - стра ницы, при этом должно быть налажено сетевое взаимодействие между участниками работы для обмена информацией. Ключевым разделом любого Web - квеста является шкала критериев оценки, в соответствии с которой участники проекта оценивают и самих себя, и товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель. Оценка результатов может проходить путем обсуждения или интерактивного голосования. Примером краткосрочного Web - квеста, реализованного на двух уроках информатики является проект "Память потомков", по священный 300 - летию М. В. Ломоносова. Этот Web - квест - межпредметный, так как по идее квеста роли распределялись между экспертами в различных предметных областях (географ, историк, астроном, литератор, химик и др.). Основные задачи данного Web - квеста : 1. В ыявить различные объекты в России и за рубежом, свя занные с именем М.В. Ломоносова, с обрать дан ные об объектах в сети Интернет. 2. Классифицировать найденные объекты. 3. Сделать выводы по результатам исследования о роли М.В. Ломоносова в развитии науки и искусства. Также следовало ответить на проблемный вопрос: Каким образом можно увековечить память М.В. Ломоносова в Ивановской области? Работая над квестом учащиеся узнали, как хранят память о велик ом человеке благодарные потомки, какие заслуги М. В. Ломо носова наиболее оценен ы. Б ыли высказаны предложения о том, как увековечить память М.В .Ломоносова на Ивановской земле. Учащиеся расширили свои знания о грамотных способах поиска информации в сети Интернет, узнали о до стижениях великого русск ого ученого в на уке и искусстве, научились работать в группе с сетевым продуктом, структурировать информацию, оформлять результаты поиска в наглядном виде. Очевидно, что создание хорошего квеста требует больших затрат времени и умений отбирать информац ию, максимально соответствующую поставленным учебным задачам. Но, несомненно, W eb - квест поможет интерес но организовать учебный процесс, в том числе и дистанционно. Используя данную технологию, педагог создае т условия для успешного формирования информационных и коммуникационных компетентностей учащихся .