Конспект игры-путешествия «Математические острова»

Конспект игры-путешествия «Математические острова»

Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Математические острова». Данный материал предназначен для воспитателей старшего дошкольного возраста. Способствует развитию у детей речи, логического мышления, внимания, памяти.

Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Цель: Создание условий для интеллектуально-речевого развития посредством формирования математических представлений.

Задачи:

Образовательные: Познакомить с понятием таблица (строка, столбец), учить пользоваться простейшими таблицами. Закрепить умение соотносить цифру с количеством. Отрабатывать навыки счета. Формировать умение находить известные детям геометрические тела по осязательно воспринимаемому образу. Вырабатывать практические навыки измерения длины с помощью мерки.

Развивающие: развивать психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения.

Речевые: закрепить навыки правильного звукопроизношения; упражнять в согласовании существительных с числительными; обогащать словарь детей существительными и прилагательными, обозначающими цвет и форму предметов.

Воспитательные: дружеские взаимоотношения между детьми, активность и самостоятельность на занятии.

Демонстрационный материал: плакат с таблицей, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), цифры 0-9, геометрические тела (шар, куб, цилиндр, конус).

Раздаточный материал: карта с обозначением корабля и домика Цирцеи, к которому ведут две дороги разные по длине; полоски-мерки, карандаши, фишки.

Методическая литература:
1. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка». - М., «Баласс», 1998.
2. Степанов В.А. «Время. Времена года». - ООО «Издательство «Фламинго», 2002.
Предварительная работа: чтение мифов Древней Греции. Ход непосредственной образовательной деятельности.
(Раздается телефонный звонок)
Ребята, на наш телефон пришло сообщение. Зайчата просят помощи. Они отправились в плавание и высадились на остров, не подозревая, что на этом острове живет злая волшебница Цирцея. Цирцея заколдовала зайчат и посадила в темницу.
Ну что, ребята, спасем зайчат? (да)
Нам предстоит длинное путешествие на волшебном корабле.
Я капитан и всех приглашаю в свой экипаж. Во время нашего волшебного путешествия с нами могут случиться невероятные приключения.

Разминка.

Игра «Когда это бывает?»
- Проверим готовность экипажа к отплытию. Отгадайте мои загадки. Когда это бывает?
Над рекой заря встает
На дворе петух поет
Умываются котята
Просыпаются ребята.


Солнце в небе высоко До заката далеко Зерна в норку тащит мышь Учит азбуку малыш.
Солнце красное зашло Белка прячется в дупло Дрема в гости к нам идет Сказку он с собой ведет.


В небе звездочки горят Птицы спят, и рыбки спят. Спят цветы в саду на грядках Ну, а мы в своих кроватках. Автор: Степанов В.А.
- Экипаж в полном порядке. Поднять паруса! Отдать швартовый! Выходим в открытое море.

Остров геометрических фигур.

Игра «Рассели фигуры»
Справа по борту наблюдаю царство геометрических фигур. Но что-то там не так. Вижу, все фигуры столпились около высокого дома. Давайте подплывем и все выясним.
Ребята, оказывается, фигуры построили себе дом, но не знают, как расселиться в нем. Сейчас мы им поможем.
Давайте сосчитаем число этажей в доме (один этаж, два, три, четыре).
Этажи в этом доме называются строками. Это строки. Повторите.
Строки расположены слева направо.
Какие фигуры живут на 1 -ой строке? (круги).
Какие фигуры живут на 2-ой строке (квадраты).
А на какой строке живут треугольники? (на 3-ей).
А прямоугольники? (на 4-ой).
Ребята, на каждом этаже четыре квартиры. Квартиры в этом доме называются столбцами. Столбцы расположены сверху вниз.
В 1-ом столбце живут только красные фигуры.
Во 2-ом только синие фигуры
А в третьем столбце какие фигуры живут? (желтые)
А в четвертом столбце живут какие фигуры по цвету? (зеленые)
Идет домой красный круг. Где его квартира? Все круги живут на 1 -ой строке. А красные фигуры живут в 1 -ом столбце. Значит красный круг живет здесь (помещаю фигуру в нужную ячейку).
Идет домой желтый квадрат.
На какой строке живут квадраты? (на 2-ой строке)
А в каком столбце живут желтые фигуры? (в 3-ем столбце).
Значит желтый квадрат живет здесь.
(таким образом дети расселяют геометрические фигуры).
Ребята, геометрические фигуры поняли, кто где живет и благодарят нас за помощь. А нам пора плыть дальше.
Наше путешествие продолжается. Остров цифр.
Игра «Соотнеси цифру с количеством»
Прямо по курсу наблюдаю остров цифр. Вижу какой-то переполох. Что же там случилось. Давайте подплывем и увидим.
Цифры разбрелись по острову и потеряли свои дома. Надо помочь цифрам встать на свои места.
Ну, отважные мореплаватели, кто желает помочь обитателям острова?
Саша, помоги. Скажи, какую цифру и куда нужно поставить? А мы с ребятами, будем проверять.
Ну, вот мы и навели порядок на острове цифр. Цифры благодарят нас за помощь. А мы плывем дальше.
Остров Геометрических тел. Игра «Найди на ощупь»
Наше путешествие продолжается. Но что же это? Слева по борту вижу королевство геометрических тел.
В королевстве произошло несчастье. Злой волшебник рассердился на жителей королевства и отправил их всех в глубокое подземелье. Спасти их можно только так: на ощупь определить, что это за геометрическое тело?
Кто хочет помочь? (в мешочке шар, куб, цилиндр, конус).
Молодцы, ребята! Вы спасли все королевство!
Жители королевства так обрадовались, что пустились в пляс. Давайте и мы с ними потанцуем!

Музыкальная пауза.

- Отдохнули. Надо плыть дальше. Зайчата ждут нашей помощи. Следуем дальше по заданному курсу.

Волшебный остров.

Игра «Измерь дорожку»
Но что я вижу! Вот и долгожданный остров. Сойдем с корабля, только тихо, чтобы злая волшебница Цирцея нас не услышала (дети садятся за столы).
Ребята, наш корабль причалил к берегу. Найдите на своих листах корабль.
От корабля к домику Цирцеи ведут две дороги. Надо найти короткую дорогу, чтобы быстрее спасти зайчат.
Как узнать, какая дорога короткая? (нужно измерить).
Чем надо измерять? (меркой).
Не забывайте, что мерку надо прикладывать к началу дорожки и обязательно ставить метку. На какой дорожке уместится меньше мерок, та дорожка и короче.
Приступайте к измерению (самостоятельная работа).
Закончили. Ну и какая дорожка короче: красная или голубая? (красная). Возвращение в детский сад.
Молодцы, вы правильно справились с заданием и спасли зайчат.
Пойдемте на корабль вместе с зайчатами и отплываем в обратный путь.
На горизонте все спокойно, можно отдохнуть.

Ребята, давайте расскажем зайчатам о наших невероятных приключениях.
Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии? С кем вы встречались на пути? Кому вы помогали?
За разговорами мы и не заметили, как оказались в детском саду.