Методический доклад на тему: Специфика танцевально-двигательной терапии


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования « Детская школа искусств №7» г. Курска


Методический доклад
«Специфика танцевально-двигательной терапии»

Преподавателя хореографического отделения
Медяник Анджелы Григорьевны
Зачитан на III областной научно-практической
конференции «Арт-терапия - инновации в образовании»
1.04.2015 г., ДШИ №1 им. Г.В.Свиридова




Курск, 2015

Введение
В последние несколько лет среди многих увлечений, появившихся в России, есть одно, которое не может не радовать, - это увлечение танцем. Клубный танец, танец живота, латино и капоэйра, джаз-модерн и контактная импровизация, хастл и contemporary - школы и студии множатся, растут и процветают. И в целом, наше время характеризуется взрывом массовой танцевальности, повышением роли бытовых танцев в структуре масс-культа. Танец стал органичной частью нашей жизни. Он - досуг и спорт, он зрелищность и релаксация. Танец является эффективным универсальным языком общения, важным рычагом в формировании идеалов, ценностей, внутреннего и внешнего облика человека.
Начнем с истории возникновения арт-терапии через танец.
Рождение танцевальной терапии связывают со следующими именами: Мэриан Чейз (MarianChase), Лилиан Эспенак (LiljanEspenak), Труди Шуп (TrudiSchoop) и Мари Уайтхауз (MaryWhitehouse). Четыре профессиональных танцовщицы, хореографа и танцевальных педагога, представительницы танца модерн, которые начали разрабатывать данное направление терапии в США во время Второй мировой войны. Их главным и объединяющим убеждением была идея о том, что танец – это дорога для раскрытия чувств, баланс между душой и телом. Это определение очень убедительно доказывает, что хореография является универсальным средством формирования здоровой и гармоничной личности. Утверждение К.Г. Юнга о терапевтической ценности творческого выражения легло в основу разных видов современной арт-терапии, в том числе и танцевальной.
Что такое Арт-терапия?
Все чаще употребляется сочетание слов - танцевально-двигательная терапия. Употребляется в разных вариантах: танцтерапия, танцевальная терапия, данс-терапия и т.д. Но при этом, как мне кажется, те, кто употребляют эти слова, далеко не всегда понимают, о чем идет речь.
На мой взгляд, можно выделить несколько разных "пониманий":
1. нью-эйджевское - экстатический танец, танец-медитация и т.д.
2. психологическое - танцевальные техники в контексте тренингов личностного развития или индивидуальной терапии.
3. медицинское - танцтерапия как разновидность физкультуры, лечебной гимнастики или шейпинга. Туда же профессионалы танца относят такие техники как Пилатес, техники Александера и Фельденкрайса или мало известное у нас пока BMC (body-mindcentering).
Как раз о последнем понятии и пойдет дальнейшая речь.
Арт-терапия («лечение искусством») лечение танцем относительно новая область в психотерапии. В ее основе лежит метод выявления и решения психологических проблем с помощью искусства. Проблема переводится на бессознательный уровень, фантазия и чувства развиваются через символическое выражение художественных форм, что способствует при рассеянном внимании и внутренней свободе и раскрепощению.
Не все чувства и переживания можно выразить с помощью слов. Арт-терапия позволяет выявить и проработать эмоции, которые человек привык подавлять, потому что, по каким-либо причинам, их трудно обсуждать вербально.
Искусство непосредственно связано с творчеством, а творчество это универсальный способ проявления уникальной индивидуальности человека, возможность его самореализации и самоутверждения. Творческое действие, развивающее фантазию и креативность, приносит радость. Чувство удовлетворения, возникающее в результате выявления скрытых талантов и возможностей, имеет терапевтическое значение. «В подлинном творчестве всегда есть катарсис, очищение, освобождение духа от душевно-телесной стихии или одоление душевно-телесной стихии духом» (Н. А. Бердяев).
Танец и танцтерапия: различия
В чем же различие между понятиями танец и танцтерапия?
Коренное отличие терапии от большинства танцевальных направлений лежит в отсутствии предустановленного результата - образа, стиля, словаря движения. Даже в танцевальной импровизации важны законы композиции (или их нарушение), а в контексте танцтерапевтической сессии мы можем совсем не уделять этому внимания. Для танцевальной терапии важнее, ЧТО человек чувствует, когда движется. То, КАК это выглядит, имеет, скорее, диагностическую ценность.
Второе отличие - наличие танцтерапевта, т.е. человека имеющего специальное (не чисто танцевальное, и не только психотерапевтическое) образование. На современном уровне развития даже наличие хореографического опыта и психологического образования может быть лишь стартовой точкой при становлении танцтерапевта. Одна из иллюзий состоит в том, что танцтерапия - это "легкий" вид психологической работы. На самом деле, это поверхностный взгляд, который может привести только к поверхностным результатам и профанации.
Третье отличие - соотношение вербальной и танцевальной модальности. Танцевальная терапия всегда связана с установлением, углублением связей в системе "тело-сознание" и, поэтому обращается к разным языкам: как к "языкам" тела, ощущений, чувств, так и к вербальному и символическому языкам. В принципе, соотношение между двумя этими модальностями может быть различным, но "терапевтичность" процесса во многом зависит от создания адекватного контекста, возможности осмысления и интеграции опыта.
Сам контекст танцтерапии, ее позиционирование является еще одним различием. Иными словами, люди могут приходить на танцевальные занятия с не слишком осознанными "терапевтическими" запросами и удовлетворять их, но эти задачи иногда легче решить прямым образом, через танцтерапию. Возможно, что это несоответствие между бессознательными целями и техническими танцевальными занятиями приведет к обратному эффекту - отторжению самого танца; как это часто происходит в детстве, когда естественная потребность в движении слишком структурируется, подгоняется под чуждые стандарты, когда танец становится только техникой и забывается его способность иметь дело с целостностью и развитием самого человеческого существа. И, когда это забывается, танец остается невоплощенной и даже пугающей, несбыточной мечтой.
Во многих случаях, обращение к этой мечте в контексте танцтерапии дает внутреннее разрешение на большую честность и подлинность самовыражения, которые начинают проявляться в повседневной жизни.
Арт-терапия в педагогике
Танец это оздоровление. Однако четкая образовательная программа, где упражнения все время усложняются, а педагог постоянно исправляет неверные движения ученика, не дает полной свободы самовыражения, следовательно, терапевтический эффект ограничен. Включая в уроки танцевальные игры, упражнения на импровизацию для развития образного мышления, снятия напряжения и усталости в группе, можно заметить поразительные результаты: дети становятся более раскрепощенными, артистичными, общительными. Это позволит в корне пересмотреть свое отношение к культуре танца, к его назначению в жизни человека.
Целью танцевального педагога является изучение специальной танцевальной техники, тренировка тела ученика как инструмента для подготовки к эстетической форме выражения в танце. Танцевальная терапия не учит движениям и танцевальным стилям, она пытается найти собственный спонтанно сымпровизированный танец для каждого в отдельности. Развитие эстетической формы не имеет большого значения, каждый танцует, как может и как хочет, главным является раскрытие чувств посредством движения.
Танцтерапевт может взять себе в помощь какие-либо танцевальные стили: джаз, бальный, народный танец и т. д., разучив основные танцевальные шаги и их комбинации. И здесь в танцтерапии оказывается задействованным педагогический процесс. Однако акцент делается не на дисциплине танца, а на выражении эмоций через движение. В свою очередь танцевальный педагог, использующий в работе приемы танцевальной терапии, быстрее добьется нужных результатов, поможет своим ученикам в полной мере раскрыться и свободно чувствовать себя вовремя выступлений.
Для ребенка действенным методом танцевальной терапии будет являться танцевальная игра, которая стимулирует его к общению и контакту с окружающими людьми и миром. В игре ребенок быстрее и естественнее проявляет свои личные качества, которые мы можем скорректировать в лучшую сторону, используя музыку и хореографию в комплексе.
Изначально танцевальные преподавание и терапия были взаимосвязаны между собой, т.к. многие танцевальные терапевты работали танцевальными педагогами. Нам является логичным то, что основное различие кроется в конечном результате и обуславливается теми целями и задачами, которые ставят перед собой танцевальные педагог и терапевт. Очевидно, что танцевальная арт-терапия имеет свою специфику, методологию и цель, но инструмент может быть общим с искусством хореографии. Марсия Левенталь (MarciaLeventhal) отмечала, что танцевальная терапия – это процесс с четким настроем на личное развитие души и тела пациента. Фундаментом для танцевальной терапии служит движенческое выражение. Этот процесс происходит через освобождение сопротивления, которое раскрывается в телесных напряжениях или застывает в телесном якоре. Достигаемое изменение в телесных выражениях пациента становится результатом как личных, так и поведенческих изменений.
Танцевальный терапевт задействует всего себя для установления контакта с клиентом. В этом заключается огромное преимущество именно этого вида терапии. Когда есть сложности в словесном выражении чувств, танец естественным способом открывает энергию тела, способствует социализации. Выше перечисленные проблемы очень актуальны для современного общества и нуждаются в кардинальном решении их.
Несмотря на то, что в нормативных документах по содержанию и организации образовательного процесса детей старшего дошкольного возраста хореография не является обязательной областью, хореографическая образовательная деятельность приобретает широкое распространение в практике современного дошкольного образования и вводится в учебно-воспитательный процесс как дополнительная. Это связано с внедрением педагогических инноваций в систему художественно-эстетического развития детей в дошкольных учреждениях, интеграцией образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования, с реализацией интересов детей дошкольного возраста в области художественно-эстетической культуры, с удовлетворением природной двигательной активности детей и профилактикой распространенных отклонений в их физическом развитии (нарушение осанки, плоскостопие, ожирение и т.д.)
Мы должны понимать, что в данном возрасте закладываются определяющие черты будущей личности, которые могут проявиться в дальнейшем, поэтому очень важно бережно и внимательно относиться к формированию дошкольника как личности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности. Также в задачи воспитателя входит и то, что он должен подготовить малыша к одному из самых ответственных этапов жизни – школе. Занятия хореографией в любой ее форме пойдет на пользу ребенку. Если при этом его не только обучать танцам, а использовать их как инструмент в формировании разносторонней личности, мы получим терапевтический эффект, значительно улучшив физическое, психическое и эмоциональное состояние дошкольника, что, в свою, очередь поможет ему в дальнейшем безболезненно «акклиматизироваться» в школе. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.
Хотелось бы добавить, что в настоящее время существует острая необходимость в профессиональных арт-терапевтах и в создании учебно-методических комплексов по танцевальной арт-терапии, опосредованных для дополнительного образования. Это связано, в первую очередь, с заботой общества о создании условий для формирования здоровой нации, а во вторую, с очень низкой информированностью педагогов и воспитателей о существовании и возможностях современной арт-терапии, в частности танцевальной. Танцевальная арт-терапия является тем универсальным и действенным средством разностороннего развития личности, особенно она эффективна в руках профессионального педагога с хорошими знаниями в области медицины. И вся суть танцевальной терапии заключается во взаимосвязи тела, разума и духа.

Библиографический список
1. Гренлюнд, Э. Танцевальная терапия / Н.Ю. Оганесян, – СПб.: Речь, 2011. – 288 с.
2. Неменский, Б. М., Педагогика искусства / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 2007. – 255 с.
3. Ходоров, Д., Танцевальная терапия и глубинная психология / Д. Ходоров. – М.: Когито-центр, 2009. – 221с.