Урок музыки на тему Музыкальное путешествие (1 класс)


1 класс 30.01.16
Тема: Музыкальное путешествие.
Цель урока: Познакомить учащихся с основными ступенями звукоряда.
Задачи:
образовательная – формирование музыкальных знаний, умений и навыков;
развивающая – развитие эмоционально – нравственной сферы учащихся;
воспитательная – воспитание любви и интереса к музыке.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, mp3 файлы песен, аудио колонка, карточки-нотный стан.
План урока:
Приветствие
Организационный момент (создание позитивного настроя, благоприятной психологической и деловой обстановки)
Повторение пройденного материала (вопросно-ответная беседа)
Работа по теме урока
Повторение ранее изученной песни
Объяснение учителя
Показ презентации
Исполнение песни
Физминутка
Работа с карточками
Разгадывание ребусов
Просмотр видеоролика
Закрепление (вопросно-ответная беседа)
Итог урока. Выставление оценок
Ход урока:
Приветствие.
Организационный момент.
Повторение пройденного материала
Работа по теме урока
Сегодня на уроке нам предстоит побывать в волшебном и удивительном мире звуков. Мы с вами отправимся в чудесный, музыкальный, сказочный Звон – город. А чтобы поднять настроение, мы вспомним и споём с вами песню «Чему учат в школе».
Исполнение песни «Чему учат в школе»
Как я уже сказал город этот сказочный, а я знаю, что вы очень любите сказки, поэтому сейчас послушайте очень удивительную и интересную сказку!
Давным – давно звонкие нотки, которых называли «звоники» - потому что были очень звонкими, бродили по всему свету, не было у них ни своей страны, ни своего города и даже своего дома у них не было, и решили они собраться все вместе и построить себе город. Все долго думали, не зная, как приступить к работе и начали строительство города… с городской стены. Работа шла дружно и быстро, часто звучали песни. Стена получилась прочная и красивая, а по обеим сторонам ворот стали две башни, похожие на шахматные фигуры. Самого главного звоника звали ДО. Когда строительство стены подошло к концу, звоник ДО выстроил пятиэтажный дом из пяти линеек и назвал его НОТНЫЙ СТАН, а ключ от этого дома был не простой, а СКРИПИЧНЫЙ.
– Пожалуйста, заходите и отдыхайте, – приглашал ДО проходящих мимо звоников.
– Вот только, чтобы я мог разместить вас, мне надо знать, как звучат ваши
имена, а то мы внешне такие все одинаковые, что совсем не отличаемся друг от
друга, пока молчим.
– Да, мы отличаемся только звучанием своих имён, – согласились звоники.
– Тогда давайте, при встрече с друг другом мы будем здороваться, будем петь
свои имена, – предложил кто-то из звоников и все согласились.
Встречались звоники часто, их было много, и имя своё им приходилось петь на каждом шагу. Город зазвенел. Вот тогда и дали ему название: Звон – город.
Звоник ДО стоял у входа в дом, когда к нему подошел первый звоник – «Ми-и», – пропел он.
– Ребята, давайте вместе пропоём имя звоника.
– До-о, – ответил До.
– Твоё имя звучит выше моего, но немного, сказал ему До. Ты, пожалуй, займи место не слишком далеко от меня. Будешь мне помогать?
– Конечно, До.
Ми был очень рад, что сам хозяин дома назначил его своим помощником. Он сделал так, как посоветовал ему До и поселился на первом этаже, чтобы быть ближе к нему так, как До стоял на земле.
– Фа-а, – снова зазвучало около До.
Можно я буду жить с вами?
– Мы всем рады! – ответил До – Ми о тебе позаботится, ведь твоё имя немного
выше, чем у него. Вы с ним самые близкие соседи.
– Иди сюда, Фа, твоё имя выше моего, поэтому занимай место повыше, - сказал Ми
– Со-оль, – пропел подошедший звоник – Где я буду жить?
Звоник Соль держался с достоинством. Он был очень статный и вежливый, он терпеливо и спокойно ждал.
– Твоё имя звучит выше Фа. Занимай место на втором этаже, будешь хранителем
скрипичного ключа, его даже иногда называют ключ «Соль».
Когда к До подошел звоник Ля, третий этаж уже был занят, там поселился звоник Си. Поэтому Ля разместился между вторым и третьим этажом, ведь его имя звучало выше Соль и ниже Си. Ля не обиделся, он всегда был весел и общителен.
Но тут прозвучало новое имя:
– Ре-е, – звоник Ре нерешительно остановился около До.
– Ну что, малыш! Твоё имя звучит чуть выше моего, значит и жить ты будешь рядом со мной. Вот только места я не оставил… Придётся тебе жить под первым этажом, – сказал До.
– А ты где будешь жить? – заволновался звоник Ре.
– Ну, а я поживу пока в подвале, на добавочной линейке.
Когда все звоники заселились, получился музыкальный дом, давайте послушаем как он зазвучал (учитель пропевает звукоряд: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до).
А теперь вы вместе со мной пропойте имена нот – звоников живущих в этом доме.
С появлением звоника Ре жизнь в доме закипела, звоники пели песни, играли в игры и в одну такую игру они предлагают поиграть и нам.
«Запрещённая нота»
Перед началом игры выбирается запрещённая нота. Например: «ми». На доске, на нотном стане написана гамма /от До до До/. Учитель показывает на любую ноту. Учащиеся называют эту ноту и хлопают. Если учитель укажет на запрещённую ноту, ученики молчат. Если кто-то случайно хлопнет или выкрикнет, то данному ряду, где сидит зевака, приписывается штрафное очко. Выигрывает ряд, который получит меньше штрафных очков. Игру можно проводить под музыку. В данном варианте ребята всё время хлопают. Но как только учитель укажет на запрещённую ноту, ребята перестают хлопать. Игра развивает внимание, умение следить за игрой.
Сегодня мы с вами познакомились с нотами, которые существуют в музыке, а пять линеечек – этажей в доме, на которых живут ноты – звоники, называются нотным станом.
У меня для вас есть ещё один сюрприз. Я вам приготовил песню, в которой вы услышите обо всех нотках, с которыми мы сегодня с вами познакомились, называется она «До – ре – ми».
Исполнение песни «До – ре – ми»
А теперь немного освободимся и все вместе сделаем перерыв под нашу любимую Зверобику!!!
Физминутка
А сейчас вы возьмете в руки карточки, на которых расположен нотный стан и изобразите на нем ноты в том порядке, в каком они изображены на доске, вы разукрасите цветными карандашами их в цвета радуги, а затем подпишите каждую ноту.
Работа с карточками
А вы знаете что такое ребус? А любите ли вы разгадывать ребусы?
Разгадывание ребусов.
К нам в гости пришли два хороших друга Пинги и Крокки. Они тоже хотят рассказать нам про нотки.
Просмотр видеоролика.
Закрепление:
Вот и закончилось наше путешествие в Звон – город. Там мы познакомились с нотами – звониками. Давайте вместе споём их имена.
– Как называется домик ноток – звоников? (нотный стан).
– Каким ключом открывают они свой дом? (скрипичным или ключом ноты Соль).
– На каком этаже живет нота соль?
Итог урока. Выставление оценок