Занятость молодежи, социальная адаптация и подготовка к профессиональной деятельности


Департамент образования и науки Кемеровской области
государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Таштагольский многопрофильный техникум»
Занятость молодежи, социальная адаптация и подготовка к профессиональной деятельности
Выполнила: Коренкова Е.А.
социальный педагог
ГОУ СПО «ТМТ»

Таштагол, 2014
Содержание
Введение 3
1.Проблемы занятости молодежи и социально-трудовой адаптации выпускников учреждений профессионального образования 5-7
2.Социальная адаптация и подготовка к профессиональной деятельности обучающихся через вовлечение в волонтерскую деятельность, а также в деятельность трудовых студенческих отрядов 8-11
3.Организация занятости, социальной адаптации и подготовки к профессиональной деятельности обучающихся ГОУ СПО «ТМТ» 11-13
Заключение 14
Список литературы Приложение 1 Приложение 2



Введение
Развитие рыночной экономики, модернизация производства, развитие новых наукоемких технологий вызывают значительные изменения в структуре занятости и приводят к изменению профессионально-квалификационной структуры спроса на рынке труда, повышению требований работодателей к качеству рабочей силы. При этом существенно увеличивается конкуренция на рынке труда, что не может не сказаться на занятости молодежи.
Сегодняшний рынок труда предъявляет новые требования и к системе образования: необходимо не только дать знания, но и подготовить выпускников к жизни в новых экономических условиях, привить навыки социально-профессиональной адаптации на рынке труда, навыки самосовершенствования, т. е. подготовить специалистов, способных выдержать конкуренцию.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема регулирования трудовой адаптации молодежи становится ключевой для социальной и экономической политики государства, являясь решающим условием самореализации новых поколений россиян.
В настоящее время одна из наиболее острых ситуаций сложилась в сфере регулирования трудовой адаптации молодежи. Разрешение этой проблемы затрудняется тем, что в силу исторических причин это социальное явление в нашей стране изучено достаточно слабо. Практически не существует работ, в которых процессы трудовой адаптации молодежи исследовались бы комплексно и не просто учитывали условия развития современного российского общества, но и предлагали бы разработки социальных технологий, призванных решать возникающие в этой сфере проблемы.
Объектом исследования является трудовая адаптация молодежи.
Целью исследования выступает изучение процесса социальной адаптации и подготовки к профессиональной деятельности выпускников учреждений профессионального образования.
В связи с поставленной целью решается ряд задач:
- исследовать профессиональную адаптацию молодёжи;
- проанализировать процесс трудовой адаптации молодежи в условиях трансформирующегося российского общества;
Изучение данной темы основано на использовании общенаучных методов исследования: логический, метод анализа.
Структура работы определяется поставленными целями и задачами и состоит из введения, основного раздела, заключения и списка литературы
1. Проблемы социально-трудовой адаптации выпускников учреждений профессионального образования
Социально-экономическая адаптация молодежи к рыночным отношениям, рынку труда выступает в качестве одного из основных факторов социального развития - процесса, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или ее отдельных компонентах - социальных отношениях, социальных институтах, социальной структуре и т.д.
Профессиональное образование следует рассматривать в современных условиях не только как социальный институт. Этот рынок тесно связан с рынком труда, особенно с его сегментом - рынком труда молодежи.
В отличие от рынка труда рынок образовательных услуг инерционен. В прошедшее десятилетие темпы развития рынка образовательных услуг существенно отставали от темпов развития рынка труда, в том числе и в силу отсутствия должного внимания к нему со стороны государства и органов управления в целом. В результате структура подготовки выпускников в профессиональных учебных заведениях оказалась не вполне соответствующей структуре потребностей рынка труда, качество специалистов в ряде отраслей экономики продолжает оставаться невысоким. Особенно отстают в своем развитии учебные заведения начального и среднего профессионального образования.
Несбалансированность рынка труда и рынка образовательных услуг осложняет решение проблемы социально-экономической адаптации выпускников профессиональных учебных заведений к рынку труда. Безработица в самом начале трудовой жизни превращается в серьезную проблему для молодежи и ставит ряд барьеров в ее адаптации на рынке труда. Незанятость уменьшает семейный бюджет и одновременно блокирует необходимое развитие навыков, которое приходит с трудовым опытом. Раннее развитие навыков на рабочем месте является решающей предпосылкой последующего роста заработка, а отсутствие работы в начале трудовой жизни значительно увеличивает вероятность оставаться безработным и означает малые заработки в будущем. 
Наряду с психофизическими свойствами, объективно повышающими уровень конкурентоспособности юношей и девушек на рынке труда, молодые люди не обладают сколько-нибудь значительным опытом профессиональной деятельности, опытом взаимоотношения с другими людьми в процессе производства. Нередко их притязания к условиям труда, включая и его оплату, не соответствующие их реальному вкладу в конечные результаты труда всего коллектива, приводят к конфликтным ситуациям. Все это существенно снижает их уровень конкурентоспособности на рынке труда.
На признаки падения спроса в экономике работодатели первым делом отвечают сокращением найма молодых работников. А поскольку уровень квалификации обычно повышается с опытом работы благодаря доступу к возможностям профессионального роста на рабочем месте, молодые люди зачастую оказываются на рынке труда в особенно невыгодном положении. Далеко не случайно, что молодежь сегодня составляет более трети всех безработных.
Эта особенность положения молодежи на рынке труда предопределяет важность собственно социальной функции в социально-экономической адаптации выпускников профессиональных учебных заведений к рынку труда. Реализация этой функции особенно необходима для учащихся и выпускников начального и среднего профессионального уровня образования, поскольку, как правило, они представляют в системе образования малообеспеченные семьи. По оценкам до 80% обучающихся начального профессионального образования относится к этому слою населения. Такая специфика, наряду с системными проблемами функционирования учреждений начального и среднего профессионального образования, приводит к тому, что выпускники этих учебных заведений больше, чем выпускники вузов, подвержены риску остаться без работы, чаще встречают трудности при вступлении в трудовую жизнь. С каждым годом значительная часть из них вынуждена проходить переподготовку и, не успев приступить к работе, менять профессию.
В связи с этим социально-экономическая адаптация выпускников начальных и средних профессиональных учебных заведений включает в себя не только узкопрофессиональную подготовку молодежи к рынку труда, но и обеспечение социализации в рыночной среде через формирование новых ценностей, освоение молодыми поколениями основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений; противодействие негативным социальным процессам, таким как распространение алкоголизма, наркомании и криминогенное в молодежной среде; обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей, независимо от их социального происхождения, через освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных и экономических ролей; поддержку вхождения новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное сообщество.2. Социальная адаптация и подготовка к профессиональной деятельности обучающихся через вовлечение в волонтерскую деятельность, а также в деятельность трудовых студенческих отрядов
     В настоящее время ситуация на рынке труда такова, что одной из категорий граждан, находящейся в сложном положении, является молодежь. Особые трудности в адаптации к современному рынку труда испытывают молодые люди, которые не имеют достаточной профессиональной квалификации и практических навыков. Именно молодые специалисты в первую очередь обращаются на молодежные биржи труда, в центры студенческих трудовых отрядов и государственные органы занятости населения.
     Привлечение учащейся и студенческой молодежи к деятельности студенческих трудовых отрядов является одним из механизмов обеспечения ее временной занятости в свободное от учебы время и повышения конкурентоспособности на современном рынке труда. Движение студотрядов призвано организовать временную занятость обучающихся, изъявивших желание работать, и является одним из эффективных, массовых и интересных видов трудоустройства на временные и сезонные работы.     Ранняя трудовая адаптация и трудовая мобильность участников студотрядов являются необходимыми качествами молодежи в условиях неблагоприятной конъюнктуры рынка труда. Участие в работе студотрядов является также эффективным инструментом самореализации личности и формирования таких качеств, как самостоятельность и ответственность среди молодежи.
Существенную роль в социальной адаптации может сыграть волонтерская деятельность. Включению будущих работников в волонтерство как практическую социально значимую деятельность, способствующую их эффективной профессиональной социализации, в настоящее время уделяется повышенное внимание ученых. Об этом свидетельствуют диссертационные исследования, научные публикации, авторы которых исследуют воспитательные возможности волонтерства, его потенциал в формировании профессионально-личностных качеств и ценностных ориентаций будущих специалистов, комплекса практических умений, опыта взаимодействия с институтами гражданского общества в развитии гражданской и социальной активности.
Волонтерство представляет собой добровольческую деятельность, основанную на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследующую целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста; главная цель- получение всестороннего удовлетворения своих личных и социальных потребностей путем оказания помощи другим людям.
Как показывает история российской благотворительности и мирового опыта волонтерской деятельности в социальной сфере, участие в волонтерстве способствует восприятию и усвоению духовно-нравственных гуманистических ценностей, позитивным изменениям в личности, решает перспективную задачу формирования будущих профессионалов социальной работы разной направленности и специализации естественными мягкими средствами потому, что волонтерская деятельность по своему смыслу и назначению имеет те же гуманистические ценностные основания, что и социальная работа.
Участие будущих специалистов в социально значимой неоплачиваемой деятельности прививает им стремление к ответственности не только за собственную жизнь, но и за благополучие общества в целом, не дает развиваться инфантильным и иждивенческим настроениям. Добровольчество способствует формированию у волонтеров таких качеств, как милосердие, доброта, стремление прийти на помощь ближнему. Немаловажным результатом участия в социальном добровольчестве становится понимание возможности и собственности изменить что-то в обществе, в окружающем мире в лучшую сторону. В свою очередь, осознание такой необходимости самым положительным образом сказывается на развитии самоуважения, уверенности в себе, определении собственного места в жизни, как в настоящем, так и в будущем - тех самых факторах, на которых базируется успешность человека как личности.
Характерная особенность участия студентов в добровольческой деятельности - возможность увидеть результаты собственного труда - улыбку воспитанника детского дома после благотворительного праздника, посаженные деревья в парке, благодарность людей за приведенные в порядок могилы безымянных участников войны и т.д. Добровольческая деятельность за счет названного фактора формирует у человека привычку, потребность в деятельности, приносящей созидательные плоды, дающей неоспоримый результат. Закрепляясь, такая потребность в будущей профессиональной деятельности станет ориентировать сегодняшнего студента на достижение поставленных целей, доведение начатого дела до желаемого результата.
Участие в организации добровольческих акций развивает у студентов необходимые и в жизни, и в профессиональной социальной работе, и в социально-педагогической деятельности лидерские качества: умение привлечь к делу, заинтересовать людей, организовать людей, организовать себя, добиться поддержки от государственных и коммерческих структур и т.п. В процессе добровольческой деятельности студенты пополняют профессиональный опыт, расширяют свой кругозор, повышают культурный уровень, развивают социальный интеллект, творческие способности и т.д.
Кроме того, важная роль участия студентов в волонтерской деятельности обусловлена возможностью получения дополнительных профессиональных знаний и ее огромным воспитательным потенциалом. Все вышесказанное позволяет нам рассматривать волонтерскую деятельность студентов как инновационное средство их профессиональной социализации, которую мы рассматриваем как совокупность социальных и педагогических процессов, в разной степени регулируемых и направляемых на формирование будущих специалистов как членов профессионального сообщества, субъектов профессиональной социальной работы.
3. Организация занятости, социальной адаптации и подготовки к профессиональной деятельности обучающихся ГОУ СПО «ТМТ»
Замечательной традицией стала организация летних трудовых бригад в Таштагольском районе.
Главный принцип организации работы таких бригад - осознанность трудового процесса и экономическая заинтересованность в его результатах.
Участие в трудовых бригадах позволяет также обогатить знания учащихся, повысить их рейтинг в глазах сверстников и учителей, развить чувство товарищества и сплоченности, творческих способностей.
Практика трудового воспитания показывает, что знакомство с трудовым распорядком, требованиями трудовой дисциплины и нормами охраны труда, навыки общения в трудовом коллективе приобретаются несовершеннолетними в процессе реальных трудовых отношений между работодателем и несовершеннолетним в рамках заключенного срочного трудового договора.
Трудоустройство несовершеннолетних осуществляется во взаимодействии с ЦЗН Таштагольского района, при этом работодатели производят оплату труда несовершеннолетним за выполненный объем работы, а центр занятости населения обеспечивает на основе договоров выплату несовершеннолетним материальной поддержки в период временного трудоустройства.
За период реализации программы трудоустроены 31 обучающийся в 2012 году и 12 обучающихся в 2013 году.
Для наилучшей социальной адаптации обучающихся в Техникуме создан Волонтерский отряд «Синяя птица» – это добровольное объединение студентов, изъявивших желание бескорыстно выполнять работу, оказывать помощь и поддержку различным социальным категориям населения, в организации и проведении образовательной, оздоровительной и воспитательной деятельности.
Волонтерский отряд действует на базе ГОУ СПО «ТМТ» в рамках внеаудиторной воспитательной и исследовательской работы.
Цель волонтерского отряда состоит в создании условий для активизации потенциалов студентов в различных видах социально-педагогической деятельности. Волонтерский отряд призван способствовать развитию у студенческой молодёжи высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечения студентов к решению социально значимых проблем (через участие в социальных, экологических, гуманитарных, культурно-образовательных, просветительских и др. проектах и программах).
Волонтерский отряд выполняет следующие задачи:
популяризация идей добровольчества в студенческой среде;
поддержка студенческих инициатив;
содействие всестороннему развитию студентов, формированию у них активной жизненной позиции;
расширение сферы внеучебной деятельности и вторичной занятости студентов;
обеспечение возможности получения студентами необходимых профессиональных компетенций в процессе организации и проведения различных мероприятий (олимпиады, конкурсы, социальные акции и проекты).
повышении уровня социальной адаптации в целевых группах
Направления деятельности волонтерского отряда:
осуществление рекламно-информационной деятельности, направленной на пропаганду здорового образа жизни;
организация социально направленных мероприятий, акций и участие в них;
социальная помощь людям социально льготной категории, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
изучение и обработка международного и отечественного опыта по вопросам волонтерского движения.
Оценка результативности деятельности волонтерского отряда осуществляется по следующим критериям:
количество проведенных мероприятий;
количество задействованных членов волонтерского отряда и объектов деятельности;
наличие документов подтверждающих результаты деятельности волонтерского отряда;
соблюдение сроков проведения мероприятий;
количество замечаний по процессу организации и проведения мероприятий.

Заключение
Занятость молодежи, ее социальная адаптация и подготовка к профессиональной деятельности являются одними из важнейших задач, решение которых позволит обеспечить реализацию прав молодежи на труд, свободу выбора заниматься любимой профессией и эффективно использовать их потенциал в развитии экономики нашей страны.
Список литературы
1. Проблемы адаптации выпускников начального и среднего профессионального образования к рынку труда [Электронный ресурс]/ http://www.budgetrf.ru – Режим доступа: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2002/vestniksf177-21/vestniksf177-21090.htm.
2. Волонтерство как средство профессиональной социализации будущих социальных работников [Электронный ресурс]/ http://otherreferats.allbest.ru- Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00181964_0.html.
Приложение1Фотографии деятельности студенческого и волонтерского отрядов ГОУ СПО «ТМТ»
81915220345 14605220345
Реализация программы «Трудовое лето» 2012, 2013 года
24765283210 14605111760
Реализация программы «Трудовое лето» 2012, 2013 года


Реализация проекта «Волонтерский отряд Синяя птица»
81915283210 14605111760
Оказание помощи ветеранам и пожилым людям Таштаголькскго района

Мероприятие «Ни минуты покоя»
в коррекционной школе – интернат №3 Игровая программа
«К детям мы идем с добром»
в детском доме «Родник»

Профориентационное мероприятие в школе – интернат №3 Благотворительная продажа игрушек из шаров для моделирования
9080598425
Обучение созданию игрушек из ШДМ Создание снежного городка в детском доме «Родник»