Технологическая карта урока по повести А.С. Пушкина Выстрел.


Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Мотивация учебной деятельности на доске записывается слово дуэль, предлагается записать свои ассоциации с этим словом.
Две ученицы готовят доклад на три минуты о дуэли.
Выделите в этом определении ключевые слова
Как вы понимаете данное определение? Что такое честь и почему её нужно защищать? Давайте сравним ваш ответ с определением, которое дано в толковом словаре С.И. Ожегова. На экран выводится определение.
На предыдущих уроках мы с вами знакомились с творчеством А.С. Пушкина. Как дуэль связана с его именем? записывают свои ассоциации в тетрадь, затем озвучивают
рассказывают доклад по приготовленному плану. Далее все записывают, что такое дуэль в тетрадь. (Дуэль – это поединок между двумя людьми, цель которого ответить одному из дуэлянтов за нанесённое оскорбление чести, с соблюдением максимально честных и равных условий боя). Выделяют ключевые слова (поединок, оскорбление чести). Ответы учащихся: честь – нравственное качество человека, человек достойный уважения
Погиб на дуэли Регулятивные, познавательные
Актуализация знаний Давайте вспомним, с каким сборником А.С. Пушкина мы познакомились с вами на прошлом уроке?
Какие повести входят в этот сборник?
В какой из повестей дуэль является главным эпизодом?
Как вы думаете, почему в начале урока мы обращались к понятию дуэль? Как это связано с нашей повестью? Давайте сформулируем тему урока и запишем в МЛ.
О чём будем говорить? Т.е. какова цель урока? Что нам необходимо сделать для того чтобы раскрыть эту тему? Какие шаги\ задачи мы для этого должны предпринять, чтобы достичь цели? Повести Белкина
Метель, Гробовщик, Барышня – крестьянка, Выстрел.
Выстрел
Тема урока: Роль дуэли в повести А.С. Пушкина «Выстрел». Записывают тему урока в маршр.листе (МЛ).
Цель: объяснить, какую роль играет дуэль в повести. Записывают\ фиксируют в МЛ. Прочитать, проанализировать эпизод с дуэлью, сравнить, сделать вывод. Регулятивные, пзнавательныеЭтап восприятие текста (предтекстовая деятельность) Два эпиграфа на экране: «Стрелялись мы», «Я поклялся застрелить его по праву дуэли (за ним остался ещё мой выстрел)»
Как вы думаете, для чего Пушкин взял два эпиграфа к повести?
Кто из героев участвовал в дуэли и сколько раз?
Приём Ориентиры предвосхищения.
Физминутка. Они относятся к разным частям текста. Первый к первой главе. Второй ко второй. Записывают почему два эпиграфа, с чем это связано в маршрутный лист, зачитывают свои ответы (работают в паре).
Регулятивные, познавательные,коммуникативныеЭтап осмысление текста. Текстовая деятельность Дети поделены на 4 группы, в которых постоянно работают. Перед работой с эпизодами дуэли в маршрутном листе выполняют задание на толкование термина (портрет героя, поведение героя, внутреннее состояние героя, речь героя)
Все работают с 1 дуэлью. Первая группа анализирует портрет героев, вторая - поведение, третья - внутреннее состояние, четвёртая - речь героев.
Все делают пометки о дуэли.
Работа по 2 дуэли.
На чём построен сюжет повести? В чём это проявляется? ( как ведут себя герои? докажите это с помощью примеров из текста ) Какова причина первой дуэли?
Как изменились герои при второй дуэли?

В начале урока мы говорили о том, что противники защищают свою честь, а следуют ли наши герои законам дуэли?
Находят соответствие термина и толкования, записывают в маршрутный лист
Анализируют задания, делают записи
Записывают свои пометки и вопросы для обсуждения в маршрутный лист.
Обсуждают результат анализа между группами, делают вывод, что сюжет построен на столкновении характеров. В первой дуэли граф и Сильвио незаурядные личности, оба принадлежат к высшему свету. Сильвио стремится утвердить своё первенство, а граф беззаботен и не соперничает с Сильвио, ведёт себя бездумно, на момент первой дуэли ему 20 лет. Он не задумывается о последствиях, не обрёл смысла жизни, ему нечего терять. Сильвио признаётся, что самолюбие и зависть толкнули его на ссору с графом, его раздражает беззаботность графа.
Прошло шесть лет, Сильвио уже не борется за первенство и славу, он забывает всё это, одержимый местью, он ждёт когда граф повзрослеет, поймёт и оценит жизнь. Во время второй дуэли словно меняются местами, для Сильвио дуэль – это игра, которая должна произойти по его правилам. Теперь ему безразличен исход. Граф повзрослел, собирается жениться, ему есть что ценить и терять. Маша, вступившись за графа, становится пешкой в игре Сильвио, её унижение – это унижение самого графа, Сильвио доволен.
У героев ложное представление о чести, морали.
Честь Сильвио задета тем, что он отказывается стреляться с пьяным поручиком, дуэль – это ответ на оскорбление без причины. Сильвио движим местью. Регулятивные, познавательные, коммуникативные
Рефлексия. Послетекстовая деятельность Какова роль дуэли? Считаете ли вы месть выходом из ситуации?
На основании ваших размышлений составьте синквейн о дуэли.
Как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели в начале урока ?Все ли задачи удалось выполнить? Оцените вашу работу на уроке, ответив на вопросы.
Домашнее задание : написать сочинение – рассуждение на тему «Как я понимаю идею повести А. С. Пушкина «Выстрел».
Отвечают на вопросы: С помощью этого эпизода, мы пришли к выводу, что месть бессмысленна, что подчинив себя жажде мести можно разрушить свою жизнь и жизнь другого. Дуэль помогает раскрыть характеры персонажей.
Зафиксируйте выводы по теме урока в МЛ.
Составляют синквейн в маршрутном листе. Зачитывают.
Рефлексируют, отмечают ответы в МЛ Регулятивные, коммуникативные, личностные