По организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОПВ.14 «Основы предпринимательской деятельности» по специальности: 080114 «Экономика и бухгалтерский учет


Министерство просвещения ПМР
ГОУ «Приднестровский промышленно-экономический техникум»
Методические указания
по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
по учебной дисциплине
ОПВ.14 «Основы предпринимательской деятельности»
основной профессиональной образовательной программы
по специальности: 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
по программе базовой подготовки
Тирасполь, 2016
Рассмотрено и одобрено
на заседании ЦМК экономических дисциплин и информатики
Протокол №__ от «__»_______ 201_г.
Председатель ЦМК _____________ О.Ю.Емельянова
Составитель: А.С.Армаш, преподаватель экономических дисциплин ГОУ «Приднестровский промышленно-экономический техникум»
В методических указаниях описаны критерии и даны рекомендации по различным видам внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Основы предпринимательской деятельности». Приведены задания для самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине.
Методические указания предназначены для студентов очной формы обучения по специальности среднего профессионального образования 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
.
Содержание
Введение
Примерный тематический план организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по разделам и темам УД
Методические рекомендации для обучающихся по конкретным видам внеаудиторной самостоятельной работы
Задания для самостоятельного выполнения
Список рекомендуемой литературы
Введение
Методические указания по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с содержанием рабочей программы учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Учебная дисциплина «Основы предпринимательской деятельности» изучается на третьем курсе. Общий объем времени, отведенный на выполнение самостоятельной работы по учебной дисциплине «Основы предпринимательской деятельности», составляет в соответствии с учебным планом и рабочей программой – 16 часов.
Методические указания призваны помочь обучающимся правильно организовывать самостоятельную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности», закреплении теоретических знаний и умений.
В результате изучения дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» студенты должны уметь:
разрабатывать и реализовывать предпринимательские бизнес-идеи;
формировать инновационные бизнес-идеи на основе приоритетов развития регионов ПМР
ставить цели в соответствии с бизнес-идеями, решать организационные вопросы создания бизнеса
формировать пакет документов для получения государственной регистрации бизнеса
анализировать рыночные потребности и спрос на новые товары и услуги
обосновывать ценовую политику
выбирать способ продвижения товаров и услуг на рынок
составлять бизнес-план на основе современных программных технологий
В результате освоения дисциплины студенты должны знать:
алгоритм действий по созданию предприятия малого бизнеса в соответствии с выбранными приоритетами
нормативно-правовую базу предпринимательской деятельности
потенциал и факторы, благоприятствующие развитию малого и среднего бизнеса
теоретические и методологические основы организации собственного дела
Вышеупомянутые умения, знания направлены на формирование компонентов следующих общих компетенций студентов:

Примерный тематический план организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по разделам и темам учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности»
Наименование раздела, темы Виды внеаудиторной самостоятельной работы Количество часов на ВСР
Тема 1. История развития предпринимательства Составить презентацию на тему: Современные авторы о предпринимательстве 2
Тема 2. Характеристика предпринимательства Составить кроссворд на тему «Сущность предпринимательской деятельности» 2
Тема 3. Типология предпринимательства. Виды предпринимательской деятельности Сообщение: Основные нормативно-правовые документы ПМР, регламентирующие порядок регистрации и ликвидации организации 2
Тема 4. Субъекты предпринимательской деятельности Реферат на тему «Производственная деятельность как главное содержание бизнеса» 2
Тема 5. Порядок регистрации предпринимательской деятельности реферат на тему «Малое предпринимательство в странах с развитой рыночной экономикой. Состояние малого предпринимательства в национальной экономике» 2
Тема 6. Порядок ликвидации и реорганизации предприятия Реферат на тему «Бизнес-план: сущность, структура, функции» 2
Тема 7. Предпринимательский риск. Оценка риска и страхование Реферат на тему «Пути и методы снижения риска в деятельности предпринимателя» 2
Направления государственной поддержки развития малого предпринимательства в ПМР Реферат на тему «Культура предпринимательства» 2
Всего 16
Тема 1. История развития предпринимательства
Уровень репродуктивной деятельности:
Законспектируйте материал по теме, согласно рекомендуемой литературе.
Составьте словарь незнакомых, малознакомых терминов, не получивших освещения в лекционном материале, в глоссарии.
Уровень репродуктивно-практической деятельности:
Подготовка творческих работ (докладов, сообщений) по теме: Эволюция понятия «предпринимательство»
Составить презентацию на тему: Современные авторы о предпринимательстве
Уровень критически-творческой деятельности:
Напишите аргументированное эссе на тему: «Легко ли быть предпринимателем?»
Тема 2. Характеристика предпринимательства
Уровень репродуктивной деятельности:
Законспектируйте материал по теме, согласно рекомендуемой литературе.
Составьте словарь незнакомых, малознакомых терминов, не получивших освещения в лекционном материале, в глоссарии.
Уровень репродуктивно-практической деятельности:
1. Составить кроссворд на тему «Сущность предпринимательской деятельности». Кроссворд должен включать основные понятия. Кроссворд должен включать 15 слов.
Уровень критически-творческой деятельности:
Напишите эссе на тему: «Почему производственное предпринимательство – двигатель прогресса?»
Тема 3. Типология предпринимательства. Виды предпринимательской деятельности
Уровень репродуктивной деятельности:
Законспектируйте материал по теме, согласно рекомендуемой литературе.
Составьте словарь незнакомых, малознакомых терминов, не получивших освещения в лекционном материале, в глоссарии.
Уровень репродуктивно-практической деятельности:
Составить сообщение: Основные нормативно-правовые документы ПМР, регламентирующие порядок регистрации и ликвидации организации
Уровень критически-творческой деятельности:
Напишите эссе на тему: «Франшиза или собственный бизнес?»
Тема 4. Субъекты предпринимательской деятельности
Уровень репродуктивной деятельности:
Законспектируйте материал по теме, согласно рекомендуемой литературе.
Составьте словарь незнакомых, малознакомых терминов, не получивших освещения в лекционном материале, в глоссарии.
Уровень репродуктивно-практической деятельности:
Подготовка творческих работ (докладов, сообщений, презентаций) по теме: «Производственная деятельность как главное содержание бизнеса»
Уровень критически-творческой деятельности:
Напишите аргументированное эссе на тему: «Бизнес с нуля: утопия или реальность?»
Тема 5. Порядок регистрации предпринимательской деятельности
Уровень репродуктивной деятельности:
Законспектируйте материал по теме, согласно рекомендуемой литературе.
Составьте словарь незнакомых, малознакомых терминов, не получивших освещения в лекционном материале, в глоссарии.
Уровень репродуктивно-практической деятельности:
Подготовка творческих работ (докладов, сообщений, презентаций) по теме: «Малое предпринимательство в странах с развитой рыночной экономикой». «Состояние малого предпринимательства в национальной экономике»
Уровень критически-творческой деятельности:
Напишите аргументированное эссе на тему: «Зачем государству поддерживать малый бизнес?»
Тема 6. Порядок ликвидации и реорганизации предприятия
Уровень репродуктивной деятельности:
Законспектируйте материал по теме, согласно рекомендуемой литературе.
Составьте словарь незнакомых, малознакомых терминов, не получивших освещения в лекционном материале, в глоссарии.
Уровень репродуктивно-практической деятельности:
Подготовка творческих работ (докладов, сообщений, презентаций) по темам: «Бизнес-план: сущность, структура, функции»
«Виды и типы бизнес-плана»
Уровень критически-творческой деятельности:
Напишите аргументированное эссе на тему: «Зачем составлять бизнес-план?»
Тема 7. Предпринимательский риск. Оценка риска и страхование
Уровень репродуктивной деятельности:
Законспектируйте материал по теме, согласно рекомендуемой литературе.
Составьте словарь незнакомых, малознакомых терминов, не получивших освещения в лекционном материале, в глоссарии.
Уровень репродуктивно-практической деятельности:
Подготовка творческих работ (докладов, сообщений, презентаций) на тему «Пути и методы снижения риска в деятельности предпринимателя»
Уровень критически-творческой деятельности:
Напишите аргументированное эссе на тему: «Риск в жизни предпринимателя?»
Направления государственной поддержки развития малого предпринимательства в ПМР
Уровень репродуктивной деятельности:
Законспектируйте материал по теме, согласно рекомендуемой литературе.
Составьте словарь незнакомых, малознакомых терминов, не получивших освещения в лекционном материале, в глоссарии.
Уровень репродуктивно-практической деятельности:
Подготовка творческих работ (докладов, сообщений, презентаций) на тему Реферат на тему «Культура предпринимательства»
Уровень критически-творческой деятельности:
Напишите аргументированное эссе на тему: «Как создать культуру взаимного доверия и уважения в компании?»
Методические рекомендации для студентов по конкретным видам самостоятельной работы
Как выполнять внеаудиторное самостоятельное задание
1. Выполняйте внеаудиторное задание в день его получения, а накануне занятия повторите его.
2. Для успешного выполнения задания создайте условия, которые отвечают требованиям гигиены умственного труда: удобное место, достаточное освещение, тишина, перерывы, необходимое оборудование.
3. Начинайте выполнять задание с его осмысления: определите цель, содержание, степень новизны, уровень усвоения, объем, сроки, этапы и приемы выполнения. Спланируйте и соблюдайте затем последовательность действий. Познакомьтесь с алгоритмом и эталоном выполнения задания.
4. Изучите вначале теоретическую основу задания (закон, правило, первоисточник и др.), затем принимайтесь за письменную работу или другие практические действия.
5. Старайтесь выполнять задание самостоятельно, применяя знания и умения, усвоенные ранее.
6.Определите свой оптимальный ритм работы.
7. Помните, что точное следование рекомендациям научной организации учебного труда экономит время, способствует достижению наилучших результатов.
2.1 Составление таблицы по теме
Цель составления таблицы – систематизация объемной информации, которая сводится в рамки таблицы. Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Оформляется письменно.
Методические рекомендации:
Прочитайте и изучите материалы, рекомендованные преподавателем по данной теме, учебники, техническую литературу, материалы электронных библиотек или другие Интернет-ресурсы.
Выберите оптимальную форму таблицы.
Представьте информацию в сжатом виде и заполните ею основные графы таблицы.
Пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовьтесь к контролю по заданной теме.
Критерии оценки:
- соответствие содержания теме;
- логичность структуры таблицы;
- правильный отбор информации;
- наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера;
- изложение информации;
- соответствие оформления требованиям
Составление тестовых заданий по заданной теме
Прежде чем приступить к составлению теста необходимо выделить наиболее существенные вопросы учебного материала, разбить каждый вопрос на понятия, подлежащие усвоению.
Основные требования к тестам
Важнейшими критериями тестов являются: действенность, определенность, простота, однозначность.
Действенность теста – это четкая и ясная постановка вопроса в пределах освоенных знаний.
Определенность теста означает, что читая его Вы хорошо понимаете, какую деятельность должны выполнить, какие знания продемонстрировать и в каком объеме.
Простота теста означает наличие в нем четкой и прямой формулировки задания на деятельность. Используйте в заданиях такие формулировки как «укажите», «перечислите», «сформулируйте» и т.п.
Тестовые задания в одном тесте могут быть как одного уровня (вида), так и представлять собой комбинацию различных уровней (видов).
При оформлении тестов указывайте название темы и дисциплины, по которой они составлены.
Методические рекомендации:
Как правило, тестовые задания располагаются с левой стороны листа друг под другом. Напротив, каждого задания, с правой стороны листа, даются варианты ответов. Возможно другое расположение заданий и ответов: задания располагаются в строчку, а варианты ответов под строкой в столбик.
Обязательным элементом теста является лист правильных ответов, который прилагается к тесту. В листе правильных ответов указывается номер задания и цифровое, буквенное, словесное обозначение правильного ответа. Например: 1. - а; 2. -в и т.д.
Особое внимание следует обратить на грамотное правописание тестовых заданий, на правильное употребление профессиональной лексики. Во многом мнение о Вас, как о студенте, складывается из впечатления от внешнего вида представленной работы. Поэтому, тест должен быть выполнен аккуратно, без исправлений, иметь эстетический вид.
Критерии оценки:
- соответствие содержания тестовых заданий теме;
- включение в тестовые задания наиболее важной информации;
- разнообразие тестовых заданий по уровням сложности;
- наличие правильных эталонов ответов.

2.3 Как составить конспект
 1. Конспект - это письменное изложение основного содержания текста с выделением наиболее значимых и интересных положений.
2. Конспектированию предшествует внимательное прочтение текста. Используйте при необходимости словари, справочники, энциклопедии, если впервые встречаетесь с терминами, значение которых непонятно.
3. В краткой форме письменно изложите основные положения текста, но главные мысли или аргументы автора произведения воспроизводите в конспекте точно, с сохранением особенностей подлинника.
4. Приведенные в конспекте цитаты оформляйте либо кавычками, либо курсивом, сопровождайте ссылкой в квадратной скобке номер источника, запятая, страницы. Для себя можно писать полностью указание фамилии и инициалов автора, точное и полное название книги, статьи, издательства, года издания и страницы.
      5. При конспектировании не допускайте терминов, бытующих, в разговорном языке; не применяйте сокращения слов, не предусмотренные в официальных источниках.
6. При оформлении конспекта пользуйтесь приемами, которые помогут в дальнейшей работе (подчеркивание, пометки на полях и др.)
 Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться
и в виде проверки конспектов преподавателем.
Затраты времени при составлении конспектов зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку конспекта статьи – 2
ч, монографии, главы книги, учебника - 4 ч
Критерии оценки:
содержательность конспекта, соответствие плану;
отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;
ясность, лаконичность изложения мыслей студента;
наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;
соответствие оформления требованиям;
грамотность изложения;
конспект сдан в срок
2.4 Как написать эссе
Написание эссе – это вид внеаудиторной самостоятельной работы студентов по написанию сочинения небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Тематика эссе должна быть актуальной, затрагивающей современные проблемы области изучения дисциплины. Студент должен раскрыть не только суть проблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственные взгляды на неё. Этот вид работы требует от студента умения чётко выражать мысли как в письменной форме, так и посредством логических рассуждений, ясно излагать свою точку зрения.
Эссе, как правило, имеет задание, посвящённое решению одной из проблем, касающейся области учебных или научных интересов дисциплины, общее проблемное поле, на основании чего студент сам формулирует тему.
При раскрытии темы он должен проявить оригинальность подхода к Решению проблемы, реалистичность, полезность и значимость предложенных идей, яркость, образность, художественную оригинальность изложения.
Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч.
Эссе может быть представлено на практическом занятии, на конкурсе студенческих работ, научных конференциях.
Методические рекомендации:
внимательно прочитать задание и сформулировать тему не только актуальную по своему значению, но и оригинальную, и интересную по содержанию;
подобрать и изучить источники по теме, содержащуюся в них информацию;
выбрать главное и второстепенное;
составить план эссе;
лаконично, но ёмко раскрыть содержание проблемы и свои подходы к её решению;
оформить эссе и сдать в установленный срок.
Критерии оценки:
новизна, оригинальность идеи, подхода;
реалистичность оценки существующего положения дел;
полезность и реалистичность предложенной идеи;
значимость реализации данной идеи, подхода, широта охвата;
художественная выразительность, яркость, образность изложения;
грамотность изложения;
эссе представлено в срок.
2.5 Как работать с текстом учебника
Методические рекомендации:
1. Прочитайте весь текст, составьте целостное представление об изложенных в нем событиях, явлениях. Внимательно рассмотрите карты, схемы, чертежи, таблицы и другие иллюстрации.
2. Обратите внимание на выделенные в тексте новые понятия. Формулировки законов, обобщения, выводы, основные факты, хронологию.
3. Составьте развернутый план, это поможет в осмыслении научной информации.
4. Вспомните, что изучалось ранее по данной тематике. Иногда необходимо восстановить в памяти базовые положения, принципы, законы, понятия.
5. Постарайтесь связать учебную информацию с современностью, определить значение новых знаний для будущей профессиональной деятельности.
6. В случае необходимости обратитесь к тематическим словарям, предметным и географическим указателям, энциклопедиям.  Выпишите новые понятия, термины иностранного происхождения, произнесите их вслух.
7. Проверьте, как усвоен новый материал, перескажите его, пользуясь планом, затем без него.
8. Подготовьте ответы на вопросы и задания, которые помещены в конце параграфа, главы.
      9. Выполните задания, предложенные преподавателем.
 
2.6 Как написать сообщение
 Методические рекомендации:
1. Найти необходимую информацию по теме: учебное пособие, статьи, материалы Интернета.
2. Выявить различные факты, суждения, мнения, гипотезы, теории.
3. Сопоставить различные точки зрения на решение проблемы.    
4. Выразить свой взгляд на решение проблемы.
5. Аргументировать свою позицию логическими доказательствами, фактами, примерами.
6. Сделать общие выводы по своей работе.
7. Оформить текст работы в рукописном или отпечатанном виде.
8. Подготовиться к публичной защите работы (сообщение, иллюстрации, технические средства, ответы на вопросы, стиль поведения и др.)
 Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора
информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1ч
Критерии оценки:
1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, объем реферата, убедительность и убежденность.
2. Объем и глубина знаний по теме (или дисциплине), эрудиция.
3. Культура речи, манера поведения, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.
4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, направленность ответов на успешное раскрытие темы и сильных сторон работы, контактность со слушателями, готовность к дискуссии.
5. Деловые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов.
 
2.7 Как создавать презентации
 Методические рекомендации:
Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия, имя, отчество автора.
Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.
Требования к оформлению презентаций
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Оформление слайдов:
Стиль          Соблюдайте единый стиль оформления
         Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
         Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
Фон Для фона предпочтительны холодные тона
Использование цвета          На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
         Для фона и текста используйте контрастные цвета.
         Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
Анимационные эффекты          Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
         Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Представление информации:
Содержание информации
           Используйте короткие слова и предложения.
         Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
         Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице          Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
         Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
         Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты          Для заголовков – не менее 24.
         Для информации не менее 18.
         Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
         Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
         Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
         Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Способы выделения информации          Следует использовать:
o        рамки; границы, заливку;
o        штриховку, стрелки;
o        рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем информации          Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
         Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:
с текстом;
с таблицами;
с диаграммами.
2.8 Как написать реферат
          Реферат – это работа, имеющая целью научить студента самостоятельно применять полученные теоретические знания для решения практических задач, прививать навыки в исследовании и обосновании принимаемых решений.
    Реферат должен отвечать следующим требованиям:
- глубокой теоретической проработке исследуемых проблем на основе анализа изученных источников;
- всестороннего использования статистических и других необходимых аналитических данных и сведений, характеризующих рассматриваемые процессы;
- умелой систематизации изучаемого материала, обобщению и выделению главного;
- аналитического и критического подхода к изучаемым фактам в интересах проблемы, поставленной в работе;
- аргументированности выводов, обоснованности предложений и рекомендаций;
- логичности, последовательности и самостоятельности изложения решаемой проблемы.
Выбор темы реферата, подбор литературы
Реферат выполняется по одной из предложенных тем по выбору студента. Чтобы работа над рефератом была более эффективной, необходимо правильно выбрать тему реферата с учетом интересов студента и актуальности самой проблемы. Желательно, чтобы студент имел общее представление об основных вопросах, литературе по выбранной теме. Примерный перечень тем предоставляется преподавателем. Студент может предложить собственную тему исследования, обосновав ее целесообразность. Выполнение студентами реферативной работы на одну и ту же тему не допускается.
При написании работы необходимо использовать рекомендуемую литературу: учебные и практические пособия, учебники, монографические исследования, статьи в научных журналах; пользоваться газетными и статистическими материалами.
Структура реферативной работы
Реферат - самостоятельное, творческое исследование. Структурно реферативная работа должна выглядеть следующим образом:
титульный лист;
план реферативной работы (оглавление);
текст реферативной работы, состоящий из введения, основнойчасти и заключения;
список использованной литературы.
Требования к оформлению титульного листа представлены в приложении 1, содержания - в приложении 2.
Написание реферата
Рекомендуемый объем реферата - 10-15 страниц машинописного текста.
Структура реферата:
Содержание
Введение
1.1
1.2

Заключение
Список использованной литературы
Название работы, заголовков не должны быть громоздкими и не должны совпадать.
Работа над рефератом начинается с составления плана. Продуманность плана — основа успешной и творческой работы над проблемой.
Во введении автор обосновывает выбор темы, ее актуальность, место в существующей проблематике, степень ее разработанности и освещенности в литературе, определяются цели и задачи исследования. Желателен сжатый обзор научной литературы.
В основной части выделяют 2-3 вопроса рассматриваемой проблемы, в которых формулируются ключевые положения темы. В них автор развернуто излагает анализ проблемы, доказывает выдвинутые положения.
Приступать к написанию реферата лучше после изучения основной литературы, вдумчивого осмысления принципов решения проблемы, противоположных подходов к ее рассмотрению. Основное содержание реферата излагается по вопросам плана последовательно, доказательно, аргументировано, что является основным достоинством самостоятельной работы.
В заключении подводятся итоги исследования, обобщаются полученные результаты, делаются выводы по реферативной работе, рекомендации по применению результатов.
В содержании введению и заключению не присваивается порядковый номер. Нумеруются лишь пункты основной части работы.
Библиографическое оформление списка литературы
Реферат завершается списком использованной литературы, который не ограничивается количеством источников (но не менее 5-10) и служит показателем изученности темы автором.
Перечень литературы приводится в алфавитном порядке в соответствии с требованиями оформления:
Специальная литература (книги и статьи в алфавитном порядке) -в указанной ниже последовательности.
Книги:
Фамилия и инициалы автора (авторов, не более трех);
Заглавие (без кавычек);
Место издания (с сокращением приводят лишь слова Москва, Ленинград, Санкт-Петербург - М., Л., СПб.);
Издательство (без кавычек);
Год издания.
6.Страницы.Пример:
Вернадский В.И. Биосфера. — М.: Мысль, 1967. — 365 с.
•Книги, в которых не указан автор, книги четырех и болееавторов описываются под заглавием.
Пример:
Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». - М.: Республика, 1992.
•Газеты и журналы:
Фамилия и инициалы автора;
Название статьи;
Название газеты или журнала;
Год;
Номер.
Пример:
Белоусов В.Н. Экологически безопасная градостроительная политика // Экология и жизнь. - 1998. - №1-4. - С. 76-82.
• Нормативные акты.
Полное название акта;
Дата его принятия;
Номер;
Официальный источник.Пример:
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1995.-№21.
Научный аппарат реферата
Реферат - форма научной работы, которая должна удовлетворять всем ее требованиям.
Цитировать источники полезно, но увлекаться этим не стоит, лучше цитировать факты, аргументы в изложении позиции. Количество подобного материала не может превышать % всего объема реферата. Сами цитаты не должны быть длинными; лучше, если они характеризуют излагаемую точку зрения, взгляд на проблему. Приведенные цитаты берут в кавычки, а на той же странице делают сноску с указанием источника. Без указания источника цитируемые материалы теряют достоверность.
Цитата приводится полностью, пропуск слов указывается (...). Цитировать можно косвенно: «по мнению ...», «как утверждает...», «следует согласиться с ...» и т.п.
При оформлении библиографической ссылки очередность источника такая же, как и в списке использованной литературы, но с указанием страницы.
Оформление сноски цитаты.
«В микробном сообществе азот фиксация осуществляется в той мере, в какой оправданы затраты на нее»6.
_____________________
6 Заварзин Г.А. Экономика природы // Экология и жизнь. - 1998. - №1-4. -С. 52.
В конце реферата приводится список используемой литературы.
Он включает:
Нормативные акты, законы.
Фундаментальные работы
Последние публикации по теме
В список не включается учебная, учебно-методическая литература, справочники, словари и другая подсобная литература.
Требования к оформлению текста
Объем работы - не более 10-15 страниц печатного и 25 страниц рукописного (разборчивым почерком) текста. Реферат представляется на одной стороне бумаги формата А4 размером 210x297 мм в одном цвете. Параметры страницы: межстрочный интервал - полуторный. Заголовки разделов, должны отделяться от текста интервалами. Заголовок раздела - шрифт Times New Roman 14 ПРОПИСНЫМИ буквами.
Обязательно соблюдение красной строки в начале абзаца. Поля: левое — 30 мм, правое — 15 мм, верхнее - 20 мм, нижнее — 25 мм.
Все страницы работы, включая список использованной литературы, содержание и приложение (если имеется) нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. На титульном листе не проставляется номер страницы, на следующей странице (оглавление) ставится номер 2 и т.д. по порядку арабскими цифрами в нижней части листа по центру. Оформление плана реферата- в приложении 2.
Реферативная работа должна быть скреплена.
Критерии оценки:
Для получения высокой оценки за выполненный реферат студенту необходимо:
писать творчески, самостоятельно.
анализировать различные точки зрения по вопросу, выработатьсобственный подход;
глубоко проработать тему, используя разнообразную литературу;
обосновывать выводы;
грамотно писать и оформлять реферат, не допускать орфографических, синтаксических и стилистических ошибок;
во время обсуждения показывать знание исследованной темы, уверенно отвечать на поставленные вопросы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Образец титульного листа
Министерство просвещения ПМР
ГОУ «Приднестровский промышленно-экономический техникум»
РЕФЕРАТ

по учебной дисциплине: ОПВ.14 «Основы предпринимательской деятельности»
на тему «Производственная деятельность как главное содержание бизнеса»
Выполнил студент группы № ___________________________
(Ф.И.О. студента)
Проверил преподаватель_______________
(Ф.И.О. преподавателя)
Тирасполь, 20__
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Образец краткого содержания реферата
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………3
1. Экологические поражения……………………………5
2. Влияние загрязнения среды на здоровье людей……………………………9
3. Экологическая безопасность……………………………12
4. Экологически приемлемый риск……………………………13
Заключение…………………………….14
Список использованной литературы………………………….....15
Нормативно-правовые источники
Гражданский кодекс ПМР
Налоговый кодекс ПМР
Уголовный кодекс ПМР
Закон ПМР “О предпринимательской деятельности и предприятиях”
Закон ПМР “О развитии малого предпринимательства”
Закон ПМР О некоторых особенностях государственной поддержки отдельных субъектов малого предпринимательства”
Закон ПМР “Об утверждении государственной программы развития малого предпринимательства в ПМР и основных мероприятий по ее реализации”
Закон ПМР “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности юридических лиц-субъектов малого предпринимательства”
Основные источники
Предпринимательство: Учебник для вузов/Под ред. В.Я.Горфинкеля – М.:ЮНИТИ, 2000
Самарина В.П. Основы предпринимательства: учебное пособие – 2-е изд., перераб. – М.:КНОРУС, 2010
Лапуста М.Г. Предпринимательство – М.: ИНФРА-М, 2008
Дополнительные источники
Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности: учебник – СПб.: АНО ИПЭВ, 2009
Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/ Под общей ред. проф. Г.Л.Багиева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001
Экономика предприятия: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
Интернет-ресурсы
1. Сайты и учебные материалы по экономике для студентов. Форма доступа: http://www.alleng.ru/edu/econom2.htm