Внеклассное чтение Русская народная сказка «Морозко»


МКОУС(К)ШИ пгт АрбажВнеклассное чтениеТема: «Русская народная сказка «Морозко»
(открытое занятие в 3 классе)
Воспитатель Федяева Н.В.
Тема: Русская народная сказка «Морозко».
Цели занятия: 1)образовательные:-обобщить знания детей о прочитанных сказках;-познакомить с содержанием русской народной сказки «Морозко». 2)коррекционно-развивающие:-развивать логическое мышление, внимание, память и речь детей через игровые моменты;-развивать навык техники чтения. 3)воспитательные:-воспитывать интерес и любовь к чтению сказок, положительные качества характера через поступки героев.
Оборудование:выставка книг, фильмоскоп, диафильм, карточки с заданиями, таблички со словами, костюм почтальона Печкина, посылка с призами, телеграммы, ребус, бумажные снеговички.Ход занятия:
I.Организационный момент. 1. Мобилизирующий этап- психологическая разминка.-Здравствуйте дорогие ребята, гости званые. Я очень рада видеть вас. Ребята, сейчас мы с вами проведём разминку. Вам она обязательно понравится. «Дышите глубоко, расслабьте плечи, тихонечко отпустите голову на грудь. Позвольте голове медленно качаться слева- направо, справа- налево. Ваш подбородок рисует улыбку». Молодцы ребята, вы всё хорошо сделали, и я думаю, она обязательно поможет вам на занятии хорошо работать и быть внимательными. 2. Беседа.-И первое задание на внимание. Опишите, что нового появилось в нашем классе? (гости, выставка книг, надпись на доске: зачин, концовка, волшебство, трехкратные повторы.)-Что объединяет выставку книг с надписью на доске? ( сказка).-Какие бывают сказки? ( народные и авторские).-Что значит авторская сказка?-Что значит народная сказка?-Чем сказки отличаются от других литературных произведений?-назовите добрых сказочных героев.II. Основный момент. 1. Почтальон Печкин вручает посылку с заданиями. (стук в дверь, заходит почтальон Печкин).
-Здравствуйте. Я почтальон Печкин. Принес вам посылку и телеграммы. И я вам их отдам. Только распишитесь вот здесь. До свидания.-Ребята, от кого могут быть эти телеграммы? (дети зачитывают телеграммы и называют сказочного героя.)« От дедушки ушёл, от бабушки ушёл. Скоро буду у вас.»« Спасите! Нас съел Серый волк.»«Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение.»-А в посылке подарки с заданиями. Ребята, давайте их выполним. а) « Самому смекалистому».


ребус, имя сказочного героя. б) « Знаток сказок».по отрывку назови сказку и автора.« Скачет лошадь непростая-Чудо- грива золотая.По горам парнишку носит,Да никак его не сбросит.Есть у лошади сынок-Удивительный конёк,По прозванью… (Ершов « Конёк- Горбунок»)« С букварем шагает в школуДеревянный мальчуган.Попадает вместо школыВ полотняный балаган.Как зовется эта книжка?Как зовется сам мальчишка? ( А. Толстой « Золотой ключик, или Приключения Буратино»)«Нужен мне работник:Повар, конюх и плотник.А где найти мне такогоСлужителя не слишком дорогого? ( Пушкин « Сказка о попе и работнике его Балде»)« Вымолвил словечко -покатилась печка.Прямо из деревник царю да царевне.И за что, не знаю,повезло лентяю.? ( Р.н.с. « По щучьему велению»)
в) « Лучшему рассказчику»коротко пересказать ранее прочитанную сказкуг) « Самому внимательному»по картине назвать сказку. ( « Золотой ключик», « Приключения Гулливера», »Конёк- Горбунок», « По щучьему велению», « Морозко».)- Какую сказку мы с вами еще не читали?-В какое время года происходит действие сказки?-Как вы догадались?« Морозко»- это русская народная сказка. И сегодня мы с вами познакомимся с её содержанием.3) Упражнение « Равновесие»Проверим осанку. Сесть прямо, распрямит плечи, положить себе на голову книгу. Стараясь удержать предмет на голове, сосчитаем до 10.4) Просмотр диафильма « Морозко».- Внимательно смотрите диафильм и ответьте на вопрос: « Почему Мороз дедову дочку наградил, а старуху нет?»5) Физкультминутка. (дети выполняют движения в соответсвии с текстом) Ручки вверх, ручки вниз. На носочках подтянись. Ручки ставим на бочок, На носочках скок-скок-скок. А затем поприседаем, Никогда не замерзаем.
6)Беседа по диафильму.-Почему Мороз дедову дочку наградил, а старухину нет?-Кто, по вашему мнению, положительный герой в сказке? Почему?-Кто отрицательный герой? Почему? Давным - давно народные сказки передавались из в уст в уста. Позднее их стали собирать записывать. И до наших дней дошло несколько вариантов сказки « Морозко».Когда вы будете читать сказку сами, определите, чем она отличается от диафильма?7)Словарная работа. МАЧЕХА - не родная мать. ХАТА- дом. ТРЕСКУН- МОРОЗ - сильный мороз.8) Чтение сказки детьми вслух и беседа по ней.- Отчего мачеха была злой?
-Какой плохой поступок она совершила?-Что случилось со старухой и ее грубой, ленивой дочкой?Что случилось с доброй и трудолюбивой дочкой?- Чему учит эта сказка?-Почему Морозко пишется в тексте с большой буквы?
III. Закрепление. 1) Работа с пословицами.-Выберите пословицу, которая подойдёт к этой сказке.« Без друга на душе вьюга.»« За доброе жди добра, за худое - худа.»-Что означает слово «худое»?-Как вы понимаете эту пословицу? 2) Игра « Добро, зло».Ребята, оцените свои прошлые поступки. Поднимайте табличку « Добро», если это добрый поступок, и табличку « Зло», если поступок плохой.-не выучил таблицу умножения;-сделал деревянную лопату;-раскидал свои вещи по классу;-украл игрушку;-внимательно выслушал объяснение взрослого;-обозвал грубыми, нецензурными словами товарища.-Какой вывод нужно сделать для себя?
IV. Итог.-Какую новую сказку мы сегодня читали?-Какие поступки нужно совершать? Почему?-Что вам больше всего понравилось на занятии?Нарисуйте широкую улыбку снеговику, если занятие понравилось.
Самоанализ занятия.Тема: Русская народная сказка « Морозко»
Цели занятия:1)образовательные:- обобщить знания детей о прочитанных сказках;-познакомить с содержанием русской народной сказки «Морозко». 2)коррекционно-развивающие:-развивать логическое мышление, внимание, память и речь детей через игровые моменты;-развивать навык техники чтения. 3)воспитательные:-воспитывать интерес и любовь к чтению сказок, положительные качества характера через поступки героев.
Тема и цели занятия соответствуют целям и задачам общешкольного учебно-воспитательного плана, рабочей программе по воспитательной работе в 3-м классе и моему индивидуальному плану.При постановке целей занятия и его планировании старались учесть возрастные особенности и уровень развития детей. Учитывала и индивидуальные особенности.Этапы занятия были логически последовательны и взаимосвязаны. Структура занятия соответствовала поставленным целям обучения, коррекции и воспитания. Наблюдалась связь занятия с жизнью, учебными предметами. В процессе работы использовала различные методы: метод стимулирования, беседа, игра, просмотр диафильма.Для подготовки детей к работе, для предотвращения усталости были применены здоровьесберегающие упражнения.По возможности были созданы оптимальные санитарно- гигиенические условия( проветривание класса, влажная уборка.)Занятие проходило в атмосфере доброжелательности и взаимопонимания. Дети были активны, старались давать полные ответы, успешно справились с заданиями.Интерес детей к работе сохранялся до конца. Я думаю, цели занятия были достигнуты.