Выступление на методическом объединении Приемы формирования и способы оценивания универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания


Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.. Сегодня перед школой встала проблема успешного усвоения учащимися новых знаний самостоятельно и без формирования универсальных способов деятельности не обойтись. В рамках отдельных дисциплин должно идти не только освоение обучающими конкретных предметных знаний, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, в том числе и на уроках гуманитарного цикла. Какие УУД можно формировать на уроках истории и обществознания?
Необходимо формирование следующих видов универсальных действий: установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность; планирование и прогнозирование, контроль и оценка; общеучебные, логические учебные действия; поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действий; анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно – следственных связей; построение логической цепочки рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Теперь главная проблема – как формировать эти умения? Считаю, что для этого можно отказаться от традиционных технологий и использовать интерактивные методы работы на уроке. На своих уроках использую технологии критического мышления «Шесть шляп мышления». В основе данного метода лежит идея параллельного мышления. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют. Автор этой методики Эдвард де Боне, который предложил разделить процесс мышления на шесть различных режимов, связав его с цветными шляпами. «Примеряя» на себя шляпу определенного цвета, мы учимся думать в заданном направлении, а смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций. Ученик, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в этот момент тип мышления, который с ней ассоциируется.
Белая шляпа: информация Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. Какой мы обладаем информацией? Какая информация нам нужна?
Красная шляпа: чувства и интуиция. Участники высказывают свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопрос.
Черная шляпа: Черная шляпа помогает видеть все негативные стороны события, явления, проблемы.
Желтая шляпа: поиск достоинств, преимущества и позитивных сторон рассматриваемой темы, помогает найти положительные стороны ситуации, увидеть плюсы явления. Почему это стоит делать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Зеленая шляпа: придумываем новые идеи, исследуем возможности. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Синяя шляпа: управляет процессом. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Метод «Шести шляп» можно использовать на уроках истории и обществознания. Так на уроке обществознания в 8 классе по теме.(«Отклоняющееся поведение») использую методику «Шести шляп» для работы со статьей «Детский алкоголизм», что позволяет рассматривать проблему детского алкоголизма с разных точек зрения, устанавливать связи между явлениями, формировать навыки самостоятельной работы с информацией.
Для успешного формирования УУД на уроках истории и обществознания необходимо разнообразить виды деятельности на уроке: составление кластера, схемы, логической цепочки, таблицы, вопросов к тексту, простого и сложного плана, рассказа на основе учебного материала и дополнительных источников информации, комментированное чтение, описание события по карте, анализ источника. Так на уроке обществознания по теме «Загадка человека» в 5 классе выделяю следующие виды деятельности: умение извлекать информацию из источника, рассказ на основе информации учебника и презентации, составление схемы, проекта «Кто на кого похож» (Подобрать фотографии внешне похожих людей: своих, своих друзей, одноклассников, знаменитых людей). Такие виды деятельности направлены на формирование метапредметных и ключевых компетенций учащихся.
Важным для формирования универсальных учебных действий является выбор способа действий, этот способ действий должен объяснить ученику учитель. Обучающемуся необходимо показать образец выполнения учебной операции (использование памятки). На уроках истории при изучении темы «Первые русские князья» в 6 классе использую памятки: «Как составить рассказ об исторической личности», «Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля», для написания эссе в 11 классе рекомендую обучающимся памятку «Примерная структура эссе», «Этапы работы над эссе». Опора на памятку позволяет осознавать и выстраивать речевое высказывание в устной и письменной форме, создавать алгоритм деятельности при решении учебных задач, т.е. формировать общеучебные универсальные действия.
На уроках истории и обществознания использую задания, которые позволяют анализировать, сопоставлять и обобщать исторические факты, самостоятельно формулировать ответы на возникшие вопросы. Такие типы заданий включает рабочая тетрадь по истории древнего 5 класс, рабочая тетрадь по истории России для 6 которая состоит из вопросов и заданий к документам, кроссвордов, тестов, логических схем, сравнительных таблиц, анализа цифровой информации. К сожалению, формировать универсальные учебные действия на уроках традиционного обучения достаточно сложно. Традиционное обучение предполагает передачу учащимся большого объема знаний, который они принимают в готовом виде. В новых условиях меняется система подачи информации, стиль отношений между учителем и учащимися. Для формирования коммуникативных действий на уроках необходимо учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, инициативное сотрудничество в поиске информации. Поэтому на уроках истории и обществознания создаю условия для возникновения проблемной ситуации, формулировки проблемы, деятельность обучающихся направлена на анализ информации, высказывание собственного мнения. На уроке обществознания в 10 классе по теме «Социальная структура общества» предлагаю для обсуждения отрывок из статьи «Неравенство» американского социолога Н. Смелзера. Учащиеся не только находят в указанной статье компоненты неравенства в социальной структуре, но и высказывают свое мнение по вопросу: «Причина социального неравенства – в способностях, богатстве или статусе?». Образовательная технология «Дебаты» способствует созданию устойчивой мотивации к обучению, а элемент состязательности на уроках стимулируют творческую, поисковую деятельность и тщательную проработку материала. Для проведения дебатов на уроках истории можно предложить следующие темы: «Петр I – чудо или чудовище?!», «Декабристы - герои или преступники?», «События октября 1917 года: переворот или революция?», «Человек – худшая или лучшая из всех живущих на земле тварей?», «П.А. Столыпин: спаситель русской деревни?». Данная форма работы стимулирует формирование всех видов универсальных учебных действий. На таких уроках учащиеся получают возможность реализовать себя и свои способности, применять на практике полученные знания, а овладение ими УУД обеспечивает успешность в учебной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
   На примере темы «Религия древних греков» можно увидеть, как меняется система подачи информации в новых условиях, когда используя                    компетентностный подход мы работаем над развитием основных УУД.
          Во втором варианте проведения урока работа направлена на развитие  универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных). На уроке развиваются не только предметные компетенции, но и надпредметные, – информационная, культурологическая. Учитель здесь выполняет роль координатора, создавая условия для работы школьников. Он не диктует свою позицию, а выступает в качестве соучастника образовательного процесса. Подобное положение на уроках истории особенно важно, когда неоднозначность и неоднородность исторического материала изначально подталкивает учителя и ученика к развитию самостоятельности мышления, самобытности выводов.
         Учитель должен использовать задания,  требующие умений находить, анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать историческую информацию.  Хорошим подспорьем в развитии УУД  являются  рабочие тетради. Они вклячают в себя целый ряд таких типов заданий, которые затруднительно включить в сам учебник.
Это, например:
 1) "умные" тесты, проверяющие не столько знание фактов, сколько понимание каких-то характерных черт, признаков, тенденций развития исторических явлений (каждое такое тестовое задание может стать затем основой для короткого обсуждения, позволяющего скорректировать представления учащихся);
2) заполнение систематизирующих и сравнительных таблиц, логических схем;
3) задания на анализ цифровой информации;
 4) задания, требующие использования информации одновременно из нескольких предлагаемых в рабочей тетради источников;
5) задания на определение персоналий по приведенной характеристике и т.д.  
        Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Все выше перечисленное вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий. Стандарты второго поколения требуют перехода от репродуктивных способов и методов передачи знаний к конструкторским и исследовательским. Следовательно, и построение урока должно быть соответствующим.
        Урок-дебаты, дискуссии - это наиболее интересная форма работы на современном этапе. На таком уроке  можно проследить не только за уровнем самостоятельной научно-поисковой работы учащихся, но и за умением использовать этот материал в работе, в нестандартных ситуациях, доказывая свою точку зрения. Чтобы дебаты прошли интересно необходимо найти такую тему, где нет  однозначной  оценки событий, что предполагает поиск доказательств, правоты своего мнения.
 Удачными могут получиться уроки-дебаты при изучении темы «Вера Засулич - героиня или преступница?», «Н. С. Хрущев «Оттепель»: миф или реальность», «Л.П. Берия: кровавый палач или жертва режима?», «П.А. Столыпин: спаситель русской деревни?» и т. д.    Даная форма работы стимулирует формирование всех видов УУД, в первую очередь  коммуникативных УУД, так как направленна на развитие способностей к согласованию действий с учетом позиций других. Это же можно продолжить на уроках с элементами ролевых игр.
      Формированию  универсальных учебных действий в значительной степени способствует      методика изучения материала крупными блоками. Основная идея данной методики: изучаемая тема не дробится на отдельные мелкие фрагменты (параграфы), а представляется целиком на лекционном занятии, затем повторно проводится через различные виды практической самостоятельной работы и, наконец, третий раз «пропускается» через сознание и память школьников посредством контрольных заданий различного характера (как репродуктивных и конструктивных, так и творческих).
Этапы работы с блоком
I. Введение в тему (составление блок-схемы).
     Самый сложный этап для учителя, так как нужно изложить большой объем материала с привлечением различных средств обучения: историческая карта, наглядные пособия, электронные пособия; мультимедиа-лекции; резентации; видеофильмы.
     Подготовка к этому этапу должна быть тщательно продумана: нужно выделить главное из огромного количества деталей и постараться изложить разделы темы единым целым. В то же время материал должен быть достаточно компактным. Главная задача учителя на данном этапе – заложить основы знаний при помощи всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, дискретной.
     Блок-схема составляется  в виде опорного конспекта (ОК). ОК требует от составителя не только глубокого знания предмета, но и межпредметных связей и дидактических задач. Используется  первичное закрепление и обобщение знаний на первом уроке, задается  воспроизведение блок-схемы на дом. Повышается осознанность и активность домашней работы. Ученик правильно излагает вопрос только в том случае, если разбирается в схеме, если усвоил самый смысл исторического явления, отраженного в схеме.
II. Урок (уроки) практических занятий.
    Этот этап блока включает в себя самостоятельную работу . Именно на данном этапе формируются умения и навыки самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, его систематизации и анализа. На таком уроке (уроках) ребята составляют план текста, формулируют определения, составляют схемы, заполняют таблицы, учатся извлекать информацию из текста. Развиваются творческие способности обучающихся: они пишут рассказы, сочинения, выступают в роли экскурсовода, рисуют, совершают воображаемые путешествия, инсценируют исторические события и т.д. Развиваются икоммуникативные способности, поскольку применяю работу в парах, группах.
     Некоторые задания на этом этапе могут быть сложными, трудоемкими, требующими волевых проявлений ученика. С целью повышения познавательной активности учащихся, стимулирования интереса, развития самооценки, волевых усилий, применяется  рейтинговая  система оценивания Составляю рейтинговую карту по теме, знакомлю с нею учащихся на вводном занятии. Ведется учет рейтинга ученика в сравнении с одноклассниками и относительно самого себя в предыдущей теме (темах). В некоторых классах при изучении определенных тем использую модульную программу, что позволяет учащимся работать в индивидуальном темпе. Объем домашнего задания зависит в этом случае от объема выполненной на уроке работы. На данном этапе работы с блоком функция учителя определяется как информационно-консультативная, организующая.
III. Урок обобщения и контроля.
Его цель: определить  уровень усвоения материала. Достигается это сочетанием самостоятельной индивидуальной и групповой работ. Эффективен дифференцированный контроль, программированные задания (тесты, в том числе и компьютерные), познавательные задачи и др. Уровень сложности может быть задан любой, он зависит от цели, степени подготовленности детей и т.д. Предложенные формы работы в основном используются  на уроках истории в старших классах.   
Мне хотелось бы остановиться на формировании познавательных УУД. Познавательные учебные действия включают умение анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, переводить информацию из одной знаковой системы в другую и т. д.
Разрабатывая план урока, учитель должен выделить основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий). Например, при подготовке темы в 5 классе «Военные походы фараонов» я отмечаю следующие виды деятельности школьников:
- рассказ на основе информации учебника, отрывка из египетской летописи,  карты и схемы;
- умение извлекать информацию из источника;
- описание объекта по схеме
- составление характеристики исторического деятеля.
Следующий шаг – подобрать способы достижения оптимального результата. Готовится раздаточный материал (на данном уроке – это отрывок из египетскойской летописи о походе фараона Тутмоса на город Мегиддо, карта, схемы.Опережающее задание учащихся:
А) класс делиться на три группы пехотинцев, колесничих и наземных наемников.
Б) внутри группы распределяется выполнение следующих заданий
- нарисовать эмблему войска;
- подготовить сообщение о вооружении;
- подготовить рассказ с показом на карте об одном из направлений военных походов по жребию в Нубию, Сирию, Палестину, Ливию.
- Работа с картой («Чтение карты»), схемой
- Анализ исторического источника
- Чтение и обобщение фактов из литературного источника.
Работа может идти как в группах, так и индивидуально.
Для анализа исторического источника используется соответствующая памятка,*** ранее уже известная ученикам. В зависимости от способностей школьники анализируют источник либо по памятке, либо без опоры на неё. После чтения литературного источника также рассказ о событии. В конце урока на основе известных фактов, с опорой на памятку**** «ученики дают характеристику Тутмосу.
Развить умение решать проблемы, искать недостающую информацию поможет работа с текстом. На своих уроках я использую следующие формы и методы:
- Составление вопросов к тексту, ответы на них
- Комментированное чтение текста
- Составление простого и сложного плана
- Составление сравнительных, хронологических таблиц
- Составление кластера
- Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу
- Составление логической схемы, цепочки
Главное – учитель должен объяснить тот или иной способ действия, показать образец выполнения учебной операции (использование памятки или другие приёмы).
Большое значение для формирования УУД имеют компетентностно-ориентированные задания. Приведу пример КОЗ на уроке в 5 классе по теме «Рим во главе Италии».
Стимул. «Город в опасности. Кто может его спасти? Воины, жители, животные, супергерой…». Выбираем животных → «Гуси Рим спасли».
Задачная формулировка. Кто, когда и по какому поводу мог сказать эти слова?
Источник информации. Учебник
Инструмент проверки. 1) требования к письменному и устному ответу: речевое оформлении, произношение, логичность изложения; 2) модельный ответ.
Бланк проверки.
      Использование КОЗ на данном уроке служит также мотивацией для дальнейшего изучения темы. Подобные задания не только направлены на самостоятельную деятельность учащихся с источником информации, метапредметность, но и на формирование ключевых компетенций.
      Уроки обществознания в большей мере дают возможность для формирования УУД. Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ позволяют приобрести главное – способность использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач.
       Ещё одной проблемой может стать оценивание сформированности УУД. Привычные средства оценки, например, тесты, не могут должным образом оценить результаты учебного процесса. Они не пригодны, если требуется не просто проверить знание дат, терминов, фактов, а применить эти знания. Традиционная форма контрольных и проверочных работ, выполняемых учениками, не подходит для оценивания УУД. Поэтому, кроме обычных тестовых заданий ученики в качестве итогового зачёта выполняют такие виды работ, как «Интервью с исторической личностью», презентации картин на исторические темы (с соответствующими комментариями историка, художника и т. д.), рецензия на исторический фильм (в старших классах). Использую также задания игрового характера.
       Правила написания синквейна:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
Пятая строчка – это слово резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Примеры:
1.                  Закон
                     Вавилонские, древние
                     Придуманные, составленные мудрым царем
                     Устанавливающие порядок в стране
                     Правило
2.                   Закон
                      Жестокий, но справедливый
                      Разрешает, запрещает, наказывает
                      Карает провинившихся сурово всегда
                      Необходимость
                   
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания дает возможность подготовить ученика обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение жизни, имеющего возможность использовать функциональные, деятельностные качества на практике, успешно овладевшего новыми знаниями, умениями и компетенциями.