Разработка открытого урока по информатике в 11 классе по теме Электронная почта

Конспект урока информатики в 11 классе по теме «Электронная почта»
с аспектным анализом

Общеобразовательные цели:
узнать основы электронной коммуникации;
освоить принципы функционирования электронных ящиков.
Воспитательные цели:
воспитание коммуникативных свойств личности;
воспитание толерантности;
воспитание сетевой этики.
Развивающие цели:
формирование познавательного интереса;
развитие навыков общения в сети.

Тип урока: изучения нового материала. Оборудование: компьютерный класс, экран интерактивная доска.

ЦОРы: мультимедийная презентация с опорным материалом для объяснения нового материала; интерактивный тест, интерактивный кроссворд.

Учебник: Угринович Н.Д. «Информатика и информационные технологии. 10-11 класс».

Программное обеспечение: web-браузер Internet Explorer, приложение Power Point, проигрыватель Windows Media.

Ход урока:
I. Орг. момент. Приветствие, знакомство с учащимися.

II. Актуализация знаний.
Тема предыдущего урока - компьютерные сети. Вы со своим учителем говорили о том, какие сети бывают: например, по территориальной распространенности сети могут быть локальными, глобальными, и региональными. Побеседовали о популярнейшей службе Интернета - World Wide Web (сокращенно WWW или Web), которую еще называют Всемирной паутиной.
На этом уроке мы познакомимся еще с одним из сервисов Интернета. А с каким именно Вам предстоит узнать. Для этого нужно будет ответить на 10 вопросов теста. Готовы?
Тест «Что такое компьютерная сеть»
(правильные ответы выделены синим цветом, неправильные – красным)

I. Сети нужны для совместного использования таких ресурсов, как принтеры и файлы.
да
нет

II. Сеть крупного города можно назвать глобальной.
да
нет

III. Сети на основе сервера также называются рабочими группами.
да
нет

IV. Одноранговая сеть требует установки на компьютерах серверной операционной системы.
да
нет

V. Если вопрос защиты данных является для предприятия важным, необходимо выбрать сеть на основе сервера.
да
нет

VI. Одноранговые сети рекомендуются, когда число компьютеров более 10.
да
нет

VII. Клиентские приложения получают доступ к совместно используемым ресурсам.
да
нет

VIII. Сервер предоставляет доступ к совместно используемым ресурсам.
да
нет.

IX. Компьютер в одноранговой сети может функционировать только как клиент.
да.
нет.

X. В сети на основе сервера управление доступом к данным осуществляется централизованно, что облегчает их поиск и поддержку.
да
нет
Итак, в теме нашего урока содержится десять различных букв, которые вы все (или не все) открыли в ходе ответов на вопросы.
Как Вы уже заметили, тема нашего урока состоит из двух слов. Как переводится первое слово – electronic? (электрон(ый, ая)).
А слово mail – это? (почта).
Совершенно верно, речь сегодня пойдет о почте и не только электронной.
III. Объяснение нового материала.
Давайте немного окунемся в историю: (презентация об истории почты)
Потребность в обмене информацией возникла еще при первобытном обществе. Для того чтобы выжить, первобытные люди стали сознавать необходимость совместной деятельности. При этом появилась потребность в передаче сообщений друг другу.
Вначале передача сообщений выражалась только жестами и звуками. Передача сообщений голосом имела ограниченные возможности. И человек столетиями искал и находил все более и более совершенные средства для передачи сообщений. Сигнальные барабаны в Африке, дым костров у индейцев и, наконец, гонцы. Гонец заучивал сообщение и отправлялся в путь, пока не доставлял весть по назначению.
Следует вспомнить знаменитую историю воина Диомедона. Около 490 года до нашей эры афиняне, победившие в битве при Марафоне превосходящих числом персов, отправили его с этим известием. Диомедон бежал не щадя себя и вступил в Афины, напрягая последние силы. "Радуйтесь, мы победили!" - воскликнул он и упал мертвым. Знаменитая марафонская дистанция до настоящего времени напоминает нам о подвиге греческого гонца. На самой первой Олимпиаде в 1896 году, которая состоялась в Греции, первым олимпиоником (олимпийским чемпионом) современности стал победитель марафонского бега греческий письмоносец Спирос Луис. На греческой марке 1971 года, которая представлена на экране, изображен приз, которым был награжден Спирос Луис за свою победу.
Как не торопился и не спешил гонец, большого расстояния он преодолеть физически не мог. После приручения лошади появились конные гонцы. Но у гонцов был один большой недостаток - несовершенная память. Он мог забыть или что-то перепутать в сообщении. Возможность "консервирования" сообщений появилась только с изобретением письменности.
4000 лет назад неизвестный египетский художник на одной из стен погребальной пещеры фараона Нумхотена нарисовал воина, держащего в одной руке свиток, а в другой руке - открытый лист-письмо, который подает своему начальнику. Так до нашего времени дошло вещественное доказательство о существовании почты в те далекие времена.
Славилась и древнеримская почта. Она играла огромную роль в управлении громадной Римской империей. В важнейших центрах империи содержались специальные станции, снабженные конными курьерами. Римляне обычно говорили "Statio posita in” (Станция расположена в ). По мнению специалистов, именно из сокращения этих слов и появилось слово ПОЧТА.
Документально подтвержденные сведения о возникновении почты в Китае относятся к очень отдаленным временам. Государственная почта Китая существовала уже в 1027 - 249 года до нашей эры. Она располагала пешими и конными гонцами. Позже стали назначать генерал - почтмейстеров. Эстафетная почта Китая доставляла императорские приказы и сообщения императору с необыкновенной быстротой. На древней китайской гравюре представленной на экране можно видеть, как выглядел китайский пеший почтовый гонец. Хотя работа и нелегка, но любимый зонт должен скрасить гонцу трудности далекого путешествия.
В арабском Халифате к 750 году все государство было покрыто сетью дорог, по которым курсировали гонцы - пешие и верховые на лошадях, верблюдах и мулах. Они доставляли государственную и частную почту. О большом значении почтовой службы государства свидетельствует знаменитое высказывание халифа Мансура, основавшего Багдад (762 год). "Мой трон покоится на четырех столпах, а моя власть опирается на четырех человек: это безупречный кади (судья), энергичный начальник полиции, деятельный министр финансов и мудрый почтмейстер, который информирует меня обо всем".
Государства инков в Перу и ацтеков в Мексике еще до 1500 года имели регулярную почту. Следует отметить, что почта инков и ацтеков использовала только пеших гонцов. Характерная особенность почты инков и ацтеков заключалось в том, что кроме почты, гонцы должны были доставить свежую рыбу к столу императора. Рыба доставлялась с побережья в столицу в течение 48 часов ( 500 км ).
Следует отметить, что практически везде, почта, как в древности, так и в средние века почта служила только властителям и высшим чиновникам государства. Но вот к частному человеку это учреждение очень долго не имело никакого отношения. Достаточно сказать, что в стране инков почтовые тракты вообще шли в обход населенных пунктов.
Бурное развитие ремесел и торговли в феодальной Европе заставило людей организовывать регулярный почтовый обмен между городами, поэтому и появились в то время зачатки международной почты.
Русская почта является одной из старейших в Европе. Первое упоминание о ней в летописях относится к 10 веку.
Четкая почтовая служба в России появилась, однако, только при царе Алексее Михайловиче.
На почтовом блоке, представленном на экране, выпущенном к 100-летию русской почтовой марки хорошо видны наиболее яркие страницы истории русской почты.
Как видно из этих кратких примеров, развитие почты в различных странах имело немало отличий, но, в принципе, эволюция почты различных стран шла достаточно похожим путем. Начиналась она с доставки сообщений и приказов, а на последующем развитии стала обслуживать и нужды других людей.

IV. Постановка проблемы.
Стук в дверь
Кто-то к нам стучится, ребята. (запускается видеоклип из мультфильма «Простоквашино» - «кто там?»)
Далее читаем телеграмму: «Здравствуйте, дорогие ребята! Обращаемся к Вам с огромной просьбой. Нашего сына – занесло по воле судьбы в село Простоквашино Тульской области. Мы очень сильно по нему скучаем, так никак не можем с ним связаться. Помогите найти удобное средство для общения с сыном. Заранее благодарны, родители Дяди Фёдора».
(запускается видеоклип из мультфильма «Простоквашино» - «объявление»)
Ребята, давайте поможем родителям дяди Фёдора найти средство общения с сыном, а почтальону Печкину - получить новый велосипед.
А для этого нам понадобится сравнить возможности и принцип действия электронной и обычной почты.
Об обыкновенной почте мы с Вами уже немного узнали, давайте перейдем к почте электронной Для сегодняшнего урока я подобрала в качестве эпиграфа слова Конфуция.
То, что не ясно, следует выяснить. То, что трудно творить, следует делать с великой настойчивостью.
Конфуций
Электронная почта (e-mail) это самостоятельная служба Интернета с весьма почтенным возрастом ей более 20 лет.
Электронная почта уже стала неотъемлемым средством делового и личного общения, что многие не представляют, как без неё жить. Это особенно актуально для нашей страны, в которой удручающе низкое качество обычной почтовой связи, а тарифы на междугородные телефонные разговоры слишком высоки. В этой ситуации на выручку приходит электронная почта.
С самого начала развития сети Internet электронная почта была наиболее популярным сервисом Всемирной сети. Результаты опросов пользователей подтверждают:
- свыше 90 % из них обмениваются почтовыми сообщениями по всемирной сети;
- 55 % пользователей прибегают к услугам электронной почты чаще, чем к услугам междугородней телефонной связи;
- 34 % чаще, чем к услугам местной телефонной.
В настоящее время к Internet подключено более 153,5 млн. человек и практически все применяют эл.почту.
Итак, электронная почта – это удобное и надёжное средство общения, при котором письмо в любой конец света доходит за несколько секунд.
Ребята, уверена, что многие из вас уже знают об электронной почте многое: кто-то ею умело пользуется, кто-то что-то читал или помнит этот материал из курса 9 класса.
Давайте попробуем вспомнить все вместе и ответим на следующие вопросы:
Как зарегистрировать почтовый ящик? (это можно сделать на бесплатном сервере и эту услугу может предоставить провайдер Интернета).
Обязательно ли иметь дома компьютер, чтобы зарегистрировать почтовый ящик или проверять его на наличие новых писем? (это можно делать с любого компьютера, подключенного к сети Интернет).
Какое программное обеспечение необходимо для работы с электронной почтой? (специальные почтовые программы, входящие в состав знакомого нам пакета Internet Explorer – Outlook Express).
Интернет используют только для того, чтобы отправлять письма? (не только, можно и пересылать файлы)
Как осуществить вложение файла? (прикрепить файл с помощью данной функции ЭП).
Как называется ненужная реклама, которая часто приходит к вам в ящик? (спам).
Как от него избавиться? («пожаловаться на спам», и больше он не будет приходить либо удалить его, не открывая»).
Иногда требуются уведомления о получении письма. Как это осуществить? (среди возможностей ЭП есть и эта. Необходимо просто поставить флажок у функции «уведомить о прочтении письма»).
Для удобства, где могут храниться нужные электронные адреса? (в адресной книге).
Что необходимо указывать, чтобы получателю стало понятно содержание письма? (тему)
Что такое слепая копия письма? (Копия письма, об отправке которой не узнает основной получатель сообщения).
Как называется беседа пользователей по определенной теме? (дискуссия).
Что позволяет обмениваться файлами в Интернете? (совместный доступ).
Тип сообщения, позволяющий общаться в режиме реального времени. (мгновенное сообщение).
А какие современные программы обмена мгновенными сообщениями вы знаете? (ICQ, mail agent и т.д.).
Специальная программа, с помощью которой можно получать и отправлять почтовые сообщения. (почтовый клиент)

Сервис, о котором мы сегодня с Вами так много говорим, является все-таки ПОЧТОЙ, поэтому проведём аналогию с обычной почтой.
Вспомним, как это происходит: Что нужно, чтобы общаться посредством электронной почты.
(видеофрагмент «имя адресата»)
1. Необходимо знать, как зовут адресата.
1. Знать имя вашего адресата.
Uncle_Fedor

2. Знать адрес, где находится.
2. Знать, где находится электронный ящик адресата.
mail.ru

Посмотрите, какой адрес почтового ящика получился [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Адрес электронной почты записывается по определенной форме и состоит из двух частей:
имя_пользователя@имя_сервера.
Точки и символ @ - разделительные знаки. Разделённые точками части электронного адреса называют доменами. Каждый домен уточняет место положения почтового ящика адресата в компьютерной сети. Количество доменов может быть различным: два, три и более. Доменные адреса читаются справа налево. Крайняя группа букв обозначает домен верхнего уровня. Домены верхнего уровня бывают двух типов: географические (двухбуквенные – каждой стране соответствует двухбуквенный код) и административные (трехбуквенные).
Географический домен России обозначается как ru. Обозначение административного домена позволяет определить профиль организации, владельца сервера Интернет. Не нужно думать, что в адресах всегда используется административно-географический принцип (страна-город-район и т.д.).
Вся часть адреса, расположенная справа от значка @, является составным именем узла сети, содержащего почтовый ящик абонента. В целом, электронное письмо состоит из конверта и текста. Отправитель на своём компьютере формирует файл с текстом письма, заполняет конверт. Затем он выходит на связь со своим узлом и пересылает письмо в свой почтовый ящик. Почтовый сервер с определённой периодичностью просматривает все почтовые ящики своих абонентов и, обнаружив там исходящую корреспонденцию, организует её отправку по сети. Почтовый сервер сразу же отправит это письмо через систему почтовых серверов Интернет на почтовый сервер получателя, которое попадает в его почтовый ящик. Получатель получит письмо после того, как соединится с Интернет и “заберет” почту из своего почтового ящика.
Функционирование электронной почты
К электронному письму могут быть подсоединены самые разнообразные файлы. Адресат их получит вместе с текстом письма.
(видеофрагмент «письмо», «картинка в письме»)

3. Нарисовать на листе бумаги рисунок или вложить в конверт открытку, фотографию.
3. Прикрепить к письму вложенные файлы: с графикой, звуком, программами и пр.

(видеофрагмент «телеграмма _ бандероль»)

4. Написать в письме текст и заклеить письмо, отнести на почту или опустить в специальный ящик.
4. Воспользоваться услугами специальных почтовых программ, которые помогут Вам “отправить” и “получить”, “просмотреть” электронную почту.

(видеофрагмент «документы»)

4. Периодически проверять свой ящик (открывать его с помощью ключа) или предъявить документы для его получения.
4. Открыть электронное письмо, пришедшее Вам, сможете только Вы, воспользовавшись “электронным ключом” от своего почтового ящика – паролем, который вы же и назначаете.

(видеофрагмент «чтение письма»)

5. Распечатать конверт и прочитать письмо.
5. Щелкнуть мышью на гиперссылку нового письма.


Чтобы при чтении вашего письма не случилось такого казуса, необходимо уметь грамотно и правильно вести переписку через электронную почту. Поэтому необходимо затронуть сегодня и сетевой этикет или «нетикет».
Давайте познакомимся с правилами нетикета.
Всегда помните, что вы общаетесь с живыми людьми, а не с компьютерами. Это, пожалуй, самое главное, что нужно не забывать при работе Интернете.
Старайтесь всегда указывать в поле Тема, о чем идет речь в письме, чтобы получатель сразу же мог узнать о его содержании.
Избегайте использования заглавных букв в тексте письма: это воспринимается как невоспитанность (все равно, что громко кричать при обычном разговоре).
Чтобы сделать общение со знакомыми и близкими людьми более «эмоциональным», можно использовать смайлики, составленные из нескольких символов.
Старайтесь писать короткие сообщения, а длинные – разбивайте на части пустыми строчками, чтобы облегчить понимание.
Пишите грамотно, корректно составляйте фразы, иначе возможно неправильное истолкование ваших слов.
При ответе на письмо включайте в него (цитируйте) только те части исходного сообщения, которые нужны для понимания вашего ответа.
Избегайте лишнего украшательства – большое количество картинок, шрифты различных цветов, размеров и т.д. часто лишь затрудняют чтение письма и увеличивают его объем (а значит, и время пересылки). Это оправданно разве лишь в электронных поздравительных открытках. Устаревшие почтовые программы вовсе не воспринимают такие сообщения.
Всегда подписывайте свое письмо, включая в подпись свое имя и другую существенную для общения с вами информацию (например, телефон, адрес, должность и пр.).
Помните, что обычно письма передаются по сети в незашифрованном виде, поэтому никогда не включайте в электронные сообщения информацию об именах, паролях доступа, номерах кредитных карт и т.д.


Некоторые сокращения, часто используемые при общении в Интернете:
FYI (“for your info”) – «К сведению»
ASAP (“As soon as possible”) – «Как можно быстрее»
IMO (“In my opinion”) – «По моему мнению»
IMHO (“In my humble opinion”) – «По моему скромному мнению»
AFAIK (“As far as I know”) – «Насколько мне известно»
BTW (“by the way”) – «Кстати»
BBL (“be back late(r)”) - «Буду поздно», «вернусь поздно»
TTYL (“Talk to you later”) – «Потом поговорим»
SIT (“Stay in touch”) – «Оставайся на связи»
BCNU (“Be seeing you”) – «Увидимся»
SOS – «помогите»

Эти смайлики помогут вам выразить свои эмоции в электронных сообщениях:
:-) – улыбка; ;-) – подмигивание; :-* - поцелуй;
:-( - грусть; :-о – изумление; :-0 – крик;
:-D – смех; {} – зевота; :-Р – показывать язык;
:-| - быть в раздумьях; :-> - злая ухмылка; :-\ - непонимание;
8-) – довольство

V. Закрепление полученных знаний.
Ребята, давайте с Вами расшифруем послание Печкина:
:-| , :-\. ASAP SOS получить велосипед. (Я в раздумьях, ничего не понимаю, как можно быстрее помогите мне получить велосипед).
Правильно. Ну а теперь, ребята, мы должны помочь Печкину сделать свой выбор: т.е. ответить на вопрос какой почтой лучше всего пользоваться для общения дяди Фёдора с родителями. А для этого вы должны будете после всего сегодня сказанного выполнить задание у себя за компьютерами.

Задание. Выберите услугу, которая отличается большим преимуществом .
Обычная почта
e-mail

Скорость пересылки сообщений

-
+

Время передачи и доставки письма

-
+

Цена письма

-
+

Может содержать не только текстовое сообщение, но и вложенные файлы (программы, графику, звук и пр.).

-
+

Нет ограничений размера пересылаемых данных.

+
-

Возможность послать сообщение сразу нескольким абонентам.

-
+

Возможность пересылать письма на другие адреса.

-
+

Включить автоответчик, будет для автоматического ответа на все приходящие письма.

-
+

Создать правила для выполнения определенных действий с однотипными сообщениями (например, удалять рекламные сообщения, приходящие от определенных адресов).

-
+


Итак, мы сделаем какой вывод?(целесообразнее использовать электронную почту). (нажать на ссылку – картинку Эл.почта для запуска видео)

Ребята, в рамках одного урока, тем более такого короткого невозможно рассмотреть электронную почту со всех сторон, но давайте, чтобы закрепить ваши знания решим еще небольшой кроссворд? (решаем на интерактивной доске кроссворд)






5




6


















М




П


















Г




О


















Н




Ч


















О




Т


















В




О
















1
Т
Е
М
А


В


















Н




Ы


















Н




Й


















О




*















2
С
Л
Е
П
А
Я
*
К
О
П
И
Я














*




Л















3
Д
И
С
К
У
С
С
И
О
Н
Н
А
Я
*
Г
Р
У
П
П
А






О




Е


















О




Н


















Б




Т


















Щ


















4
С
О
В
М
Е
С
Т
Н
Ы
Й
*
Д
О
С
Т
У
П











Н























И























Е











































Предмет обсуждения почтового сообщения. (тема)
Копия письма, об отправке которой не узнает основной получатель сообщения. (слепая копия)
Сообщество пользователей, объединенных общими интересами и общающихся с помощью Интернета. (дискуссионная группа)
Что позволяет обмениваться файлами в Интернете? (совместный доступ)
Тип сообщения, позволяющий общаться в режиме реального времени. (мгновенное сообщение)
Специальная программа, с помощью которой можно получать и отправлять почтовые сообщения. (почтовый клиент)

VI. Рефлексия.
Скажите, что нового вы сегодня узнали на уроке?
Что повторили?
Что пригодится вам в дальнейшем? Где пригодится?
Будете ли Вы теперь пользоваться правилами нетикета при общении?

VII. Домашнее задание. Опорный конспект, § 5.1., вопросы п/п., задание в опорном конспекте письменно.



























Самоанализ урока информатики в 11 классе
по теме: "Электронная почта"
В данном уроке я преследовала следующие цели:
Общеобразовательные:
узнать основы электронной коммуникации;
освоить принципы функционирования электронных ящиков.
Воспитательные:
воспитание коммуникативных свойств личности;
воспитание толерантности;
воспитание сетевой этики.
Развивающие:
формирование познавательного интереса;
развитие навыков общения в сети.

Тип урока: изучения нового материала. Оборудование: компьютерный класс, интерактивная доска.
ЦОРы: мультимедийная презентация, опорный материал для объяснения новой темы, интерактивный кроссворд.
Учебник: Угринович Н.Д. «Информатика и информационные технологии. 10-11 класс».

Структура урока соответствовала выбранному типу. Материалы моего урока соответствуют принципам научности и доступности и учитывают возрастные особенности данной группы учащихся. В ходе урока я применяла индивидуальные, фронтальные формы работы, элементы поисковой и исследовательской работы.
Для того чтобы повысить интерес учащихся к теме, я использовала современные информационные технологии, основывалась на принципах концентрического обучения.
Данную тему урока можно раскрывать на учениках любого возраста, только с разной глубиной.
Ученики, которые присутствовали на уроке, уже имеют первоначальные знания по темам «Интернет» и «Электронная почта». Эти знания и были отправной точкой для более глубокого исследования и получения объективной информации по данной теме.
На уроках я использую интуитивные методы диагностики, вижу и отслеживаю, кто на уроке показал знания более глубокие, чем одноклассники.
Для достижения поставленной цели я пыталась создать комфортный психологический климат и атмосферу сотрудничества.
Какую оценку своему труду может дать учитель после урока? А что такое вообще урок? Это 30 минут совместного творчества. И если за эти 30 минут каждый ребенок пополнил свой запас знаний хоть на сколько-нибудь, то я довольна собой.