Современные программы литературного чтения, выступление на региональном семинаре «Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации разных образовательных программ» на базе Нижнекамского филиала ИЭУП ( г.Казань).

Современные программы литературного чтения
Литературное чтение, как учебный предмет в младших классах, предшествует начальному курсу литературы в школе основной, который продолжается в старших классах, построенный на историко-литературной основе.
Анализ современных многочисленных программ по литературному чтению для 1-4 классов, а также  школьная практика позволяют назвать ряд специфических черт литературного чтения в начальной школе, которые с одной стороны, делают его первой ступенью в непрерывном литературном образовании школьника, а с другой – позволяют решать традиционные для начальной школы учебные задачи.
Отбор учебного материала, т.е. текстов, предназначенных для чтения в начальных классах, должен быть осуществлен с учетом их эстетической ценности. Для чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, вошедшие в сокровищницу русской и зарубежной литературы, произведения классической детской литературы и произведения из традиционного круга детского чтения. Языковые средства, которые использованы в читаемых произведениях, не должны затмевать для ребенка содержание, т.е. форма произведения должна быть доступна ребенку.
Опора на личный опыт ребенка.
Процесс чтения по своей природе ассоциативен, поэтому глубина восприятия художественного произведения зависит от читательского и житейского опыта личности.
Ученик начальных классов не обладает богатым опытом. Поэтому, работая над произведением надо помогать ребенку художественно его переосмысливать.
Нельзя упускать из виду и читательский опыт ребенка. В дошкольном возрасте они били слушателями художественных произведений: взрослые читали им сказки, басни; многие произведения детской поэзии дети знают наизусть; им известны такие имена, как К.Чуковский, С.Маршак.
Такие произведения должны в первую очередь читаться и анализироваться на уроках литературного чтения. Выполнение этого требования будет способствовать преодолению барьера между учением и жизнью ребенка, учение будет восприниматься им как необходимая и интересная часть его личной жизни.
Обогащение личного опыта ребенка.
Безусловно, вся система начального образования направлена на развитие ребенка и обогащение его личного опыта. В рамках литературного чтения имеется в виду расширение читательского кругозора детей и обогащение детей впечатлениями от прочитанных произведений.
Анализ художественного произведения на уроках литературного чтения может осуществляться с разными целями и на разной глубине раскрытия смысла текста. Нужно учить ребенка думать над произведением «от текста к смыслу», т.е. вести текстуальный анализ.
Творческая деятельность детей в системе обучения. Творческие задания традиционно используются на уроках чтения в начальной школе. Следует предлагать детям задания двух типов:
по следам прочитанного: выразительное чтение; графическое и словесное рисование; чтение по ролям; различные виды драматизации; отбор музыкальных отрывков, соответствующих настроению литературного произведения;
создание собственных произведений (работа с позиции автора).
Результатом такого обучения является осмысление детьми слова как главного средства создания образа в литературе, освоение ими на практическом уровне необходимых литературных понятий.
Вариативность обучения.
Модернизация современной школы предполагает свободную деятельность субъектов обучения в учебном пространстве. Учитель получает  возможность выбрать системы обучения и учебники. А ученики получают возможность в определенных учебных ситуациях выбирать:
–задания, которые выполнят;
– тексты, которые прочитают;
– стихотворения, которые выучат наизусть и т.п.
Такая система работы активизирует познавательную деятельность детей, позволяет учитывать уровень читательской зрелости каждого ребенка.
В настоящее время существует немало систем учебников или учебно-методических комплексов (программ):
-  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Особенностью перечисленных программ является то, что они включают в себя учебно-методические комплекты по нескольким или всем предметам начального общего образования (например, русский язык, математика, литературное чтение и окружающий мир и т.д). Каждая программа или система имеет свои цели, задачи, принципы и особенности, с которыми можно подробно ознакомиться в пояснительных записках
В Федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ № 2080 от 24 декабря 2010 г.) в разделе "Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования" выделены четыре системы учебников: -  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
-  "Перспектива"
-  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Эти системы (учебно-методический комплексы - УМК) включают в себя завершенные предметные линии учебников уже по всем предметам начального общего образования: русский язык, литературное чтение, математика, информатика, окружающий мир, технология, музыка, изобразительное искусство, физическая культура, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский), основы духовно-нравственной культуры народов России (4-5 кл.). По программе «Перспектива» авторами учебников по литературному чтению являются Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина.
По программе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] авторами являются Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.
По программе   [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - авторы Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
По программе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Авторы:  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В
Каждая из этих программ содержит вышеописанные специфические черты литератрного чтения в начальной школе. Я работаю по программе «Школа 2100» и поэтому хотела бы немного раскрыть особенности учебников литературного чтения по этой программе.
Общая характеристика учебного предмета
По УМК [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по литературному чтению используются : учебники «Литературное чтение» (1-й класс – «Капельки солнца»; 2-й класс – «Маленькая дверь в большой мир», в 2-х ч.; 3-й класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.; 4-й класс – «В океане света», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для учителя и «Тетради по литературному чтению» для учащихся.
В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.
Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1-м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.
Во 2-м классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един.
В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные сти-хотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой».
В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретноисторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей.
Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.
В 1-м классе героями учебника становятся первоклассники Катя и Вова и их друг Петя Зайцев. Петя младше всех в классе, и друзья помогают ему: объясняют, отвечают на его вопросы, то есть занимают «позицию учителя», которая является лучшим способом самому понять предмет объяснения.
Во 2-м классе «сквозные герои» учебника – второклассник Саша и сказочный человечек Афанасий. Афанасий – знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки; Саша задаёт Афанасию вопросы, и тот отвечает или помогает найти ответ, рассказывает, читает весёлые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературного чтения во 2-м классе – это игра-путешествие.
В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» – третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник, размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики.
В учебнике 4-го класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.
Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение текста.
Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию в целом.
III этап. Работа с текстом после чтения.
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
(Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).