Развитие общекультурных компетенций учащихся на уроках биологи через инновационные средства оценки учебных достижений


Развитие общекультурных компетенций учащихся на уроке биологии через инновационные способы оценки учебных достижений.
Святочевская М.А.
Учитель биологии 2 квалификационной категории
Актуальность темы обусловлена тем, что именно общекультурная компетентность определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом. Это интегративное качество личности необходимо формировать на всех этапах процесса обучения. Вместе с тем современный образовательный процесс школы, где закладываются основы общекультурной компетентности учащихся, всё ещё остаётся традиционным и не обладает достаточным потенциалом для решения данной проблемы. Большая часть применяемых педагогических технологий не способствуют формированию общекультурной компетентности студентов. Именно решение этого противоречия делает данную работу актуальной.
Цель исследования – выявить, разработать и обосновать комплекс инновационных форм оценки учебных достижений, развивающих общекультурные компетенции учащихся.
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих исследовательских задач: 1) уточнить структуру и содержание понятия «общекультурные компетенции учащегося»
2)раскрыть сущность инновационных способов оценки учебных достижений студентов в современных условиях образования
3) сконструировать практико-ориентированную модель процесса формирования общекультурных компетенций учащихся через инновационные формы оценки учебных достижений учащихся и экспериментально проверить её эффективность
4)представить результаты влияния инновационных способов оценки учебных достижений на формирование общекультурных компетенций студентов
Гипотеза исследования. Образовательный процесс в школе будет более эффективным, если формирование общекультурных компетенций учащихся обеспечивается комплексом, содержащим инновационные способы оценки учебных достижений учащихся.
Практическая значимость исследования состоит в разработке:
- комплекса «инновационные способы оценки учебных достижений школьников»;
- методических рекомендаций по использованию педагогического потенциала способов оценки в рамках предмета в формировании общекультурных компетенций учащихся.
В трудах педагогов мы можем встретить различные трактовки понятия «Общекультурная компетенция», так, например, А.В. Хуторской считает, что общекультурная компетенция –  широкий круг вопросов, по отношению к которым учащийся должен быть хорошо осведомлен,  а именно  познание и опыт деятельности в области  национальной и общечеловеческой культуры;  духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира. [1]. В своих работах Л.С. Троянская определяет  общекультурную компетентность как интегративную способность личности обучаемого, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентация на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного характера» [2].  Данное определение ориентирует на сущностные характеристики компетентности как личностного качества, а именно способность учащихся самостоятельно  действовать при решении актуальных для них проблем.
Таком образом, общекультурные компетенции – это базовая компетентность личности,  обеспечивающая вхождение в мировое пространство культуры и самоопределение в нем, применение  профессиональных знаний и умений  в практической деятельности,   овладение нормами речевого этикета и литературного языка, а также культурой межнационального общения и способностью ориентироваться  в социуме.
Из обширного списка общекультурных компетенций для развития и формирования посредством инновационных способов оценки учебных достижений мы делаем акцент на следующие, приведенные в таблице 1:
ОК-3  - Обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных контактов
ОК-4 - готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнёрских отношений
ОК-5  - осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию
ОК-7  - владеет культурой мышления, способен к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи
ОК-8 - умеет применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования
ОК-11 - стремление к постоянному саморазвитию, повышению своего мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития
Таблица 1 «Список общекультурных компетенций»
Результаты обучения (учебные достижения) учащихся, так же как и оценивание не может оставаться прежним в условиях изменения парадигмы образования, перехода к компетентностному подходу.
Под результатом в широком смысле понимается заключительное последствие последовательности действий или событий, выраженных качественно или количественно. Возможные результаты включают преимущество, неудобство, выгоду, потерю, ценность и победу. Вопрос разработки критериев и показателей сформированности компетенций является наиболее сложным, но в то же время важным для практического решения. Индикаторами сформированности химических компетенций будут выступать прочность знаний, их функциональность, готовность решать возникающие учебные или жизненные проблемы в различных ситуациях, положительная мотивация к саморазвитию.
Основным условием при выборе средств измерения и оценивания компетенций учащихся является возможность с их помощью осуществлять многомерные измерения, проводить комплексное оценивание, определять интегрированные качества личности.
Инструментарием измерения и оценивания компетенций, кроме традиционных методов контроля, являются:
– портфолио (индивидуальное и портфолио группы на определенном занятии)[3];
– контекстные задачи (относят задачи, которые встречаются в той или иной реальной ситуации. Их контекст обеспечивает условия для применения и развития знаний при решении проблем, способных возникать в реальной жизни.);
– кейс-измерители [4] (метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей — навыки групповой работы);
-- мониторинг (учитываются все достижения каждого учащегося по предмету);
– проекты;
– междисциплинарные экзамены.
Таким образом в компетентностном подходе оцениваются не знания, умения и навыки, а уровень сформированности компетентностей, поэтому необходимо применение данных средств оценивания для выявления динамики.
Помимо развития общекультурных компетенций, данные средства оценивания за счет наличия строгих правил и критериев предотвращают ряд типичных субъективных тенденций или ошибок педагогической оценки в школьном мониторинге. С.Е. Шишов, В.А. Кальней в своей работе «Мониторинг качества образования в школе» [5] приводят примеры таких ошибок:
ошибки великодушия,
ореола,
центральной тенденции,
контраста,
близости,
логические ошибки.
Для отслеживания уровня развития и сформированности общекультурных компетенций в среднем звене, учитывая частичное знакомство учащихся с данными средствами оценивания были выбраны 3 основных показателя: время выполнения учебной задачи, объем и полнота, средний балл, на начальном этапе внедрения учитывалось также и участие всех членов группы при выполнении задания. Результат отражен в таблице 2:
Время выполнения (в минутах) Объем и полнота (по 5-балльной шкале) Средний балл за выполнение работы (по 5-балльной шкале)
Портфолио группы по учебной теме (без учета домашнего задания) 80-90 2,5 3,4
Контекстные задачи (комплект 3 задачи) 60 3 3,6
Кейс-измерители (по разделу) 40-45 2,6 3,4
Учебный проект 100-120 3,5 3,7
Табл. 2 «Результаты мониторинга по итогам 2 четверти»
В данной таблице мы можем видеть невысокие показатели объема выполнения работы и средний балл, время превышает норму в 2 раза. По сравнению с результатом 1 четверти наблюдается прирост по показателям 3, 4 граф и сокращение времени выполнения работы на 20%, заметно повышается навык работы в группе с участием 100% учащихся, усвоение правил данных способов обучения, повышение самоконтроля и стремления к лучшему результату (ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-11). Большинство детей с трудом осваивают применение имеющихся знаний в новых условиях, не проявляют умения синтеза и анализа.
Применение данных способов оценки и учета учебных достижений продолжалось в 3 четверти – заметный результат отразился в сокращении времени (около 20-30минут) на выполнение заданий, увеличении полноты их выполнения и среднего балла за работу на 1 единицу. Учащиеся стали правильнее и быстрее справляться с заданиями на применение знаний, синтез и анализ, что свидетельствует о развитии ОК-7 и ОК-8.
Литература:
Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 416 с.
Троянская С. Л. Развитие общекультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ижевск, 2004 -23 с.
Новикова, Т. Портфолио и изменение концепции деятельности школы, содержания и методов обучения / Т. Новикова, Е. Федотова // Народное образование. - 2009. - № 8
http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600Шишов C.E., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М.: РПА, 1998. 352 с.