ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСНОВЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА


Использование новых компьютерных технологий
на основе биологической обратной связи
в работе учителя-логопеда

Слышали ли вы о методе БОС? Оказывается, многие из тех, кто приехал на курсы по обучению, знали о нём не понаслышке: этот метод очень активно используют в нашей стране во многих городах.
БОС – это революционные технологии, расшифровывается как биологическая обратная связь. Эта связь осуществляется с помощью маленького прибора, к которому подключаются специальные датчики. Эти датчики совершенно безболезненно крепятся на грудь, человек при этом не испытывает никаких ощущений. Прибор передаёт всю нужную информацию на компьютер и мы видим и осмысливаем то, что скрыто природой.
Обращаем ли мы внимание на своё дыхание? Для нас дыхание – это так просто и привычно, оно такое само собой разумеющееся. Обычно считается, что дышать надо «полной грудью». Однако, если мы дышим только грудной клеткой, то наше дыхание остается поверхностным, диафрагма практически не задействуется, а, следовательно в процессе дыхания не задействуются нижние отделы лёгких. Постепенно воздух там застаивается и весь организм не получает достаточно кислорода.
Диафрагмальное дыхание, которым, кстати, пользуются все певцы, дикторы, и даже йоги, подразумевает активное участие в дыхательном процессе диафрагмы.
Лечебно-оздоровительное дыхание разработано в нашей стране и известно во всём мире как «дыхание по Сметанкину». В предложенном методе используется феномен дыхательной аритмии сердца, сокращённо ДАС .
При вдохе у человека должны полностью раскрываться бронхи, чтобы атмосферный воздух, богатый кислородом, мог свободно поступать в бронхолёгочную систему. Затем кровь разносит кислород и забирает избыток углекислоты. Происходит газообмен. Наступает фаза выдоха. Человек делает выдох и бронхи обязательно должны сжаться так, чтобы полностью выбросить отработанный воздух.
А сейчас немного поговорим о вегетативной нервной системе, т.к. она регулирует деятельность внутренних органов и систем. Вегетативная нервная система делится на два отдела: симпатический и парасимпатический. Симпатический нервный отдел ВНС – возбуждающая часть ВНС, парасимпатический, наоборот, тормозящая часть нервной системы. При вдохе более активен симпатический отдел, сердце учащает свой ритм, и пульс во время вдоха повышается.
Во время выдоха более активен парасимпатический отдел. Сердце замедляет свою работу, и частота пульса понижается. И чем больше разница пульса на вдохе и выдохе, тем лучше жизнь бронхов, они лучше раскрываются на вдохе и максимально сужаются на выдохе. Поскольку уровень здоровья у каждого человека разный, то и величина ДАС будет у всех совершенно разная. Величина ДАС – показатель здоровья.
Именно с помощью диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной ДАС человек может резко улучшить своё здоровье, активизировать его скрытые резервы, по собственному желанию включать механизм самоконтроля и самосовершенствовать психическое и физическое состояние. Релаксационным оно называется, потому что с его помощью мы можем расслабиться, снять стресс, накопившуюся усталость, можем тренировать сердечную мышцу, легче и спокойнее засыпать и т.д.
Стресс, как и болезни, губит жизнь бронхов! Ведь основной канал человеческого организма, который отвечает за стрессовую ситуацию – это канал дыхания. Стресс приводит к сбою в работе бронхов, что неминуемо нарушает газообмен в организме. Именно поэтому за стрессом следуют разнообразные болезни. Для того, чтобы снять стресс, усилить работу защитных сил (иммунной системы), повысить уровень газообмена, человеку необходимо перейти на дыхание диафрагмой или, как принято говорить, дыхание животом. Чтобы диафрагма работала в полную силу: сокращаясь на вдохе и расслабляясь на выдохе.
Диафрагмальный тип дыхания заложен в нас природой (маленький ребенок дышит животом, животные тоже используют этот тип дыхания).
Взаимодействие пульса и дыхания
Всем нам понятно, что дыхание хорошо поддаётся произвольному (сознательному) управлению. Мы его можем изменить по своему желанию: задержать, сделать его более частым или замедленным, более поверхностным или более глубоким. А можем ли мы управлять пульсом? В обычных условиях практически нет. Значит нужен прибор, который позволил бы детально рассмотреть и изучить жизнь пульса. И обнаружилась удивительная закономерность: динамика пульса имеет волнообразный характер – волны пульса совпадают с кривой дыхания!
Кроме того, выяснилось, что у здорового человека, находящегося в спокойном состоянии, можно обнаружить это совпадение. И стало понятно: жизнь пульса подчинена ритму дыхания! А это означает лишь одно: через функцию дыхания пульсом можно управлять! А значит, можно управлять и величиной ДАС! В итоге и был создан вот этот прибор: (и рассказать про прибор, показать датчики).
Величина ДАС (паспорт здоровья) напрямую зависит от возраста человека, от состояния его дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем; также на величину ДАС влияют эмоциональное состояние человека, его самочувствие.
У детей в норме величина ДАС достигает 40-50 ударов в минуту. У человека средних лет 25, а у пожилого человека зачастую не превышает 1-3 удара в минуту. Это всё закономерно, но! Поразительная способность дыхательной аритмии сердца в том, что она может восстановиться, т.е. поддается тренировке! А это значит, что, несмотря на возраст, на одолевающие болезни, можно улучшить своё здоровье. В итоге восстанавливается душевное спокойствие, повышается уровень здоровья, прекращается развитие болезни. Этим надо проникнуться, это становится необходимым. В центре дышат все на 5,5 и в работе, и в отдыхе!!! Реже болеют! Снимается душевное напряжение!
Людей перестают мучить головные боли, купируются приступы бронхиальной астмы без лекарств.
Количество занятий: 10-15! Так как этот тип дыхания заложен природой, то автоматически быстро переходит в жизнь, но обязательны домашние задания!!! Сеансы по 20-30 минут, по 2-5 минут работы и 1-3-минуты отдыха. Увлекательные сюжеты!
А затем коррекция речи, но это уже более длительный этап: до 40 занятий.