Арттерапия как способ реабилитации детей с ограниченными возможностями

Арттерапия - как способ реабилитации детей с ограниченными возможностями

ОГБУСО «Центр социальной помощи семье и детям «Радуга» работает с 2000года.
В настоящее время в Центре два отделения: отделение сопровождения семей имеющих детей с ограниченными возможностями и отделение помощи семье и детям. «Радуга» - небольшой центр. В нем работает дружный, сплоченный коллектив, в котором всего - 22 человека.
Я работаю в отделении сопровождения семей, имеющих детей с ограничениями в здоровье и хочу рассказать о том, как ведется работа по социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями.
Всем известно, что большинство детей с ограниченными возможностями, став взрослыми, оказываются неподготовленными к интеграции в повседневную жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика показывает, что любой человек, имеющий недостатки в психическом или физическом развитии, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.
Работа нашего отделения направлена, как раз, на создание условий для развития полноценной, творческой, самодостаточной личности.
Одним из способов развития личности ребенка является терапия средствами искусства – арттерапия. Арттерапия – это совокупность методик, построенных на применении разных видов творческой деятельности. Эти методики широко применяются всеми педагогами нашего отделения: инструкторами по труду, педагогом – психологом, логопедом, воспитателем.
Приемы арттерапии особенно актуальны, так как наш Центр посещают дети с 3 лет. У таких малышей, особенно с ЗПР и нарушениями эмоционально-волевой сферы, нет интереса к изобразительной и любой другой продуктивной деятельности. Поэтому, занятия с такими малышами строятся на широком применении различных методов арттерапии:
терапия литературным творчеством – чтение рассказов, сказок, потешек, чтение и разучивание стихов.
Изотерапия, как универсальный психотерапевтический метод. Занятия проводятся с использованием оригинальных, нетрадиционных техник с необычным набором изобразительных средств: рисование сыпучими продуктами, листьями и ватными палочками, рисование пальцами, ладонями, пульверизаторами, рисование шерстью и даже утюгом и т д.
Занятия бисероплетением и декоративной флористикой: изготовление поделок из бисера, капрона и фоамирана.
Музыкотерапия - использование на занятиях музыкально-ритмичных пауз, активное вовлечение детей с ограниченными возможностями более старшего возраста в художественно-эстетическую деятельность: участие в концертах, фестивалях, конкурсах.
Игровая терапия – драматизации, подвижные игры, игры – импровизации. Сказкотерапия – кукольный театр, театрализованные представления, чтение и анализ сказок.
Зоотерапия – посещение совместно с детьми и их родителями зоопарков, дельфинария.
Учитывая возраст и особенности малышей, имеющих ограничения в здоровье, я разработала и использую в своей работе программу по тестопластике: «Волшебное тесто».
Отличительными особенностями моей программы является то, что она направлена на тесное сотрудничество с семьей ребенка.
Ведь всем известно, что для детей самым важным условием гармоничного, всестороннего развития является постоянное внимание родителей, присутствие их рядом, тесное общение с ними. Именно поэтому, программа «Волшебное тесто» направлена на тесное сотрудничество мамы, папы с ребенком, построение тесных, дружеских взаимоотношений малыша и его родителей в процессе совместного творчества. Дети приходят на занятие с мамой или папой, можно и со старшими братьями, сестрами, садятся рядом и творят. Данная программа помогает родителям лучше понять своего малыша, его чувства, переживания, и помочь ему с ними справиться. Занятия «разбавлены» ритмичными паузами под музыкальное сопровождение, в начале занятия дети иногда смотрят короткие мультфильмы по теме, слушают сказки. Данная программа позволяет сделать процесс совместного творчества интересным, успешным и радостным.
По программе «Волшебное тесто» могут совместно с родителями заниматься дети с ограниченными возможностями в возрасте от 4-х лет. Программа рассчитана на год и поделена на модули.
И в конце хочется добавить, что арттерапия способствует развитию в человеке креативности, позитивного отношения к миру. Она позволяет раскрыть внутренние силы человека, повысить его самооценку. И что очень актуально, развивает в человеке важные социальные навыки.



15