Урок музыки 2 класс Зима:поэт, художник, композитор.


Сценарный план урока по музыке во 2 классе
Тема урока: «Зима: поэт,художник,композитор»
Проблема урока: соответствуют ли образы зимы в искусстве.
Тип урока: усвоение новых знаний
Цель урока: сформировать представление о музыкальной культуре, как неотъемлемой части духовной культуры человека. Показать особенности изображения зимы в поэтических, художественных и музыкальных произведениях.
Жанр урока: интегрированный.
Методы: анализ, сравнение, обобщение, метод художественного,нравственно-эстетического познания музыки, метод эмоциональной драматургии, метод звуковой и зрительной наглядности, метод диалога,рефлексия.
Задачи урока:
- образовательные: продолжить освоение музыкального языка его выразительных средств, проследить связь искусств в отображении окружающего мира, связать жизненные впечатления о зиме с художественными образами.
- развивающие: создать условия для развития творческих способностей, мышления, памяти.
- воспитательные: создать условия, способствующие развитию эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, литературе, живописи.
- музыкальный материал: С Прокофьев- вариация Феи зимы из балета «Золушка».
Сценарий урока:
1.Орг. момент и мотивация.
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. Повторение пройденного материала
-Все расселись по местам,
Никому не тесно?
По секрету вам скажу-
Будет интересно!
Слайд 1.
Урок музыки
-Ребята, о чём мы говорили на прошлом уроке?
(знакомились с средствами муз выразительности)
Назовите средства муз выразительности.(мелодия ,гармония, темп, динамика,
, ритм, регистр)
-У каждого искусства свои
средства выразительности?(да, и у живописи и у литературы)
-Кто изображен на слайде?(музы)
-А кто такие музы?
(музы-греческие богини искусства, вдохновляют всех творческих людей).
Муз было девять и каждая исполняла свои обязанности, покровительствуя определённому виду искусства.
Слайд 2.

2.Постановка темы.
-Сегодня, ребята, у нас с вами необычный урок- ни урок, а путешествие. Мы с вами отправимся в далёкие, далёкие края.
Когда сегодня я вошла в класс, то увидела, что у нас появилась вот эта необыкновенная снежинка и на неё написано письмо:
«Художница преобразила всё вокруг. Укутала в тёплые покрывала поля, холмы, берега рек. На каждую веточку дерева, словно накинула пушистый ковёр. Разбросала сугробы и осветила всё это убранство холодным сказочным светом. Тёмные стволы деревьев бережно держат свои искрящиеся на солнце пушистые одежды. В природе царит покой и сон. Звуки приглушены, запахи заморожены Время тянется еле-еле…»
-О каком времени года эти строки?
(О зиме)
-Первое слово, ребята, мы с вами угадали.
-Встретила однажды Фея зимы поэта, художника и композитора и спросила каждого из них: «Что вам нужно, чтобы выразить все свои чувства?» Может кто из ребят знает? (вдохновение).
-Что нужно поэту?(слова)
-Что нужно художнику? (краски)
-А композитору? (звуки)
-А кто догадался, какова тема нашего урока?
(Зима –поэт-художник-композитор.)
-А мы с вами кто? (слушатели и исполнители).
-А можем мы быть поэтами? (да)
-А художниками? (да)
-А композиторами? (да)
3. Изучение нового.
-У вас на столах лежат необычные листочки. Их нам прислала зима.
Давайте возьмём карандаши и выполним задание.
Какое основное слово ? (Зима)
Проведите стрелочки от слова зима. Куда у нас пойдут стрелки?
(к словам поэт, художник, композитор, исполнитель)
-Во время нашего урока мы будем делать пометки на наших листочках .Слайд 3.
На экране стих-е «Декабрь» С.Я. Маршак.
Читает Иванова Карина.
-Кто написал это стих-е? (Маршак)_
-А кто у нас Маршак? (поэт)
-Как вы думаете, когда поэт писал это стих-е? (зимой)
-А это какой месяц? (первый зимний)
-Что ему нужно было для того, чтобы выразить чувства? (слова и вдохновение)
-И художнику, и поэту, и композитору необходимо вдохновение.
Вывод: Вот так свои чувства выразил С.Я.Маршак.
-А ведь мы с вами в декабре тоже готовились к самому главному празднику в нашей стране. К какому, кто скажет? (к новому году)
-А мы знаем песню на эту тему? (да)
-Давайте её исполним.
Дети исполняют новогоднюю песню.
-О чём мы пели? )о зиме, об огромных просторах
-Что вы увидели, когда исполняли эту песню? (зиму)
-Какая она у нас? (снежная, белая, холодная, красивая,….)
-Что мы искали в этой песне? (маленькую ёлочку)
А какое настроение у этой песни? Покажите мне карточку.(дети пок. карточки жёлтые, синие, красные)
-Поднимите вверх и покажите и я увижу, какое у вас настроение.
-Почему жёлтую карточку подняли? (весёлая песня, солнечная)
-Почему синий цвет выбрали? (зима синяя, голубая, холодная)
-А теперь скажите, вот вы художники пришли с прогулки и решили написать картину. Какой цвет у вас будет основной? (синий, жёлтый…)
-А розовый можно взять? (да)
-А вот сейчас мы с вами будем в роли художника. Посмотрим с вами картину Саврасова «Зима».
Слайд 4.
Картина Саврасова «Зима»
-Посмотрите внимательно и скажите, что вы видите на картине? (домик, ёлочку…)

-Что на переднем плане? (дорожка, тропинка…)
-Какой изображён дом – современный или дом далёких времён? (далёкие времена)
-Как вы это узнали? (крыша из сена, маленькие окна…)
-Когда жил этот художник – были такие дома)-А какое у него было настроение, когда писал он эту картину? (весёлое..)-А как вы это узнали( ( по картине – она яркая, светлая..)
-Как вы думаете, что изображено – утро, вечер или день? (утро или день)
-А день был тёплый или морозный? (морозный)
-Как вы узнали? (дым столбом, сосульки )-Мы видим, тропинка разделяет картину на две части
Что справа, что слева?(справа-ёлка, слева-дерево)
-Дорожку разделяю два дерева. Какие они? (молодая ёлочка и старое дерево)
-Почему вы решили , что дерево старое? (сломанные ветки)
-Правильно.
Вывод: Вот так художник Саврасов изобразил зиму.
-Конечно же и композитор не мог не написать в своих произведениях о зиме.
Слайд 5.
Ребята, давайте вспомним Петра Ильича Чайковского-нашего великого композитора. Мы гордимся что живем в той стране, где родился и жил этот человек.
Какие произведения П.И.Чайковского мы слушали с вами? («Времена года»).
-Раз у нас сейчас зима – мы возьмём три зимних месяца. Какие это месяцы? ( декабрь, январь и февраль).
-О декабре мы с вами уже послушали стихотворение.
В альбоме «Времена года» 12 пьес и каждая пьеса имеет своё название. Например: Декабрь- «святки» , январь- « У Камелька» , февраль –« масленица». Слышали о таких праздниках? (да)
-Всё это праздники природы.
-Следующий месяц- открываем страничку – месяц январь.
Слайд 5.
«Январь» С.Я.Маршак
Стих-е читает Башкаев Женя.
-Наблюдали мы с вами дым столбом у художника Саврасова в картине «Зима» (да).
-Перелистываем страничку и идём дальше.
Слайд 6
-Еще одна картина Саврасова «Зима».
Что мы видим на переднем плане?

(снова дорога, которая разделяет картину )-Что видим слева? (лес)
-Справа – (ёлочку и две молодые берёзки)
-А в дали что виднеется? (дома)
-Какие краски преобладают здесь? (тёмные, серые, холодные…,небо серое)
-Кажется, что сейчас пойдёт снег.
Вывод: Вот так художник Саврасов изобразил в этой картине зиму.
Какое здесь у художника было настроение? Какая эта картина по характеру? (грустная)
-Видно он чем-то был опечален, что-то его тревожило. Наверное такая картина была за его окном.
Погода, как и человек, имеет разное настроение, как и мы с вами. Пришли с одним настроением, а уходим с другим.
-И вот наш февраль.
Слайд 7.
Стих-е «Февраль» Читает Широков Женя
-Какая основная мысль стихотворения? (23 февраля –день защитников Отечества)
-П.И.Чайковский в своём альбоме февраль посвятил «Масленице!», а это произведение -23 феврала. Как вы думаете почему? (чувства у людей разные)
-И вот ещё одна картина Саврасова «Зимний пейзаж»

-Что мы видим здесь? (лошадь, деревья, забор…, хозяин ведёт лошадь)
-Почему он её ведёт? (Она наверное устала, он её жалеет…)
-Ребята, а это город или деревня? (деревня)
-Что мы видим на переднем плане? (дорога..)-Какая она? (разбитая..)-Какой основной вид транспорта здесь? (лошади, сани)
-Что мы видим на втором плане?(деревья, забор разделяющий усадьбы)
-Ч то ещё можно сказать? (холодно и морозно)
Какое небо? (солнечное, яркое)
Какое время суток? (утро или день)
Вывод: Один художник изобразил зиму в разных картинах.
Дома посмотрите его произведения. Не забывайте и гордитесь этими великими людьми, которые жили в нашей стране.
Перелистываем страницу дальше.
Слайд 8.
На экране «Белая берёза С.Есенин.
Катя Казак читает стихотворение
Ребята, в своих карточках можете делать пометки – записывать тех людей, с которыми сегодня встречались.
-А сейчас продолжим разучивание песни «Белый снег».
Встали все.
-О чём эта песня? (о снеге , о зиме)
-Какая по характеру? (яркая, весёлая)
Прослушивание произведения С.Прокофьева
-А сейчас мы с вами послушаем произведение великого композитора С Прокофьева. Мы с этим композитором уже встречались.
-Кто написал сказку «Золушка», кто помнит? (Шарль Перро)
Слайд 8.

-Как вы думаете, а как решил С.Прокофьев написать балет к этому литературному произведению? (он с ним познакомился, прочитал его)
-С.Прокофьев стал очень рано писать музыку. Первое произведение написал в 5 лет.

-Балет этот – это спектакль. И здесь встречается Фея в виде времён года. Весной она была Феей весны, осенью была Феей осени, а сегодня она будет Феей зимы. Послушайте это произведение.
Слайд 9.
Сергей Прокофьев Балет «Золушка», вариация Феи зимы.
-Какой характер у этого произведения? (мелодичный, спокойный, фантастический)
-А какой лад, мажорный или минорный? (Мажорный, переменный)
-Музыка меняется: то она радостная, то грустная.
-Какой ритм - ровный или пунктирный? (пунктирный)
-А темп какой у произведения? (спокойный)
Вывод: Зима разная и характер произведения разный. Меняется темп, ритм.
А теперь встаньте. Я вас всех хочу превратить в снежинки. Вы будете изображать группу, которая участвует в спектакле. Вы будете снежинки в балете «Золушка» и поможете Феи зимы.
Каждый по-своему выражает танец снежинок.
Звучит вариация «Фея зимы».
-От чего зависили ваши движения? (от музыки, от цвета её выразительности)
-Давайте подытожим наше занятии: Каждый использует свои средства- художник свои, поэт свои, композитор свои и всем им нужно что? (вдохновение)
-Скажем хором это слово. ВДОХНОВЕНИЕ
О каком времени года мы сегодня говорили? (о зиме)
-Что мы с вами выяснили? (каждое произведение разное)
_Почему? (настроение у всех разное)
4. Рефлексия
Слайд 10.
Сегодня я узнал (а) на уроке…(что композитору, художнику и поэту нужно ВДОХНОВЕНИЕ)
Было трудно или (легко)…
Я понял (а) что…(все произведения разные как и характер)4. Больше всего мне понравилось…(Фея зимы…)
Домашнее задание:
Читайте стихи о зиме, нарисуйте героев нашей встречи, слушайте музыку и гордитесь, что вы живёте в стране, которая называется-----как?---------(РОССИЯ), у которой зима бывает такой разнообразной и яркой!
СПАСИБО ВСЕМ.