Тематический план по дисциплине Детская литература с практикумом по выразительному чтению


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Детская литература с практикумом по выразительному чтению».
Наименование разделов и тем. Содержание учебного материала; практические занятия, самостоятельная работа обучающегося. Объем часов Уровень освоения
МДК 01.03. Детская литература с практикумом Всего:87
Ауд.-54
СРС-33 Тема 1. Введение Содержание 2 1 Детская литература – как учебный предмет.
Специфика детской литературы.
Круг детского чтения детей младшего школьного возраста ХХI века. Литературное речевое творчество детей. Основные виды изданий книг для детей.
Этапы развития русской и зарубежной детской литературы.
Связь курса детской литературы с преподаванием чтения в начальной школе.
Профессиональная направленность курса детской литературы. Использование средств речевой выразительности при чтении произведений разных жанров. 2
Тема 2. Устное народное творчество Содержание 8 1 Народное творчество – как часть общечеловеческой культуры. Виды народных песенок и малые фольклорные жанры. Колыбельные, пестушки, потешки. Прибаутки, небылицы. Педагогическая ценность небылицы. Заклички, приговорки. Пословицы и поговорки. Загадки. Детский игровой фольклор.
Современный детский фольклор. Кумулятивные сказки. Сказки о животных. Традиционные герои русских сказок. Волшебные сказки. Бытовые сказки. Сказки разных народов.
Былины в чтении младших школьников. Признаки и построение. Конфликт, герои. Художественная и историческая ценность русского героического эпоса.
Мифы древнего мира. 2
2
2
2
2
Практические занятия 1 Чтение наизусть произведений малых фольклорных жанров. 2 Литературно-художественный анализ русских народных сказок. 3 Особенности чтения русских народных сказок. Тема 3. Круг чтения детей в Средневековой Руси Содержание 2 1 Ветхий Завет. Сказания о прекрасном Иосифе и Моисее. Десять заповедей. Новый Завет. Сказания о Рождестве Христовом. Нагорная проповедь. Притчи Христа. 2
Практические занятия 1 Чтение переложений библейских сказаний. Чтение отдельных глав Ветхого и Нового Завета. Тема 4. Возникновение и развитие детской литературы в России Содержание 2 1 Древнерусская литература ХI-XVII вв. Первые рукописные и печатные книги для детей. Первые детские поэты на Руси. Литературная, педагогическая и издательская деятельность Н.И.Новикова. Становление теории и критики детской литературы. 2
Тема 5.1 Произведения для детей русских писателей XIX века (1 половина). Поэзия в детском чтении. Содержание 6 1 Басни И.А.Крылова в детском чтении.
Сказки В.А.Жуковского
Стихи и сказки А.С. Пушкина
П.П.Ершов и сказка «Конёк-горбунок».
1
1
2
2 2
Тема 5.2 Проза в детском чтении В.Ф.Одоевский. Сказки « Мороз Иванович», «Городок в табакерке» – мир детского сознания и научно-познавательный характер сказок.
Повесть-сказка А.Погорельского « Чёрная курица, или Подземные жители».
2
2
Тема 6. Русская детская литература (2 половина 19 века) Педагогическая и литературная деятельность К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого. Художественные принципы книг для начального этапа чтения.
Литературная сказка 2-ой пол. XIX в Д.Н.Мамин-Сибиряк. Сказки и повести.
В.М.Гаршин сказка «Лягушка – путешественница».
Проза для детей и в детском чтении: рассказы А.П.Чехова, А.И.Куприна, о животных, о детях.
Родная природа и детство в русской поэзии XIX в. (Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет и др.). Русская поэзия рубежа XIX – XX вв. в круге детского чтения. 2
2
2
2
2 Практические занятия 1 Литературно-художественный анализ авторских сказок из круга детского чтения (по выбору преподавателя). Комментированное чтение. 2 Анализ басен И.А.Крылова. Особенности чтения басен. 3 Сравнительный анализ произведений К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого. 4 Требования к выразительному чтению произведений пейзажной лирики. Составление речевых партитур через эмоционально-образное видение. Жизнь природы и мир чувств в поэзии XIX в. Тема 7. Произведения для детей XX в. Содержание 1 Роль М. Горького в становлении и развитии новой детской литературы. М. Горький. Сказки.
Классики детской литературы. К.И. Чуковский. Очерк жизни и творчества. Стихи и сказки.
В.Маяковский – детям.
С.Я.Маршак. Очерк жизни и творчества. Стихи и сказки.
Стихи А. Барто для детей
2
2
2
2
2
2
Тема 8. Художественно-познавательная литература для детей. Б.С. Житков в детской литературе.
М.М. Пришвин в детской литературе.
Гуманизм в произведениях В.В. Бианки для детей.
Е.И. Чарушин в детском чтении. 2
2
2
2 Практические занятия 1 Чтение наизусть стихотворений А.Барто, С.Михалкова. 2 Письменный анализ сказки В.В.Бианки, рассказов М.М.Пришвина, Е. Чарушина. Тема 9. Юмор в детской книге. Содержание 1 Рассказы. Н.Н. Носов. 1 Тема 10. Содержание 1 С.В. Михалков. Очерк жизни и творчества. Стихи и поэмы. 1 Тема 11. Мировая и художественная литература для детей. (Самостоятельное изучение) Содержание 1 Сказки Ш.Перро, Я.и В. Гримм, Г.Х.Андерсена. Влияние фольклора на развитие французской, немецкой литературной сказки. Значение поэтического творчества Э.Лира, Л.Кэрролла для развития детской поэзии XX в. Сказки о природе и детстве Р.Киплинга, А.А.Милна. Скандинавская традиция литературной сказки: А.Линдгрен, Т. Янсон. Рассказы-Д. Лондона, М.Твена, Ж.Верна, Ч.Диккенса в детском чтении. 2
Практические занятия 1 Подготовка докладов и презентаций по произведениям изучаемых авторов. 2 Литературно-художественный анализ произведений из круга детского чтения. 3 Особенности чтения рассказов. Самостоятельная работа при изучении Раздела 2.2 ; Тема 11
Подготовка сообщений и наглядных средств их презентации.
Составление опорных схем, терминологического словаря; составление кратких конспектов; подготовка ответов на вопросы; подбор примеров на основе изучения художественной и педагогической литературы.
Систематическая проработка конспектов занятий и специальной педагогической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите.
Подбор примеров на основе изучения художественной и педагогической литературы. 33